В МАГАДАНЕ УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК СВЯТИТЕЛЮ ИННОКЕНТИЮ (ВЕНИАМИНОВУ), ПРОСВЕТИТЕЛЮ РУССКОЙ АМЕРИКИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ЭТО ПЕРВЫЙ У НАС ПАМЯТНИК НЕ ТОЛЬКО ВЫДАЮЩЕМУСЯ МИССИОНЕРУ, НО И ЧЕЛОВЕКУ, ДАВШЕМУ МЕСТНОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРУ ЗАДОЛГО ДО РЕВОЛЮЦИИ.
СЛОВАРЬ И БУКВАРЬ
Ход колымской истории мы привыкли отсчитывать с недалеких времен первых геологоразведочных экспедиций, открывших на Колыме запасы золота. На самом деле наша история имеет корни более глубокие - ее истоки берут начало еще в XVII веке, когда русские землепроходцы достигли берегов Охотского моря. Среди тех, кто творил историю и культуру Колымы задолго до советской эпохи, был и святитель Иннокентий.
К колымской земле миссионерская деятельность святителя имеет самое прямое отношение - будучи епископом Камчатской епархии, в которую помимо прочих входили и территории нынешней Магаданской области, он не единожды посещал охотские поселения. Первую такую поездку св. Иннокентий совершил в начале 1843 года, побывав в Гижиге, Ямске, Армани, Тауйске и Охотске.
Период, когда приходы на Охотском побережье управлялись под его началом, был самым плодотворным в деле христианского и культурного просвещения местных жителей. Он не только строил храмы и нес свет веры, но и устраивал школы, учил грамоте, даже прививал от оспы. Под его началом первый тауйский священник Стефан Попов составил «Тунгусский букварь с молитвами» и «Краткий тунгусский словарь», перевел на эвенский язык Евангелие от Матфея.
Сам святитель Иннокентий, путешествуя по епархии, изучал языки, быт, обычаи народов, которым проповедовал. Плодом этого изучения явились алфавит и грамматика алеутского языка, а также его капитальные научные труды по географии, этнографии и лингвистике, принесшие ему мировую известность как ученому. Высоконаучные труды святителя оценивали и ученые в Советском Союзе.
СОБЫТИЕ ИСТОРИИ
Вклад святителя в просвещение Колымы столь очевиден, что памятник ему можно расценивать как дань исторической справедливости. «Трудно себе представить величие облика святителя Иннокентия, тот культурный и духовный вклад, который он внес в историю Русской православной церкви и всей России, - сказал епископ Магаданский и Синегорский ИОАНН. - Это обязывает нас делать еще больше, чтобы хоть как-то приблизиться к его огромным подвигам».
Именно по инициативе епархии и при поддержке властей Магадан обрел памятник святому. Он был изготовлен в Москве, его высота - пять метров, а вместе с постаментом - около восьми. В октябре 2014-го памятник доставили в Магадан и недавно установили на Соборной площади. Ко Дню города он будет торжественно освящен. Скорее всего, это произойдет 17 июля.