Знаниями по математике колымские девятиклассники никак не порадовали - без двоек итоговый экзамен сдали только три школы в Ольском районе, во всех остальных хотя бы один «неуд», да есть.
Ниже и ниже
Задачу девятиклассникам ощутимо осложнили новые критерии оценок. Если раньше на экзамене по математике разрешалось вы-брать один из модулей (реальная математика, алгебра, геометрия), то сейчас обязательны все три. И по каждому выставляется балл. Не преодолел школяр минимальный порог хотя бы по одному модулю, экзамен не сдал. В совокупности, чтобы получить тройку, нужно набрать 8 баллов.
«Очень сложная работа была по математике, - убеждена директор гимназии № 24 Татьяна ИЛЬЯШЕНКО, - у нас получили двойки дети, которые набрали и 12, и 14 баллов, но им не хватило одного балла по алгебре или геометрии. Эти критерии, я считаю, вообще неразумны, - оценивать работы нужно по совокупному баллу».
Не будь столь жестких условий, двоек, очевидно, было бы поменьше. Но очевидно и то, что дело не только в условиях. «Дети не смогли выполнить даже простейшие арифметические действия, - констатирует начальник отдела министерства образования региона Ирина ГОРНОСТАЕВА, - не справились с заданиями на десятичные дроби, с линейными уравнениями».
Иные школяры, например, написали: 2x9=6, 7+5=25. Хорошо, если только волнение, под прицелом видеокамер и десятков чужих глаз вполне объяснимое, сыграло с детьми недобрую шутку, а если это не описки вовсе? Да и год назад девятые классы показали еще худший результат, хотя тогда минимальный и совокупный порог предлагался всего в 5 баллов.
Сами учителя же и сетуют: уровень знаний по математике снижается, контрольные школяры пишут все хуже. В этом году даже ребята, которые обучаются в областном центре при СВГУ «Одаренные дети», и те не оправдали надежд. На региональном этапе олимпиады по математике набрали такой мизер баллов, что на Всероссийский этап не прошли.
Почему слабеем?
Хронические неудачи в математике побудили наше министерство сделать в 2014/2015 учебном году сильный акцент на изучение этого предмета, учителя сил не жалели, занимаясь с ребятами дополнительно. Почему же усилия тщетны?
«Раньше на математику в общеобразовательных классах отводили 6 часов в неделю, сейчас всего 5, - размышляет руководитель городского методического объединения учителей математики Надежда ДОРТГОЛЬЦ, - и вплоть до середины апреля мы изучаем новые темы, времени на повторение материала не остается. Приходится скакать галопом по Европам».
«Честно говоря, дети сейчас слабенькие, в том числе и по здоровью, - считает замдиректора по УВР магаданской школы № 15 Елена МИХАЙЛОВА, - уровень восприятия учебного материала снижается. Почему так происходит, трудно сказать. Это комплексная, многогранная проблема. Дети сейчас другие, в сравнении с теми, что были 10-15 лет назад, у них другие ценности, другие приоритеты, учиться им не интересно».
Дети не усваивают материал. не хотят учиться - это объяснение учителя ставят во главу угла. «Мы не можем признать нежелание учиться за основную причину, - возражает Ирина Горностаева, - потому что мы должны дать детям базовое образование. Будем анализировать эту проблему, искать другие подходы».
Обстоятельный анализ неудач в математике еще впереди, но в некоторых районах уже принято решение тех учителей, у кого много двоечников, лишить стимулирующих доплат за подготовку к ОГЭ. Одно дело, когда 1-2 ученика получили двойку, совсем другое - когда полкласса, рассудили чиновники.
Между тем и по русскому языку мы не сильно блеснули знаниями - экзамен завалили девять процентов девятых классов. Только пересдача позволит двоечникам получить аттестат.