Впервые для старших школьников Магаданской области представлено учебное пособие по регионоведению. Его автор - известный педагог, историк, краевед Давид Райзман - на основе комплексной историко-географической, социально-экономической характеристики локального муниципального образования - города Магадана систематизировал сведения о растительном и животном мире, климате и сезонах погоды микрорайонов, дал экологический и экономический обзор областного центра к 2009 году и разработал методику, позволяющую решать конкретные задачи реализации национально-территориального регионального компонента содержания образования.
Предметом дисциплины «Регионоведение» являются закономерности процесса развития одного из субъектов Российской Федерации с учетом комплекса факторов: исторических, демографических, национальных, религиозных, политико-правовых, экологических, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда. Задачи обучения - изучение основных этапов и особенностей исторического развития общества на основе муниципального образования «Город Магадан»; ознакомление с современным национально-этническим составом и социальной структурой населения регионов страны, в том числе Северо-Востока России, Магаданской области и города Магадана; исследование различных факторов, влияющих на социально-экономические изменения регионов страны.
Такое пособие существенно дополняет систему обучения и воспитания учащейся молодежи, ее приобщения к познанию окружающего мира и природоохранной деятельности, дает основу для развития кругозора и использования приобретенных знаний в будущей профессии.
Его первая часть подробно рассказывает о географии Примагаданья, знакомит с природными особенностями, рельефом и почвой, климатом, полезными ископаемыми, флорой и фауной, раскрывает проблемы и перспективы развития отраслей народного хозяйства. В нем даны итоги социально-экономического развития Магадана и перспективы развития областного центра к началу XXI века.
На основе таких знаний школьники могут проводить комплексные исследования закономерностей функционирования регионов, использовать информацию для совершенствования профессиональной деятельности.
А информация собрана здесь просто удивительная. Знаете ли вы, например, какие полезные ископаемые находят в окрестностях Магадана? Геологи выявили наличие ряда цветных горных пород, в частности, в районе Каменного венца, бухты Нагаева найдены облицовочные камни, в 70 км от города обнаружены месторождения строительного камня, кварцевые диориты выявлены в 12 км от Магадана - Андреевское месторождение, известно Балахапчинское месторождение суглинков, запасы глин и песчано-гравийных смесей в районе Магадана, залежи вулканического пепла выявлены и включены в производство вблизи Уптара. В 4 км на север от второго Арманского перевала обнаружено месторождение урана, а в 40 км от города - молибдена, представляющее промышленный интерес. На берегу бухты Нагаева видны выходы пластов бурого угля, запасы явно непромышленные, но жители иногда пользуются этим видом топлива для обогрева дач.
А всем, кто связан со строительством, надо знать, что за последние 30 лет в районе Магадана среднегодовая температура увеличилась на 0,8 - 0,9ОС. И, по наблюдениям ученых мерзлотной станции, средняя температура на глубине 10 - 15 м повышается на 0,2 - 0,4ОС каждое десятилетие. Исходя из темпов, деградация вечной мерзлоты уже произошла. Иными словами, на месте льда образуются пустоты, на величину которых и проседает фундамент под нагрузкой здания.
Таких предостережений в учебном пособии немало, и всем, кто интересуется особенностями родного края, эта книга будет полезна.
Вера ВАСИЛЬКОВА