Если известный русский летчик П. Н. Нестеров исполнил «мертвую петлю» в небе, то судьба его однофамильца, нашего земляка Александра Нестерова, исполнила кульбит глубоко под землей.
Петля растянулась на целых 23 года - ровно столько составляет подземный стаж заместителя технического директора магаданского филиала ОАО «Полиметалл УК» А. И. Нестерова. А общий трудовой стаж перешагнул полувековой рубеж. И хотя с тех пор утекло много воды, он все помнит так, как будто это было вчера…
ТЕЛЕГРАММА
ОТ ГУБЕРНАТОРА
Работая в районной, а потом в областной газете, мне сотни раз доводилось брать интервью. Собеседники попадались самые раз-
ные - одни говорили открыто, не таясь, другие были себе на уме. Бывало, поговоришь с одним, и на душе становится легко - таким позитивом от него веет. Александр Иванович как раз из числа таких. Окружающие интуитивно это чувствуют и тянутся к нему, потому что знают - даже в самую тяжелую годину не подведет, протянет руку помощи. Таким испытанием стали лихие девяностые, когда на Колыме один за другим закрывались предприятия и комбинаты.
- Когда в 1997 году закрыли рудник «Дукат» одноименного ГОКа, 1800 рабочих и специалистов остались без средств к существованию, - вспоминает Александр Иванович, который в те годы руководил этим предприятием. - В тот тяжелый период ко мне обратился губернатор Магаданской области В. И. Цветков, который только одержал победу на выборах. Мол, так и так, приезжай, есть разговор. Он получился коротким и предельно деловым. «Назначаю тебя и. о. главы администрации Омсукчанского района. Приступай к рабо-
те», - сказал Валентин Иванович.
Так нежданно для себя А. И. Нестеров попал в команду В. И. Цветкова, с которым прежде был мало знаком. Но как потом показало время, новый руководитель области хорошо разбирался в людях и не ошибся в своем выборе.
- Вхождение во власть для меня было трудным, - вспоминает Александр Иванович. - Каждый свой рабочий день начинал с котельных. Тогда у нас стояла одна задача - не заморозить поселки района. Помню, как один из машинистов котлов показал на кучу угля, которую должен вручную закидать лопатой, а потом на 800-граммовую банку с жидким супом, где плавали пара картошин и немного лапши. Он рассказал, что бульон сварен из одного окорочка в пятилитровой кастрюле на всю семью. Окоро-
чок - детям, а бульон - папе, чтоб мог уголь кидать. И он кидал, обеспечивая поселок теплом. Приезжая к В. И. Цветкову в Магадан, просил только одного - муки. И тот давал, добывая ее для области самыми немыслимыми путями. Чтобы не допустить голодных бунтов, распределение хлеба в районе держал на личном контроле. А они случались… Больше всего доставалось от учителей. Помню, одна женщина на общем поселковом собрании встала и сказала: «Да чтобы у меня рука отсохла, когда я голосовала за вас на выборах». Вы знаете, в такие моменты было только одно желание - хлопнуть дверью и уйти. Но я не бросил ни людей, ни район. Мы выстояли, выжили, постепенно подтянули долги бюджета, коммуналки, и в конце тоннеля замаячил свет… Со словами глубокой благодарности вспоминаю энергетиков, которые в долг отпускали электроэнергию, не отключали ее в поселках. Ситуация начала меняться к лучшему в 1999 году, когда «Полиметалл» приобрел месторождение «Лунное», а в 2000-м и «Дукат».
НА ШАХТЕ С 17 ЛЕТ
Детство у Александра Ивановича было трудным. Разрываясь, мать одна воспитывала троих детей. Средств семье хронически не хватало… Ему не было и восемнадцати, когда начал работать на одной из шахт Донбасса. Сначала трудился на поверхности, а затем пошел в забой… Как и у всех шахтеров, у него на лбу виднеются въевшиеся в кожу мелкие кусочки угля.
- Их я получил на память от пачки угля, вывалившейся из
борта, - вспоминает он. - К счастью, удар оказался скользящим, и я отделался небольшой ссадиной. Но куда большую опасность представлял метан, который при концентрации от 4,5 до 9 % становился взрывоопасным. Шахта «Вергелевская», где я работал, считалась сверхкатегорийной, там на тонну добытого угля приходилось 28 кубов газа метана… Вероятность взрыва была чрезвычайно высокой, и такие случаи были. Шахтеры гибли, а им на смену приходили другие…
Работая на шахте, Александр окончил Стахановский горный техникум по специальности «подземный горный электромеханик». Эта профессия потом очень пригодилась в жизни, когда в 1972 году отправился в Магаданскую область. Начинал в Дукатской геологоразведочной экспедиции, где на тот момент проводились подземные геологоразведочные выработки.
- Мы целый год с женой жили в палаточном городке, - продолжил он. - Дукат, градообразующим предприятием которого стала Дукатская ГРЭ, только начал строиться. На тот момент возвели первый этаж конторы экспедиции, началось возведение одноэтажного общежития. Тогда в поселке жило и работало всего 180 человек. Это геологи, проходчики, которые пробивали штольни. Палатки были самые обыкновенные, брезентовые, которые мы изнутри тщательно утепляли. Делали двойные стены, засыпали опилками, шлаком. Но в крепкие морозы вся эта конструкция тепло держала плохо. Всю ночь приходилось топить печку, лишь бы не замерзнуть, все удобства на улице. Так зарождался Дукат… Помню, жена мне говорила: «Если бы на обратную дорогу были деньги, мы бы уехали».
На истории освоения третьего в мире по размерам месторождения серебра «Дукат» стоит остановиться отдельно. Его открытие состоялось в 1967 - 1968 годах в ходе проведения Омсукчанской экспедицией геологосъемочных работ, и название дано в честь старинной монеты - дуката. После подтверждения запасов драгоценных металлов в ГКЗ СССР для открытой и подземной добычи началось строительство рудника и Омсукчанской ЗИФ. Сама стройка была объявлена всесоюзной, на нее начали съезжаться со всей страны геологи, шахтеры, водители и представители многих других специальностей.
- Это были люди особого склада, романтики, - вспоминает Александр Иванович. - Нас мало волновали бытовые трудности. Мы были молоды, с непередаваемым энтузиазмом строили рудник буквально с нуля. После трудового дня пели песни под гитару у костра, читали стихи, мечтали… Одновременно с рудником, где применялась самая современная на тот период техника, строили и поселок. Сегодня мало кто знает, что первая девятиэтажка в нашем регионе появилась в Дукате, а потом уже в областном центре.
В геологоразведке электромеханик А. И. Нестеров занимался практически тем же, чем и на шахте Донбасса, - обеспечивал работу электровозов, вентиляции, электрооборудования. Разница была лишь в том, что в колымской подземке нет опасного метана, да и температурный режим совсем другой. Если в украинских забоях она около
30 градусов, то в условиях вечной мерзлоты стабильно держится на уровне минус 6 - 7.
Карьера электромеханика развивается стремительно. Через несколько лет его назначают начальником подземного участка, а когда заочно окончил Свердловский горный институт, возглавил рудник «Дукат».
- Работа в шахте всегда сопряжена с риском, - продолжил Александр Иванович. - Помню, когда мы резко увеличили добычу руды, ЧП на производстве последовали одно за другим. Причиной всему стала низкая квалификация персонала. Это объясняется тем, что мы вчерашних плотников, монтажников и бетонщиков, которые участвовали в строительстве рудника, переучили на горные специальности. Неопытность дала о себе знать серьезными травмами и увечьями. Но потом ситуация выровнялась, и черная полоса осталась позади.
БУЛУРСКИЙ АНТРАЦИТ
Отработав в самое тяжелое время на посту главы Омсукчанского района, А. И. Нестеров снова вернулся на производство. На этот раз в магаданский филиал ОАО «Полиметалл УК». Здесь его колоссальный опыт работы в подземке и на рудных предприятиях пригодился как нельзя кстати. Начинал на службе обеспечения предприятий «Серебро территории» и «Серебро Магадана», которые ведут добычу в Омсукчанском районе. Сегодня он не только занимает должность заместителя технического директора, но и является управляющим директором Северо-Восточной угольной компании, которая ведет разведку угольных месторождений в Омсукчанском районе и обеспечивает его углем в объеме
45 - 50 тыс. т. А он на Булургском месторождении особенный, марки «А», антрацит. По сравнению с маркой «Д», которую отрабатывают на Аркагале, у него на порядок выше калорийность, температура сжигания.
- Жаль банально сжигать такой уголь в топке, - считает бывалый горняк. - Куда больше он принес бы пользы в химической промышленности и позволил бы извлечь массу полезных компонентов, в том числе производить горюче-смазочные материалы. Вообще, нашей территории давно пора уйти от моноэкономики, которая зиждется исключительно на добыче драгметаллов. Что бы мы ни говорили о перспективах запасов золота и серебра, но они небесконечны. А дальше? Должно быть что-то еще для обеспечения поступления налогов в бюджет, иначе… А за примером далеко ходить не нужно. Возьмем Среднеканский район, откуда когда-то началась добыча золота на Колыме. Сегодня там намывают всего
700 - 800 кг золота за промсезон. Это крайне мало для поддержания инфраструктуры и «социалки». Совсем другое дело - проект опережающего развития угольного кластера в Омсукчанском районе. С учетом последующей поставки топлива в Китай он может произвести переворот в экономике Магаданской области. Тем более что федеральный центр намерен вкладывать в подобные проекты государственные средства.
Более 40 лет работает в Магаданской области Александр Иванович. За это время было вся-
кое - и взлеты, и падения. Но он всегда поднимался с колен и снова шел вперед. При этом никогда не забывал оказывать помощь тем, кто в ней нуждался.
За благотворительную деятельность и постоянную спонсорскую помощь заместитель технического директора магаданского филиала ОАО «Полиметалл УК» Александр Нестеров к 75-летию Магадана был удостоен знака общественного признания «Золото Магадана».
- Эта награда - в первую очередь высокая оценка социальной работы нашего предприятия, - считает он. - Ежегодно мы подписываем соглашения о социально-экономическом партнерстве с тремя районами области: Омсукчанским, Среднеканским, Северо-Эвенским. На этих территориях работают наши предприятия, и большая часть жителей - наши сотрудники. В 2013 году было подписано аналогичное соглашение и с администрацией Магаданской области. Ежегодно мы информируем о реализованных проектах, совместно утверждаем планы финансовых вложений на будущее. Такой подход позволяет поэтапно решать самые острые социальные проблемы территорий.
Александр Иванович никогда не мечтал стать летчиком, как его знаменитый однофамилец. Тем не менее вот уже более 30 лет продолжается его колымский «полет». И этот неистовый «полет» бывалого горняка заставляет всех нас следовать его примеру.
Автор: Виталий Холоимов