Его знают далеко за пределами Магаданской области, он выступал на многочисленных фестивалях самого высокого уровня в Азии и Европе, на различных концертных площадках необъятной России.
Его тепло встречают магаданские зрители в домах культуры и клубах области, оленеводы, охотники в тундре, рыбацких станах. Много раз наблюдала, какие выстраиваются очереди за автографами именно к нему после выступлений в школах, колымской здравнице «Северный Артек».
РОДОМ ИЗ НЕШКАНА
Наш гость - Олег Ныпевги, солист ансамбля «Энэр». Сейчас трудно поверить в то, что в этом коллективе его могло не быть. Каждый колымчанин скажет, что ансамбль представить без него уже невозможно. Олег Николаевич родом с Чукотки, из самой глубинки, села Нешкан. Его приглашали в «Эргырон», где он мог солировать. Бессмысленно предполагать, как бы сложилась его судьба, если бы она не привела его в Магадан к Лидии Балдаевой. Олег был пятым ребенком в семье каюра-охотника Николая Ныпевги, а всего родители воспитали шестерых ребятишек. Родной брат Олега Валерий стал директором знаменитой на весь мир Уэленской косторезной мастерской. Кроме них росли Таисия, Сергей, Андрей, Василий, все они остались на родине, в Нешкане. До сих пор никто из них так и не увидел Олега Николаевича с ансамблем на сцене, говорит, только посмотрели концерты в записях по DVD.
В 1985 году мне посчастливилось побывать в командировке в Чукотском автономном округе. Тогда он входил в состав области. В местной школе невольно обратила внимание на подростка, заметно отличавшегося от остальных врожденным артистизмом, воспитанностью. Паренек с удовольствием отвечал на вопросы, включенный на запись магнитофон нисколько его не смущал. Тепло говорил о родителях, селе, делился мечтами. Позже я отправила запись в Москву на Всесоюзное радио. Вся страна услышала юношу из далекого чукотского села, мечтающего стать артистом. Это был Олег Ныпевги. Оказалось, он ту давнюю встречу не забыл. На мой вопрос, думал ли в школьные годы, что у него будут брать автографы, артист, разулыбавшись, ответил:
- Даже представить не мог! Каждый раз удивляюсь, когда ко мне и другим исполнителям после концертов подходят дети, просят сфотографироваться с ними и протягивают блокноты, ждут росчерк моей фамилии.
Люди Севера сдержанные, эмоции не выплескивают на всеобщее обозрение, выражают их разве что в песнях и танцах лаконичными движениями рук, поворотами головы, необычным горловым пением. Этими скупыми средствами передают свои радости и печали, удачи и неудачи. Мой собеседник задумался. Возможно, ему вспомнились танцы самых знаменитых исполнителей Чукотки Тагъека и его сына Якова, Афанасия Тнавуквутагина, что увидел в раннем детстве, или выступления танцоров первого состава «Эргырона», унаследовавших танцы корифея чукотско-эскимосского искусства Нутэтэина?
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ
Ансамбль «Энэр» 35-й год рассказывает миру о вечных истинах, величии человека, гармонии с природой. 25-й год в коллективе Олег Николаевич. Хлеб артиста тяжел: бесконечный труд и поиск. Оказалось, любимец публики нескольких поколений не имеет наград и званий. Неужели он, самая яркая звезда «Энэра», не заслужил, что называется, кровью и потом даже региональных наград, не говоря о признании на всероссийском уровне? Возможно, народная любовь ему важнее и дороже, но исполнитель покорил публику на Колыме и Чукотке, всюду, где гастролировал c коллективом. И неужели через какое-то время, когда ему придется оставить сцену, он расстанется с ней, так и не получив достойного профессионального признания?
Уверенный в себе и обаятельный Олег Николаевич вдруг растерялся, не зная, что на это сказать. Думаю, в замешательстве оказались бы и артисты чукотско-эскимосского «Эргырона», обожающие своего сородича, да и корякского «Мэнго», прекрасно знающие мастерство этого исполнителя, репертуар «Энэра». Артисты с высоким статусом заслуженный на Чукотке и Камчатке не редкость. В Год культуры самое время отметить - не в обиду остальным солистам «Энэра» - этого артиста. Ведь четверть века он без устали представляет нашу территорию за границей и в России. Только вдумайтесь, о нас, колымчанах, судят по нему, невероятно одаренному, доброжелательному. Мы в чем-то такие, как он: распахнутые, открытые к общению, сочувствующие и сопереживающие всем, кому нелегко, ничего не жалеем для других. Люди, вспоминая добрым словом «Энэр», Олега Ныпевги, переносят такое же позитивное отношение на нас, северян. В этом году он представлял искусство чукчей, эскимосов, эвенов и коряков в Сочи, где ансамбль показал новую сложнейшую программу на главных сценических площадках Олимпиады-2014. Действом любовались люди всей планеты. В самое ближайшее время ансамбль вновь отправится в этот город на первый Всероссийский фестиваль народной культуры. И Олег Николаевич с артистами опять будут радовать публику танцами и песнями коренных жителей Северо-Востока. И еще больше людей узнают о нашей территории.
Публике нужен праздник, прикосновение к чуду. И «Энэр» совершает его. Об этом Олег Ныпевги говорил с куда большим удовольствием, чем о наградах:
- Выступать в Сочи ответственно и волнительно. К таким концертам я готовлюсь, настраиваюсь, стараюсь сосредоточиться, чтобы увлечь зрителя действием и невольно перенести его в седую древность, во времена прапрадедов Уэлена, Наукана и Лаврентия. Постепенно к тем краскам и образам добавляются новые. Так в древних танцах возникает что-то современное, а из прошлого просвечивают языки костров далеких тысячелетий. Зрителя это завораживает. Сожалею, что из ансамбля ушли и разъехались артисты первого состава. Например, балерина Жанна Лиханова, профессиональные танцоры Ада Дамбаева и ее муж заслуженный артист России, лауреат Всероссийского конкурса исполнителей сольного народного танца и балетмейстеров-постановщиков Сергей Дамбаев, самородок северной земли Сергей Повергун. Анна Рябова, солистка и балетмейстер, покоряла публику горловым пением, умением кроить керкеры, расшивать сценические костюмы. 9 лет была солисткой, а затем столько же балетмейстером, ей предлагали работать в Швеции. Вероника Гурина, Райхан Махамбетова, Люба Миленханова с четырех лет в «Энэркее». А еще Анастасия Ахметова, Софья Попова, Юлия Ключникова. В ансамбле все сами шьют и расшивают бисером костюмы для выступлений.
Весь отпуск летом 2014 года Олег Николаевич и художественный руководитель «Энэра» Лидия Балдаева провели на работе: шили новые костюмы.
- Для нас это отдых, - произнес бронзоволикий собеседник, - а когда еще этим заниматься? Посмотрите, какие приобрели красивые меха: чернобурка, росомаха, соболь, песцы. Сразу обновляем артистический гардероб. Одежда должна помогать раскрывать суть танцев. Все для сцены, это наша жизнь!
Сама увидела, когда приходила в Молодежный центр, где база ансамбля, корякские женские праздничные костюмы, расшитые бисером и мехом, отделанные натуральной белой кожей. Загляденье! В них-то и выступят артисты в Сочи на фестивале 2 - 4 ноября.
ПРИТЯЖЕНИЕ ТАЛАНТОВ
Во время нашего разговора у Олега Николаевича звонил мобильный телефон. Артист пояснил, что это беспокоится Болот Байрышев из Горного Алтая. Мастер горлового пения волновался, состоятся ли в ближайшее время его гастроли в Магадане. Совсем недавно наша публика открыла для себя этого уникального сказителя и певца. Он покорил аудиторию, собравшуюся весной на юбилейный концерт в честь 50-летия областной филармонии, исполнением эпоса. Вот что рассказал об артисте Олег Ныпевги:
- Болот познакомил с эпическими произведениями алтайцев под аккомпанемент сакрального инструмента. Наша публика поняла незнакомые и непривычные слуху музыкальные произведения, тепло приняла артиста, благодарила за сказания и легенды Алтая. График его гастролей расписан на несколько лет вперед, но для Магадана он сделал исключение. Болот является участником многочисленных фестивалей и музыкальных проектов, проходящих по всему свету - во Франции, Австрии, Венгрии, Японии, Турции, Германии, Испании, Норвегии и других странах.
То, что представитель древней культуры захотел познакомиться с Магаданом и еще раз выступить перед нашей публикой, - факт приятный. Но в этом немалая заслуга «Энэра» и лично Олега Ныпевги, который давно знает Болота Байрышева. Дороги артистов пересеклись на фестивале «Дух планеты», где Болот выступал с алтайским ансамблем «Алтан», тогда и узнал творчество нашего коллектива и ведущего солиста. Артисты долго не виделись. Встретились почти через 20 лет на конкурсе «Голос Азии» в 2010-м, почетным гостем на него пригласили Болота Байрышева, и он попросил Магаданскую филармонию организовать для него гастроли, что и произошло. Надеемся, второе турне Байрышева в колымской столице не разочарует и здесь его вновь по достоинству оценит наша взыскательная публика.
ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
В нашем разговоре с Олегом Николаевичем настало время продолжить тему искусства эскимосов и эвенов, живущих у моря, оленных чукчей. Артист исколесил тундру, жил в стойбищах, бывал на корале, наблюдал за ритуалом охоты на морзверя, выделывал шкуры нерпы и песца, знает всевозможные песни, скороговорки.
- Если не сохранить, не развивать дальше традиции северных народов, они уйдут в небытие, как и ярар, хомус, тэлитэлы - древние музыкальные инструменты. Это приведет к тому, что потомки Нутэтэина, Атыка, Тулюкака, Тагъека не узнают, что такое горловое пение, как передают с его помощью крики чаек, бег оленьих упряжек, голоса тундры! Я не представляю, что было бы, если бы 35 лет назад Лидия Батуевна не создала коллектив! - сказал Олег Ныпевги.
«Энэр» возник как студенческий ансамбль при Магаданском педагогическом институте. Вуз, под крышей которого был основан «Энэр», обрел статус университета, а ансамбль четверть века носит статус профессионального. Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, обладатель золотой медали культурной программы Зимних Арктических игр в Канаде, он покорил зрителей Франции, Японии, США, Германии, Польши, Румынии, Швеции и Италии.
- Помню, - продолжил артист, - как ставили балет на музыку и по мотивам искусства коренных народов Севера «Легенды Унпэнэра» («Полярной звезды»). Либретто Лидия Батуевна написала сама, взяв за основу события романа В. Г. Тана-Богораза «Восемь племен». Премьера прошла с триумфом.
Все так и было. А после того, как на базе магаданского коллектива работала Всероссийская творческая лаборатория для руководителей национальных ансамблей Сибири, Дальнего Востока и Российского Севера, многие танцевальные композиции «Энэра» стали классикой. Традиции «Энэра» распространились не только на Северо-Восток, но и на Европейский Север, где исполняют хоровод хэде, так хорошо знакомый колымчанам!
Зрители каждого концерта обращают внимание на Олега Ныпевги. Он человек-уникум, у него абсолютный слух, отличная память. Точно, до единой ноты передает любые эскимосские и чукотские напевы. Как-то на гастролях по Чукотке кто-то из зрителей заметил, что слушал самого Геннадия Пананто из Беринговского района. Олег улыбнулся и принялся одну за другой напевать его песни. Впрочем, «Олененок» и «Дорога в Алькатваам» чукотского оленевода Геннадия Пананто давно в репертуаре ансамбля, и поет их Олег здорово. Так было и несколько дней назад на концерте в Дебине, куда Олега Николаевича и группу артистов пригласили разделить радость эвенского Чайрудяка. И «Энэр» украсил это событие точно так же, как это происходит всякий раз в Магадане на Хэбденэке и на Нюкле, где проводится Бакылдыдяк. Еще ни разу не пропустил эти фольклорные праздники Олег Ныпевги, да и невозможно их представить без него, как, впрочем, все самые важные культурные события нашей территории, которую мы по праву зовем территорией дружбы.
Марина Праскова