Апостол веры и любви


На Соборной площади в Магадане началась установка памятника святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, сыгравшему большую роль в просвещении Русской Америки и Дальнего Востока. День памяти этого святого Православная церковь будет праздновать 23 сентября.

Судьба этого святого удивительна. Уроженец глухого таежного села, сын безвестных и бедных родителей, он достиг самых высоких вершин в церковной иерархии, приняв сан митрополита Московского. Но в историю он вошел как крупнейший ученый и выдающийся миссионер, апостол Русской Америки и Дальнего Востока.

К колымской земле миссионерская деятельность святителя Иннокентия имеет самое прямое отношение - будучи епископом Камчатской епархии, в которую помимо прочих входили и территории нынешней Магаданской области, он не единожды посещал охотские поселения. Первую такую поездку св. Иннокентий совершил в начале 1843 года, побывав в Гижиге, Ямске, Армани, Тауйске и Охотске.

Алеутам - алфавит

Родился будущий святитель, в миру Иван Евсеевич Попов, 26 августа (8 сентября) 1797 года в селе Ангинское Иркутской губернии. Его отец служил пономарем в местной церкви. Он рано умер, оставив сиротами жену и четырех детей. Материальное положение семьи было настолько бедственным, что шестилетнему Ивану, как самому старшему, приходилось подрабатывать, исполняя вместо отца прежние пономарские его обязанности.
Тяготы жизни продолжились для него и в духовной семинарии г. Иркутска, куда его, девятилетнего, определил родной дядя. В те времена бурсацкие условия не отличались ни бытовым комфортом, ни мягкостью нравов (вспомним «Очерки бурсы» Помяловского). Комнаты семинаристов не отапливались, кормежка была скудной. Святитель признался впоследствии, что чистого ржаного хлеба до выхода из семинарии он не пробовал.
Впрочем, трудности не помешали Ивану проявить свои блестящие дарования - он легко усваивал все науки, изучал прикладные ремесла (собственноручно мог изготовить часы и музыкальные инструменты), много читал. Как лучшему ученику, в семинарии ему была дана фамилия Вениаминов - в память о недавно скончавшемся уважаемом Иркутском архиепископе Вениамине (Багрянском).

На последнем курсе семинарии Иван женился, а по окончании ее в 1821 году был рукоположен в сан священника. Уже вскоре его жизнь круто меняется.
В 1823 году в Иркутскую епархию поступил указ Святейшего Синода, в котором предписывалось направить на Аляску священников-миссионеров. Эта земля по ту сторону Берингова пролива входила тогда в состав Иркутской епархии и подчинялась Российско-Американской компании (РАК), которой государство делегировало свои полномочия по управлению. С деятельностью РАК, основанной русским промышленником Григорием Шелиховым в 90-е годы XVIII века для освоения природных богатств Северной Америки, связано и продвижение здесь православия.

Сюда, на край земли, по собственному желанию св. Иннокентий вместе с семьей и отправился. Его служение началось на одном из алеутских островов - Уналашка, откуда позднее он перебрался на остров Ситка.

В своих путешествиях по островам великий миссионер изучал языки, быт, обычаи народов, которым проповедовал. Плодом этого изучения явились его капитальные научные труды по географии, этнографии и лингвистике, принесшие ему мировую известность как ученому. Также он составил алфавит и грамматику алеутского языка и перевел на него Евангелие и молитвы. Успешной была и его миссия - в Америке св. Иннокентий строил храмы, устраивал школы, крестил множество аборигенов.

«Люблю местных...»

Начало христианизации Колымского края было положено в XVII в., когда русские землепроходцы достигли берегов Охотского моря. Строя здесь крепости, они возводили и часовни. Но активная православная миссия началась здесь веком позже, и связана она с именем св. Иннокентия.
В 1839 году он оставил на время службу в американских колониях и прибыл в Петербург, чтобы дать отчет о проделанной работе. Здесь его застало известие о смерти жены - это скорбное событие стало в его судьбе поворотным. По совету тогдашнего митрополита Московского Филарета (Дроздова) он, пока еще священник Иоанн, устраивает своих детей в учебные заведения, а сам принимает монашество с именем Иннокентий - в честь просветителя народов Восточной Сибири и первого епископа Иркутска. В тот же день, а на дворе был 1840-й год, Святейший Синод принимает решение об открытии в Америке и Восточной Сибири отдельной - Камчатской - епархии, до этого входившей в состав Иркутской. Вскоре последовало посвящение Иннокентия в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

В этом новом качестве он возвращается на Алеутские острова. Но теперь его миссия не ограничивается только этими землями - он устремляется в разные уголки своей обширной епархии, куда в разное время также вошли территории в пределах современных нам Камчатки, Чукотки, Якутии, Магаданской, Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев.

Обозревая епархию, он совершил четыре длительных путешествия по Охотскому побережью, первое из которых состоялось в 1843 году. Св. Иннокентий побывал в селах Гижига, Ямск, Армань, Тауйск, Ола. Здесь он вел службы, говорил проповеди, способствовал выделению ассигнований на ремонт и строительство церквей (часовен), решал иные церковные вопросы. Свои впечатления владыка отразил в путевых дневниках, которые позволяют воссоздать облик охотских поселений и дать представление об их обитателях.

В то время как испанским миссионерам понадобилась специальная папская булла, разъяснявшая, что индейцев можно считать принадлежащими к человеческому роду, православный священник не презирал аборигенов, но умел видеть в них добрые черты. Он, например, писал: «Чем более знакомлюсь с местными, тем более люблю их и тем более убеждаюсь, что мы с нашим просвещением далеко, далеко уклонились от пути к совершенству, почти не замечая того. Ибо многие так называемые дикие гораздо лучше многих так называемых просвещенных в нравственном отношении».

Как считает бывший епископ Магаданский и Синегорский Гурий (Шалимов), изучавший труды святителя, период, когда приходы на Охотском побережье управлялись под его началом, был самым плодотворным в деле христианского просвещения. При каждой церкви была школа, священники и причетники изучали местные языки, посещали селения и стойбища, учили взрослых и детей основам веры. Первый тауйский священник Стефан Попов составил в это время «Тунгусский букварь с молитвами» и «Краткий тунгусский словарь». Он также перевел на эвенский язык Евангелие от Матфея.

«Для чего человек родится?»

Миссионерские труды св. Иннокентия были отмечены в апреле 1850 года возведением его в сан архиепископа. А в 1852 году в Камчатскую епархию была включена Якутия, после чего архиепископ переносит епископскую кафедру с острова Ситка в Якутск. Здесь с той же энергией, как когда-то на Аляске, он принялся за изучение якутского языка, и уже в 1857 году на якутском были изданы все книги Нового Завета (кроме Откровения), Бытие, Псалтырь и богослужебная литература. В это же время он совершает поездку по всему течению реки Амур, в ходе которой, кстати, переименовывает станицу Усть-Зейскую в Благовещенск - в память об Иркутской Благовещенской церкви, где начинал свое служение. В 1862 году он переносит сюда свою резиденцию. Здесь владыка жил и работал до переезда в Москву в 1868 году: воздвигал церкви, строил школы, организовывал миссионерские центры, писал статьи, издавал научные труды.

В начале 1868 года император Александр II своим указом назначил св. Иннокентия митрополитом Московским и Коломенским - то был высший сан в тогдашней иерархии.

По свидетельству современников, св. Иннокентий и в сане митрополита оставался простым, добрым и доступным в общении. К себе он был строг, а с ближними терпим и великодушен. Как-то, приступая к экзамену учеников в одной из школ, св. Иннокентий обратился к ним с вопросом: «Для чего человек родится?» И сам же ответил: «Чтобы быть полезным». В этих словах заключалась его жизненная позиция. Он сам всегда стремился, не жалея себя, своих сил и здоровья, быть полезным Церкви, Отечеству, людям. При этом не различал национальности и социального положения, но в каждом видел образ Божий. К такому человеку тянулись люди самые разные, например, писатели И. Аксаков и И. Гончаров, историки С. Соловьев и М. Погодин. О святителе современники оставили множество самых теплых воспоминаний, а ученые, в том числе зарубежные и впоследствии советские, высоко оценивали его научные труды.

Скончался святой подвижник в 1879 году и был погребен в Свято-Духовом храме Троице-Сергиевой лавры, где его мощи и поныне покоятся.
В сентябре 1977 года Священный Синод Русской православной церкви определил причислить митрополита Иннокентия, апостола Америки и Дальнего Востока к лику святых. Его память совершается дважды в год: 31 марта, в день кончины, и 23 сентября - в день его прославления.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "Вести города М"









Колымские колонки