«Круглый стол» вокруг мусорных контейнеров


Разорванные пакеты возле мусорных контейнеров, которые растаскивают по двору бродячие собаки и голодные чайки… Глядя на все это, негодуем - когда же будет наведен порядок? Казалось бы, в этой старой проблеме следовало бы давно поставить жирную точку. Однако…

ТРУДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Взаимодействие собственников жилых помещений многоквартирных домов с управляющими компаниями стало главной темой «круглого стола», который организовал и провел Магаданский институт экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики. В его работе приняли участие руководители Государственной жилищной инспекции Магаданской области Василий Кравцив, Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Магаданской области Ксения Суханкина, управляющие компаний Сергей Зюбин и Максим Малахов, эксперт в сфере ЖКХ Владимир Гундорин.
Василий Кравцив начал разговор с темы контейнерных площадок для мусора. Он рассказал, что в рамках своих программ муниципалитет их лишь устанавливает, но не обслуживает. При этом проблема не только в обеспечении вывоза мусора с контейнерной площадки, но и в том, чтобы ремонтировать контейнеры, площадки. И здесь возникает правовой вопрос - кто за что отвечает?

- Когда начинаешь разбираться, оказывается, что земельный участок под контейнерную или детскую площадку не включен в состав общего имущества многоквартирного дома, - сказал он. - Ожидалось, что вопрос будет решен благодаря новым правилам благоустройства, разработанным мэрией города Магадана. Но городская прокуратура выявила в них ряд противоречий федеральному законодательству и вынесла протест. Надо сказать откровенно, мы не готовы работать по новым правилам благоустройства, так как у нас нет четкого понимания по многим вопросам, в том числе по земельным участкам, отведенным под мусорные площадки. Соответственно, нет правовой возможности воздействовать на управляющие компании. Хотя для всех очевидно, что бесконтрольной эта ситуация оставаться не может. Считаю, что в правилах благоустройства не должно быть никакой двусмысленности, необходима четко сформулированная нормативная база.

- Попытка мэрии разработать новые правила благоустройства была предпринята в обход установленных Правительством РФ правил управления, содержания и ремонта многоквартирных домов, - считает эксперт в сфере ЖКХ Владимир Гундорин. - Если говорить о цене за предоставленные услуги и работы, то она на протяжении многих лет формируется методом индексирования. За основу берется установленная в мохнатых годах и каждый год умножается. По этой причине у нас нет ясных критериев формирования цен. Я обращал внимание мэрии города Магадана на это. Если говорить об ответственности собственника жилья, то действующим законодательством она не предусмотрена. Чтобы этого добиться, придется переписать действующий Жилищный кодекс, что было не раз. Но мы же не можем это делать бесконечно. За последние 10 лет, пока он существует, появилось два новых раздела - лицензирование и капитальный ремонт. А все потому, что прежде собственника не сумели заинтересовать в порядке договора управления. Законодатели пробел устранили, ввели капитальный ремонт. Население накапливает средства для проведения тех или иных работ. Можно их сделать сегодня, можно отложить и на потом. С лицензированием, посредством которого профильтровали управляющие компании, ситуация несколько другая. Пока это не привело к улучшению качества услуг.

РАЗМЫТЫЕ ГРАНИЦЫ

Своим мнением поделился руководитель ООО «Жилсервис» Максим Малахов:

- Коль контейнерная площадка ни за кем не закреплена, то найти ответственное лицо практически невозможно. Еще больше вопросов по поводу совместных дворовых территорий, которые входят в сферу обслуживания нескольких управляющих компаний и ТСЖ. В этой ситуации баланс интересов найти сложно. В конечном итоге страдают жильцы - собственники многоквартирных домов. В областном центре достаточно органов, которые проверяют работу управляющих компаний. При этом каждый это делает по своему убеждению и усмотрению, не принимая во внимание временной график уборки мусора, который согласован с перевозчиком. Например, подбор просыпавшегося мусора из контейнеров возлагается на перевозчика. Если он свою обязанность не выполнил, критические стрелы летят в адрес управляющей компании. В общем, нам пора определить четкие критерии в этих взаимоотношениях, которые должны быть отрегулированы правилами благоустройства.

ВЗЯЛИ НА СЕБЯ

В ООО «Обслуживающая организация города Магадана» решили не заниматься поиском лица, ответственного за контейнерную площадку и придомовую территорию. Там эту проблему решили кардинально.

- Мы одни из первых, кто присоединил придомовую территорию по кадастровому участку и закрепил ее в САТЭКе, - рассказал генеральный директор ООО «Обслуживающая организация города Магадана» Сергей Зюбин. - Это удобно, так как отныне мы знаем свои границы, ответственность. Однако добавление уборки дворовой территории и контейнерной площадки повлекло за собой увеличение платы. Но собственники отказываются платить и нести какую-либо ответственность. По сути, управляющая компания начинает бесплатно убирать территорию. Само собой, возникает вопрос - как возместить понесенные расходы? Попытка увеличить размер оплаты за обслуживание ни к чему не привела. Один или несколько собственников в доме собираются с намерением обжаловать решение общего собрания собственников через суд. Как правило, суд становится на их сторону. И тогда мы решили пойти по другому пути - через процедуру, прописанную в Жилищном кодексе, попытались «затолкать» в состав общего имущества контейнерную площадку вместе с контейнерами. И снова тупик. Собственник отказывается брать на себя дополнительные расходы по содержанию дворовых территорий. По нашим подсчетам, размер платы за обслуживание многоквартирных домов должен составлять не менее 35 рублей за квадратный метр. Это тариф, благодаря которому управляющая компания более-менее может содержать дом и прилегающую территорию в надлежащем состоянии. Мы готовы содержать и бесхозные детские площадки, и городки, для чего необходимо минимум 1,2 рубля за квадратный метр.

ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЮТ?

- За три копейки не сделаешь ничего, - согласилась с мнением Сергея Зюбина руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Магаданской области Ксения Суханкина. - Платим по тарифам экономкласса, а требуем премиум. Но собственники жилья не верят, что после увеличения тарифа качество обслуживания улучшится. Они говорят, сколько не заплати, все равно ничего не сделают. К нам в центр с жалобами на работу обслуживающих компаний и ТСЖ обратились 700 жильцов. И это, согласитесь, говорит о многом. Отдельно хотела бы остановиться на плате за ОДН. Собственники жалуются на непомерную плату, но ничего не делают, чтобы проконтролировать расход электроэнергии и воды. Получается, за этим следит та же управляющая компания. Но у них нет никаких рычагов, чтобы бороться с теми, кто держит в подвалах морозильные камеры, обогревает зимой автомобили за счет дома. Для этого надо вызывать полицию, фотографировать. Мы проводим на эту тему семинары, объясняем, но, кроме разговоров, дальше дело не идет. Поговорили, разошлись, и все осталось по-прежнему.

Представитель департамента цен и тарифов, который принял участие в работе «круглого стола», считает, что у собственников напрочь отсутствует правовое воспитание, что они плохо информированы о графике уборки и приезда мусорной машины.

ПО БАРАБАНУ?

- Да жителю по барабану все эти графики, - считает Ксения Суханкина. - Им главное, чтобы было чисто. А когда коммунальщики будут вывозить мусор, мало кого интересует…

- Собственнику по барабану не только площадки, но и собственный подъезд, - считает Сергей Зюбин. - Например, когда в квартирах идет ремонт, то зачастую весь строительный мусор складируется прямо в подъезде. Обычно «автора» вычисляем по пыли, которая тянется в его квартиру. К совести, ответственности мы привлечь жильца не можем. Обращение в административно-техническую инспекцию ничего не дает. Там один ответ - обращайтесь в суд. Но чтобы туда обратиться, управляющей компании необходимо заплатить 6 тысяч рублей… Это, так сказать, цветочки. Собственник не подписывает акты выполнения работ, договор на обслуживание, протоколы решения собрания собственников. Он вообще сторонится всяких подписей. В результате у управляющей компании нет правовых документов, чтобы двигаться дальше и работать. Это наболевший вопрос, который волнует всех без исключения руководителей управляющих компаний.

ЗАИГРАЛИСЬ?

После того как РЭУ сменили ТСЖ и управляющие компании, проблем в ЖКХ меньше не стало. И ситуация с контейнерными площадками, вокруг которых шел разговор за «круглым столом», яркое тому доказательство. Словно играющие в песочнице дети, мы никак не можем разобраться, чье ведерко, а чья лопатка…

И еще: месяцем раньше в пресс-центре издательского дома «Комсомольская правда (г. Москва) состоялся «круглый стол» на тему «Потребительский рейтинг проблем в сфере ЖКХ». На нем исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева представила итоги первого квартала 2015 года. Рейтинг составлялся на основании анализа обращений, поступивших в приемную НП «ЖКХ контроль» и общественные приемные региональных центров общественного контроля. Всего было проанализировано 7685 обращений из 71 региона России.

- Уверенно лидирует тема непрозрачности начислений за ЖКУ, - подчеркнула Светлана Разворотнева. - Люди не понимают, как производятся начисления. Серьезное беспокойство граждан продолжают вызывать начисления за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды. По этому вопросу в общественные приемные обращается каждый десятый. Несмотря на то что в соответствии с 344-м постановлением Правительства РФ большинство субъектов ввело ограничения на величину платы за ОДН, остроту ситуации это не сняло. Проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, «двойные квитанции», фальсифицированные решения общего собрания также остаются в тройке лидеров на протяжении длительного периода. К сожалению, начавшийся процесс лицензирования управляющих компаний ситуацию не изменил.

Надо сказать откровенно: «круглые столы», семинары на тему ЖКХ лишь оголяют проблему, но никак еене решают. Разорванные пакеты с мусором как были вокруг контейнеров, так там и остаются. На мой взгляд, прежде чем критиковать коммунальщиков, нам надо начать с себя, а потом уже требовать с других. Например, бросить пакет с мусором в контейнер, а не мимо него. Глядишь, и проблем будет меньше.

Автор: Виталий ХОЛОИМОВ

Автор:  Автор: Виталий ХОЛОИМОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки