Поймали пыль золотую


От других добычных предприятий ООО «Гран» отличается не только тем, что позже всех завершает промсезон (на этот раз 5 ноября), но и самым высоким показателем добытого золота на старых отвалах, техногенке - более 2,5 кг на одного члена коллектива при содержании металла всего 0,15 г на куб. В этом году артельщики добыли 250 кг драгметалла. Директор «Грана» Юрий Бабий, который отработал сороковой промсезон, считает, что это предел.

ОФИС РЯДОМ С ЗАВОДОМ

Ежегодно в конце промсезона я встречаюсь с руководителем «Грана» в офисе, который находится недалеко от ММЗ. Такое соседство вовсе не случайно. Много идей и проектов, которые разработал Ю. И. Бабий, потом заводчане воплотили в металле. В результате получился не только высокопроизводительный промприбор ГГМ-5 (на снимке), но и комплексные дизельные насосные электростанции, шлюзовые приставки. Коллеги обращаются к нему за опытом, просят помочь организовать добычу новых предприятий. И он никому не отказывает.

Начинал Юрий Игнатьевич свой горняцкий путь с проходчика шахты одного из приисков Тенькинского ГОКа, куда устроился сразу после службы в армии. И если одни после очередной смены старались хоть на время забыть суровые производственные будни, пытливый ум молодого проходчика не давал ему покоя. Юрия интересовали горные механизмы, оборудование, и было огромное желание сделать так, чтобы они работали быстрее и экономичнее. Такая инициатива давала положительный результат. Комсомольско-молодежная бригада, которую возглавлял Юрий Бабий, слыла первой в области среди горных предприятий. А его признали лучшим рационализатором Тенькинского района.

КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ МЕСТОРОЖДЕНИЯ?

Желание творить, придумывать было, но знаний не хватало. Поэтому сначала проходчик окончил Магаданский политехникум, потом горный вуз. Вершиной его карьеры в советскую эпоху стала должность главного инженера Тенькинского ГОКа. Но наиболее широко талант рационализатора и изобретателя раскрылся, когда Юрий Игнатьевич возглавил ООО «Гран». Эпоха госдобычи закончилась, необходимо было самому выживать в сложных экономических условиях. Здесь как нельзя кстати оказался накопленный горняцкий опыт.

- Все, что я придумал и разработал со своим коллективом единомышленников, направлено на улучшение технологии по извлечению золота из песков, продление жизни старых месторождений, - рассказал Юрий Игнатьевич. - По прогнозам, в Магаданской области от 2 до 3 тыс. т техногенного золота. Это очень много, но извлечь его непросто. Старыми промприборами давно сняли сливки, в основном осталось мелкодисперсное золото. Размышляя над проблемой извлечения, я подумал о создании шлюзовой приставки, которая, работая в комплексе с промприбором, позволяла бы извлекать мелкое золото. Существующие шлюзы, которые разработали в свое время ученые ВНИИ-1, улавливают золото выше класса 0,2 мм. Я же разработал приставку, улавливающую золото от 0,1 до 0,2 мм.

Извлекаемость драгметалла существенно выросла, но достичь максимального результата все же не удавалось. Поймать практически невидимую золотую пыль помог концентратор «Мезон», который создали иркутские ученые. Его в тандеме со шлюзовой приставкой впервые на колымских полигонах применил «Гран».

- На месторождении «Дусканья» комплекс «шлюзовая приставка - «Мезон» дал от
10 до 20 % дополнительного золота, - подсчитал руководитель «Грана». - А на «Глухарином», где я помог становлению нового предприятия «Т-Цемент», этот показатель достиг еще более впечатляющих результа-
тов - 30 %. К слову, поначалу его руководство планировало сконцентрировать свои усилия на рудной добыче, но я убедил их параллельно заняться и россыпями, которые дают более быструю отдачу, чем руда. Итогом «Т-цемента» стала почти половина всего добытого россыпного золота в Среднеканском районе за нынешний промсезон - 560 кг. Большую роль, как я уже сказал, сыграл комплекс, который улавливает мелкодисперсное золото. Когда его извлекают из концентратора «Мезон», то оно при равном объеме в два раза легче, чем то, которое добыто старым способом. Вид у такого золота весьма необычный - пушистое, воздушное…

ПОСЛЕ «ГРАНА» ЛОВИТЬ НЕЧЕГО?

- В прошлую эпоху месторождения перемывались по нескольку раз, но все равно там оставался драгметалл. Причиной всему - несовершенная технология обогащения. Есть ли смысл будущим потомкам мыть золото там, где прошел «Гран»?

- Шлюзовые приставки и концентраторы «Мезон» не предел, - считает Ю. И. Бабий. - Появятся новые, более совершенные разработки, позволяющие основательно отрабатывать месторождения. Но если говорить о сегодняшнем дне, то резона мыть там, где прошли наши промприборы и концентраторы, нет. Мы сами как-то попытались пройти ранее отработанный участок и пришли к выводу, что золота там фактически нет.

- Поделитесь секретом - откуда черпаете идеи?

- В принципе в мире все давно известно, просто надо вовремя заметить и к месту приложить. Генератором моих идей были и остаются производственная необходимость, желание минимизировать затраты. Когда встала задача переработки огромной массы техногенки, разработали ГГМ-5, а когда в очередной раз подскочила цена на топливо, объединили в единый комплекс насос, генератор и дизельный двигатель, которые прежде использовали на полигонах по отдельности. В результате снизился расход дорогостоящего топлива, а КПД вырос на 95 -
98 %. Когда они работали раздельно, этот показатель составлял всего 70 %. Мне многие специалисты тогда утверждали, что такое невозможно. Но я доказал обратное, взяв за основу справочник электромеханика за 1955 год. К слову, мой промприбор производят не только на ММЗ, но и в Иркутске. Правда, чтобы не платить автору идеи, они переименовали его на ППМ-5. Но я обид не держу, главное, чтобы была польза для горняков.

ПРОКАТНЫЙ СТАНОК

Еще одно ноу-хау, которое внедрили артельщики, заслуживает особого внимания. Оно касается двухсотлитровых бочек из-под ГСМ, которые после использования нагромождаются на полигонах. Везти их в областной центр для сдачи в металлолом невыгодно - места в машине занимают много, металла содержат мало. Но специалисты «Грана» нашли и им применение. Они разработали небольшой прокатный станок, позволяющий получать из бочек листовое железо, которое с успехом используется в ремонте и строительстве производственных мастерских, гаражей на территории предприятия. Экономический эффект от такого нововведения составил не одну сотню тысяч рублей. Если другие добычные предприятия применят этот уникальный в своем роде метод утилизации, то на полигонах станет намного чище.

- Техногенка - это старые отвалы. Однако, получив новый такой участок, «Гран» снова и снова проводит разведку и ставит на баланс, словно речь идет о целиковых залежах…

- Ситуация действительно парадоксальная. Когда государство разведало и передало в отработку, тут все понятно - средства надо возвращать. Но когда ты сам разведываешь, несешь собственные затраты и еще платишь налог за недра… Я интересовался - такого в мире нигде нет, а у нас есть. И мы разведываем, платим государству разовые взносы в федеральный бюджет, потому что такие у нас законы. По одному налог за недра за использование месторождения без балансовых запасов мы не должны платить, а по другому должны. Если подсчитать все затраты на разведку, то мы теряем 7 -
8 % от общей прибыли в год. Вопрос этот неоднократно поднимали, но потом так же успешно и опустили. Один из депутатов государственной Думы по этому поводу правильно сказал: законы в девяностых годах, когда было полно советников из Америки и Европы, делали не для России. Президент Владимир Путин пытается изменить ситуацию, но это десятки тысяч законов, которые в один день не поменяешь. Или возьмем другую ситуацию: я решил расширить, развить производство. Во всем мире на это предусмотрено льготное налого-
обложение. У нас же надо платить.

БЕЗ ОСТАНОВКИ
НА ПЕРЕКУР

- Однако вернемся к главной теме нашего разговора - внедрению новых идей и проектов в золотодобыче. Наслышан, что вы много чего придумали и в плане организации производства…

- Меня эта проблема начала волновать, когда я еще работал бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Надо было сделать так, чтобы меньшим количеством сделать больше. И мы придумывали. Например, на монтаж эстакады под конвейер отпускалось 15 дней. Я разработал такую схему, что горняки с этой работой управлялись за два дня. Много полезного по улучшению организации производства мне удалось ввести, когда мы создали свою артель. Помню, 4 года назад Вадим Туманов мне подарил свою книгу «Все потерять и вновь начать с мечты». Так неожиданно для себя узнал о внедрении, которое сам уже давно использую в «Гране», - круглосуточной работе промприборов. Ведь как раньше было - перерыв на обед, чай, а техника простаивает. У нас промприбор останавливается только на съемку металла. И то производим ее не за час, как это было раньше, а за полчаса, причем качественно. Пошел промприборист на обед, его подменяет специалист из мехцеха. Я подсчитал: когда убрали простои, пересменки, обеденные перерывы, то к десяти промприборам прибавился еще один. В своей книге Вадим Туманов пишет, что за счет этого значительно увеличил производительность труда в своей артели.

ЗАБИЛИ БОЛТ…

- Вы используете исключительно японскую горную технику фирмы «Комацу» и ни одного отечественного бульдозера. Чем это вызвано?

- У нас раньше были бульдозеры Т-500, но от них мы были вынуждены полностью отказаться. Сам он хорош, но когда работает. А у нас они в основном простаивали. Начинаем разбираться - оказывается, что на заводе забыли подшипник поставить. А болт, вместо того чтобы прикрутить, просто забили кувалдой… Добавьте к этому некачественный металл, постоянно ломающиеся редукторы и другие механизмы. В разгар короткого колымского лета, когда каждая минута на счету, это недопустимо. Увы, болты мы забиваем не только в бульдозерах… Как следствие, производительность падает, а зарплата искусственно поднимается. Так и до кризиса недалеко. Чтобы изменить ситуацию, одного желания мало. Нужно думать, как сделать лучше, рациональнее. И тогда модное слово «инновации» не будет пустым звуком, а реально даст результат.

Занимаясь темой рацпредложений, решил узнать мнение других руководителей добычных предприятий.

- Недополучив на КАЗе 500 кг золота, мы тем не менее выжили и выполнили поставленное перед собой задание, - коротко сказал главный инженер ОАО «Сусуманзолото»
А. Н. Чугунов. - Без смекалки и рационального подхода это было бы невозможно.

- Без внедрения новых идей и рацпредложений невозможно подготовиться и провести пром-
сезон, - считает генеральный директор ООО «Полевая» Н. А. Дереже-
нец. - Например, только купили буровую для установки опор ЛЭП, как у нее полетела раздаточная коробка. Ждать, пока привезут новую, не стали. Токари выточили деталь, слесари смонтировали, и установка заработала вновь. Наш водитель Игорь Лепин придумал съемник для распрессовки колес тяжелых грузовых машин, электрик Валерий Альпергонт с нуля создал целый цех по перемотке сгоревших электродвигателей. В нашей ремонтной базе, помимо токарных и фрезерных, есть даже шлифовальные станки. Весь этот арсенал позволяет выполнить работу практически любой категории сложности. Наши горняки занимаются и совершенствованием промприборов, которые производят на ММЗ. Например, поделились с заводчанами идеей, как улучшить привод вращающейся бочки. Те взяли ее на вооружение. В конце промсезона отличившимся на этом поприще выплачиваю премию в размере
100 тысяч рублей. Чтобы новаторская мысль кипела, ее надо поощрять.

На фоне обеднения минерально-сырьевой базы россыпных месторождений значение новых технологий, проектов, рацпредложений будет только расти. Это прекрасно понимают недропользователи, поощряя и внедряя у себя на предприятиях новаторские идеи, что позволяет не только экономить значительные средства, но и существенно увеличить добычу даже там, где прежде считалось невозможным.

Автор: Виталий Холоимов

Автор:  Виталий Холоимов "Магаданская правда"









Колымские колонки