О чем расскажут нам отдаленные районы города
На карте Магадана около 160 улиц. Но отличает Магадан от других городов именно то, что рос он не постепенно и естественно, а стал результатом государственного проекта. Строился он целенаправленно и в предельно сжатые сроки.
Буквально за одно десятилетие, с 1929-го по 1939 год, он из нескольких домиков на берегу моря превратился в настоящий город!
Автотэк
Старожилы помнят Глинобитный переулок - целый городок из 12 глинобитных домов-бараков и столовой, утепленных мохоплитами, на 2 км основной трассы.
Как отмечает магаданский историк Давид Райзман, уже осенью 1932 года начали строить первый автотранспортный пункт в поселке Магадан: гаражи, пропускник, авторемонтные мастерские. Через пять лет началось строительство Новых Гаражей (наверняка многие помнят это название) и жилого поселка на левом берегу Магаданки, куда полностью переместилась Магаданская автобаза, ранее размещавшаяся на территории механического завода (ныне ММЗ). Тогда же, в 1937 году, появился и поселок автотранспортников - Новые Гаражи - с улицами Гаражная, Лево-Набережная и центральной улицей Заречная.
4 июля 1952 года Магаданский горисполком принял решение о наименовании улиц: Колымское шоссе (от речки Магаданки до 9-го километра основной трассы), Набережная, Заречная, Гаражная, Транзитная; переулков - Колымский, Дорожный.
В 1957 году построен клуб автотранспортников (затем ДК «Автотэк» и сегодня - Муниципальный молодежный культурный центр).
13 мая 1958 года район 2-го радиопередающего центра по левой стороне 4-го километра основной трассы переименован в улицу имени А. С. Попова.
В 1959 году в районе 4-го километра открылась начальная школа № 15, позднее ставшая средней.
9 сентября 1969 года состоялось открытие нового кинотеатра «Звезда». Демонстрировались художественные фильмы «Мексиканец» и «Женщины Мискавуори».
А 17 апреля 1967 года исполком Магаданского горсовета принял решение о наименовании «проектируемой улицы в квартале № 21». Согласно ему она получила имя Эдуарда Берзина.
31-й квартал
В январе 1933 года началось строительство глинобитного городка в районе современного 31-го квартала. На территории 31-го квартала города размещались транзитные городки - временные пристанища для вольнонаемных и бывших заключенных, ожидавших выезда либо «на материк», либо на трассу.
31-й квартал особенно отличился в годы войны. Вклад рабочих из Новых Гаражей в Победу трудно переоценить. Из-за нехватки бензина около двух тысяч машин на Колыме стали «на прикол», и заводы, и автобазы срочно переоборудовали бензиновые двигатели в газогенераторные. Машины «заправляли» чурками - распиленными деревьями. В 1945-м газогенераторы, изготовленные колымскими умельцами, заслужили высшую оценку на ВДНХ в Москве.
Солнечный, или Инвалидка
А вот поселок Инвалидный (разговорный вариант - Инвалидка) образовался вокруг инвалидного городка, построенного в 1930 х годах для физически ослабленных и покалеченных на тяжелых работах заключенных.
Магаданский историк Игорь Бацаев пишет: «На добыче рыбы применялся труд неквалифицированных и физически ослабленных заключенных категорий «А» и «Б»… В группу «Б» входили в основном заключенные-инвалиды, совершенно не пригодные к физическому труду. В инвалидном городке близ г. Магадана их содержалось 4950 человек».
Современное официальное название этого поселка - микрорайон Солнечный.
Название «Солнечный» поселок получил, скорее всего, из-за того, что здесь намного больше солнечных дней, чем в Магадане. Солнечный называли раньше поселком туристов - здесь есть улицы Базовая, Арманская, Брусничная, переулок Брусничный. Есть улица летчика, дважды Героя Советского Союза В. А. Зайцева - командира эскадрильи, в годы войны носившей звание «Комсомолец Дальстроя».
Сегодня магаданцы с удовольствием проводят солнечные зимние деньки на склонах сопок микрорайона Солнечный, катаясь на горных лыжах и сноубордах.
Наталья АЛЕКСЕЕВА.