При избытке торговых центров, банков и ювелирных магазинов в нашем городе нет ни одного хорошего книжного. Духовной жаждой мы не томимы?
НА ЗАДВОРКАХ
Когда-то Магадан слыл читающим городом, и этот статус подкреплялся наличием по крайней мере четырех больших книжных магазинов. Сегодня там продают что угодно, только не книги: сапоги, стройматериалы, мебель. Последним оплотом читающего Магадана оставался до недавних дней магазин «Луч», верой и правдой служивший городу 50 лет, но и он приказал долго жить. Вместо книг в бывшем «Луче» торжествуют диваны.
Книжный бизнес, если и существует сейчас в Магадане, то задвинут на самые жалкие задворки и закутки. И предлагает он читателю по большей части учебную и справочную литературу, беллетристику и детективы. Приобрести нужную книгу у нас есть только один способ - заказать в интернет-магазине. Это, в общем-то, неплохо, но не совсем удобно - выбирая заветный том, его хочется полистать, подержать в руках, и приобрести его хочется сразу, а не выжидая месяц, пока доставят в Магадан.
Почему же нам не дано покупать книги в своем родном городе? Не в селе мы, кажется, живем, а в городе, претендующем на звание культурной столицы края, в городе, принципиально отвергающем название провинции. А у нас же, таких культурных, на каждом шагу сплошь ювелирные да продуктовые.
НУЖЕН ПРОСТОР
В муниципалитете только разводят руками: что поделаешь, правят бал законы рынка. «Муниципалитет не вправе определять профиль торговли, - поясняет председатель городского комитета по работе с хозсубъектами Наталья РЫСЬКОВА, - это личное дело самих предпринимателей. Они выбирают те направления, которые считают востребованными и прибыльными».
Неужели книга не востребована в Магадане?
«Книга востребована, - говорит директор магазина «Луч на Билибина» Светлана БАЛАШ, - но это не высокодоходный бизнес, развивать его можно только в сочетании с чем-то другим, например, с канцелярией. И сложность не только в этом. Книжной торговле нужен простор, воздух, атмосфера, на это требуются торговые площади. Но просторные помещения очень дороги. Сейчас продается одно ателье в центре, цена - 20 млн рублей. В другое время я бы непременно выкупила его, влезла бы в долги, но из-за кризиса многие банки приостановили кредитование или же выставляют безумные проценты».
ЗАДАЧА ВЛАСТЕЙ
Получается вроде бы замкнутый круг - и предпринимателям хороший книжный не под силу, и органы власти не считают себя вправе им помогать. Но, может, этой идеей они просто не озадачились? «Книжный бизнес нуждается в государственных преференциях, - заявил директор федерального агентства по печати Михаил СЕСЛАВИНСКИЙ. - Например, через систему грантов. И сделать это могут только местные власти».
Почему, например, фермеров местных мы находим возможность поддерживать, а книжный бизнес - нет? На этом свете мы живем, кажется, не для того только, чтобы набивать свои желудки. Нужна нам и пища духовная.
«Книжный магазин - звено в той же цепи, что музеи, библиотеки, концертные залы, - считает профессор кафедры русского языка СВГУ Александр СОКОЛЯНСКИЙ. - Если же все ставить в зависимость от прибыли, давайте их тоже закроем, раз они не высокодоходны! Но если мы хотим существовать в культурном пространстве, мы должны иметь и хороший книжный. И власти должны поддержать этот проект».
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ