Эту чудовищную картину 22-летней магаданке Кате Лемак вряд ли скоро удастся забыть. 24 мая, воскресенье, 20.00. Сутки после собственной свадьбы. Тихий вечер в паре километров от излюбленного горнолыжниками и парапланеристами Арманского перевала…
Катя ждет в машине родственников, которые собирают вещи после пикника. Невдалеке еще одна компания что-то празднует.
Вдруг она замечает, как со стороны перевала на высокой скорости несется автомобиль. Девушка обеспокоена: «Сейчас водитель поймает бровку, и все…». Она сама только что ехала по такой же плохой грунтовке, но с гораздо меньшей скоростью, и чувствовала, как машину неукоснительно несет к краю. В этот миг авто виляет и, как в замедленной киносъемке, переворачивается четыре раза и падает в кювет. Над дорогой облако пыли, но дует ветер, оно рассеивается, и будто ничего не было: по месту, где секунду назад, словно консервная банка, кувыркалась машина, едут другие и даже не подозревают, что в паре метров, по-над дорогой, кому-то отмерены последние минуты жизни.
Родственники уже в салоне, поторапливают, скорее хотят в город. Но Екатерина не в силах вымолвить и слова, в панике показывает пальцем в сторону, где только что видела страшное ДТП. Подъезжают, выскакивают на улицу, бегут к обрыву… «Ниссан Скайлайн» еще немного дымит, хоть передней частью погружен в болото. В салоне никого.
- У меня было впечатление, что этот автомобиль пролежал там несколько лет, а не упал только что, - с содроганием вспоминает очевидица. - Только в следующее мгновение, присмотревшись, наткнулась на детскую шапочку: в кустах лежал и плакал маленький мальчик.
Еще через секунду Екатерина заметила, что поодаль в воде лежит девушка, рядом с ней парень. Он без сознания. Видно, что люди сильно пострадали, у них множественные переломы. А в противоположной стороне сидела и ошалело вертела головой еще одна девушка, которая, по всей видимости, пребывала в шоке. Молодой человек рядом с ней тоже находился в сознании, что-то говорил.
А по дороге с грохотом, отбрасывая камни из-под колес, летели машины. Семья Лемак стала тормозить попутки, просить помощи в доставке малолетнего ребенка в больницу.
- Мальчика взяла третья или четвертая машина, - говорит Екатерина Лемак, - женщина с мужчиной. Никого не хочу обижать, но многие не спешили помочь, если и останавливались, спрашивали, что случилось, и давали по газам. Родители говорят, за рулем было много пьяных - люди возвращались с отдыха навеселе.
Тех, кто отказался помочь, просили хотя бы вызвать «скорую помощь», как только появится связь. Но после молодые супруги сами поймали волну и позвонили в службу 112. Оказывается, до них туда так никто и не обратился… Компания, что поодаль наслаждалась приятным вечером и жареным мясом, проигнорировала разворачивающуюся на их глазах драму. Слава богу, нашлись и неравнодушные люди, которые укрывали пострадавших своими куртками, старались помочь, чем могли. А родственники Кати и ее молодой супруг выносили раненых на столе, привезенном с собой для пикника, на дорогу, чтобы те не лежали на мокром, чтобы их быстрее увезли в больницу.
Первой подъехала машина реанимации, потом еще две «скорые помощи», спецмашина МЧС и ГАИ. Вот что сказано на официальном сайте ведомства: «24 мая в 20.00 на 17-м км 273-й автодороги Магадан - Балаганное - Талон водитель автомобиля «Ниссан Скайлайн» не выбрал скорость, обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, не справился с управлением и совершил съезд с проезжей части с последующим опрокидыванием. В результате дорожно-транспортного происшествия 3 человека получили ранения, 2 человека погибли на месте ДТП.
Пострадавшие доставлены в Магаданскую областную больницу, где им оказали медицинскую помощь. Среди пострадавших в дорожном происшествии был ребенок 3 лет и двое подростков 15 - 16 лет, один из которых погиб на месте. По данному факту проводится проверка, по результатам которой будут установлены все обстоятельства совершения данного происшествия».
Кате о том, что в этой страшной катастрофе погибли люди, родители так и не сказали, хоть пострадавшая девушка умерла у них на руках. Их дочь до последнего была уверена, что жизням пассажиров ничто не угрожает. Теперь она переживает, что им можно было помочь, но в автомобильной аптечке по правилам больше нет ничего, что можно было бы уколоть в экстренной ситуации, только бинты, таблетки.
- Может быть, простое обезболивание спасло бы чью-то жизнь, - запоздало сокрушается она. - А еще непонятно, почему в Армани нет поста ГАИ.
В последнее время мы часто говорим о колымском братстве не как о фактической общности земляков, а как о некоем чувстве, делающим нас людьми особой касты. Это чувство, как и любовь к Родине, уважение к старшим, нужно воспитывать в себе, своих детях и внуках. Чтобы, когда кто-нибудь попадает в беду, мы не проносились мимо в своих авто, поднимая облака пыли и думая, что чужое горе нас не касается, а поступали так, как наши отцы и деды, - протягивали руку помощи попавшему в беду невзирая на лица и возможную благодарность. Хорошо, что среди нас еще много достойных людей, на которых можно положиться в любой ситуации. И плохо, что нашлись и такие, кто тупо стоял на обочине, снимая происходящее на камеру мобильного телефона, решив без спроса увековечить момент чужой боли и агонии.