Сегодня ЕГЭ - такой острый вопрос, что споры о нем не затихают в течение не одного учебного года.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников рассматривают как один из показателей качества знаний. Но, как говорят сейчас, это уже не главный критерий, а только данные, по которым можно судить об индивидуальных успехах учащихся. Но насколько успешны нынешние дети? Что показали основные испытания? Давайте обратимся к результатам.
О БАЛЛАХ
В Едином государственном экзамене в основные сроки (май - июнь) приняли участие 1062 человека, в том числе 912 выпускников текущего года, 102 - прошлых лет и те, кто не получил аттестат в год выпуска. По сравнению с прошлым периодом количество участников ЕГЭ уменьшилось на 86 человек.
Основным показателем качества образования для каждой школы является доля выпускников, успешно сдавших два обязательных экзамена (преодолевших минимальный порог баллов по русскому языку и математике), нынче она составила 98,8 % (в 2013 году - 89,8 %). Снижение минимального балла Рособрнадзором до 24 баллов по русскому языку и до 20 баллов по математике сократило долю несдавших экзамены с 19 до 4 человек по русскому языку, с 83 до 10 по математике. Повторная сдача ЕГЭ улучшила результаты по математике на 8,6 %, по русскому языку - на 0,1 %. Русский язык сдавали 911 выпускников школ, из них 99,6 % получили положительные результаты (в 2013-м - 97,9 %). Не набрали минимальных баллов 4 человека (трое выпускников ОСОШ г. Магадана и 1 - УКП СОШ
п. Мяунджа Сусуманского района), в то время как в прошлом году их было 20. Математику сдавали 910 выпускников, из них 98,8 % - 900 человек - преодолели минимальный порог баллов (в 2013-м - 90,1 %), а не справились 10 человек - 1,1 %, из них двое из дневных школ и 8 выпускников ОСОШ и УКП.
За последние два года средний тестовый балл в регионе по обязательным предметам увеличился, составив по русскому языку 61,1 (в 2012 году - 55, в 2013-м - 58,3 балла), по математике - 40 баллов, что тоже выше предыдущих показателей. В лидерах по русскому языку стали школы Магадана (63,2), Хасынского (63) и Тенькинского (61,9 балла) районов.
По математике тестовый балл выше среднеобластного набрали выпускники Среднеканского (47,1), Омсукчанского (41,3), Хасынского (41,4), Сусуманского (41,1) районов и
г. Магадана (40 баллов). А наиболее высоких результатов по математике - 59 баллов - достигли выпускники средней школы с. Верхний Сеймчан. В то же время на протяжении ряда лет, с 2010 года, результаты ниже среднеобластного показателя по обязательным предметам демонстрируют Ольский, Северо-Эвенский и Ягоднинский районы.
ОБ УСПЕХАХ
По итогам реализации общеобразовательных программ основного и среднего общего образования в 2014 году из 954 выпускников 11-х классов аттестаты о среднем общем образовании получили 923 человека - 96,8 % (в 2013 году - 89 %).
81 выпускник общеобразовательных организаций из 6 муниципальных образований награжден золотой и серебряной медалью «За особые успехи в учении». Доля золотых медалистов среди участников ЕГЭ Магаданской области увеличилась по сравнению с 2013 годом на 1 % (8,5 % против 7,5 %).
По сравнению с прошлым годом на 1,8 % увеличилось количество отличных работ: высокие баллы (от 81 до 100) получили 137 участников ЕГЭ, или 13 % от общего числа, в то время как в прошлом году их было 78 (7 %). Больше всего их оказалось в Английской гимназии, где 43 выпускника набрали свыше 81 балла, 12 человек в гимназии № 13, 11 - в лицее № 1 им. Н. К. Крупской, и 9 - в гимназии № 30.
По результатам ЕГЭ по русскому языку наивысший результат (100 баллов) получили трое: Дарья Каширова из Английской гимназии, Алина Тимофеева из гимназии № 13 г. Магадана и Ульяна Цилюрик из лицея
г. Сусумана.
Самый высокий средний балл по русскому языку у золотых медалистов Среднеканского и Хасынского районов, г. Магадана, по математике - у выпускников Среднеканского и Сусуманского районов. При этом не во всех школах медалисты демонстрируют высокие результаты по обязательным предметам.
Наиболее распространенными среди предметов по выбору были обществознание, физика, история, биология. Такая же тенденция наблюдается и в целом по России.
О НЕДОСТАТКАХ
Данные статистики за последние три года показывают, что результаты выпускников Магаданской области по всем предметам ниже, чем по России, за исключением математики. Разница между наибольшим и наименьшим значениями среднего балла по математике в текущем году составляет +0,37, по русскому языку -1,4. Наибольшее отклонение - по географии, химии, английскому языку, биологии, что может свидетельствовать, с одной стороны, о низком уровне общеобразовательной подготовки по программам профильного обучения, с другой - о необдуманности выбора выпускниками учебных предметов для сдачи в форме ЕГЭ.
Положительная динамика регионального среднего тестового балла выпускников наблюдается только по русскому языку, математике, информатике и ИКТ, что свидетельствует о более качественной и целенаправленной подготовке к экзаменам.
В общеобразовательных организациях выявлены существенные недостатки по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации: не отработана система мониторинга качества образования на уровне школы; недостаточное дифференцирование выпускников с различной мотивацией и уровнем подготовки по ключевым разделам предметов на базовом и профильном уровнях; отсутствует система ознакомления с требованиями высшей школы и среднего профессионального образования.
О НОВШЕСТВАХ
Предстоящая аттестация 2015 года будет иметь ряд особенностей. Начиная с этого учебного года в российские школы вернется сочинение, соответствующее поручение Президент РФ Владимир Путин дал правительству в прошлом декабре. Писать сочинение выпускникам предстоит 3 декабря, а пересдать его можно будет 4 февраля и 6 мая. Для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья сочинение может быть заменено изложением. Результатом итоговой работы может быть зачет или незачет, к сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет. Сегодня уже опубликованы тематические направления сочинений: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?». На их основе к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений, они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся за 15 минут до начала экзамена.
ЕГЭ по математике, в соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ, утвержденной Правительством в декабре 2013 года, будет разделен на два уровня - базовый и профильный. Для получения аттестата об окончании школы достаточно будет сдать предмет на базовом уровне, доказав владение математикой «для жизни», но это не даст возможности поступления в тот вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний, абитуриентам предстоит сдать профильный ЕГЭ по математике, по уровню сложности аналогичный ЕГЭ 2014 года. Региональным министерством принято решение о том, что математика в 2015 году будет сдаваться на двух уровнях.
На ЕГЭ по иностранным языкам участникам теперь придется не только сдавать письменный экзамен, но и демонстрировать умение говорить. Раздел, содержащий устные ответы на задания, пока будет добровольным. Однако максимальный балл (100) можно будет получить, если выпускник сдает и письменную часть, которая оценивается максимум в 80 баллов, и устную (максимум 20 баллов).
Традиционные три волны ЕГЭ - досрочная, основная и дополнительная - с этого учебного года упразднены, проводить экзамены будут в февра-
ле - апреле и мае - июне. Ранее экзамен в основную волну сдавали в России выпускники текущего года, а состав участников досрочного и дополнительного этапов был регламентирован. В соответствии с новым порядком сдавать ЕГЭ все выпускники смогут с февраля по июнь, при этом русский язык и математика являются обязательными предметами, а по остальным следует определиться с выбором до
1 февраля. ЕГЭ в июле проводиться не будет.
Со всеми материалами для подготовки к ЕГЭ можно ознакомиться на сайте ege49.ru.
Таким образом, уже сегодня подготовка к ЕГЭ идет полным ходом. Плохо только то, что иногда наши дети не готовы к самостоятельности, не могут определиться с выбором предметов. Над этим надо работать и выпускникам, и педагогам, и родителям, ведь времени остается совсем немного. Так что работать надо много, а лучшей наградой станет учеба в институте. Хотя, конечно, такая перспектива не для всех, и уже сегодня поговаривают о том, чтобы троечников не принимать в вузы даже на платной основе. И есть предложения разрешить школам выдавать аттестаты тем, кто не планирует дальнейшее обучение в вузах, без ЕГЭ.
Автор: Вера Диденко