Мал золотник, да дорог


В том, что сегодня Магаданский механический завод экспортирует свои промприборы даже за рубеж, заслуга не только заводчан, но и Восточного научно-исследовательского института золота и редких металлов (ОАО «ВНИИ-1»), которым руководит генеральный директор С. П. Римский.

В прошлом году институт отметил свое 65-летие. Его специалисты и ученые разработали большую часть горного оборудования, которое по сей день успешно используется на золотых полигонах. В советскую эпоху, когда институт гремел на всю страну, здесь работало более 650 ученых и специалистов, в трехэтажном здании было 18 лабораторий. Когда 20 лет назад прекратилось государственное финансирование, все предрекали закат института. Но он выжил и продолжает работать для своих основных заказчиков - горнодобывающих предприятий. Причем не только Магаданской области, но и Чукотки и

СКОЛЬКО ЗОЛОТА В РУДЕ?

Костяк института - специалисты, которые начали там работать еще в советскую эпоху. В их числе зам. генерального директора ОАО «ВНИИ-1» С. Н. Кравченко, который трудится в институте с 1978 года, начав в геолого-маркшейдерской лаборатории. Во ВНИИ-1 Сергей Николаевич прошел путь от инженера до зам. генерального директора.

- Заключаем договоры с недропользователями на проведение научно-аналитических исследований руд и россыпей на обогатимость, - рассказал он. - У нас более 20 заказчиков из числа российских и китайских добычных предприятий. Это ООО «Агат», «Нявленга», «Время», а также «МАГСЕЛ», «Горнопромышленная компания «Золотой гранд», «Сфера», «Прогнозные Ресурсы», «Электрум-Плюс», «Артель старателей «Тал» (Якутия), ОАО «Геоцентр». Наши постоянные китайские партнеры - ООО «Юго-Западная горнопромышленная компания», «Хейлунцзян - Магаданская горнопромышленная компания», «Горнопромышленный холдинг «РусКит», ООО «Горнопромышленная компания «Тянь-Хэ» и другие. Помимо основной деятельности, выполняем заказы государственных органов по проведению экспертизы. Словом, на сегодняшний день смогли найти свою нишу на рынке. И это позволило нам выжить.

АРХИВУ - 65 ЛЕТ

Несмотря на бури реформ, в институте сохранили архив, который тщательно собирался на протяжении более шести десятков лет. Там хранятся отчеты по всем разработкам ВНИИ-1, по которым работал его коллектив. Одни после успешного испытания были внедрены в производство, другие так и остались на бумаге. Не исключено, что с появлением новых технологий некоторые идеи и проекты могут обрести реальные очертания.

Гордость института не только архив, но и оборудование, которое верой и правдой служит на протяжении многих лет. Некоторые экземпляры уникальны.
- Во время ремонта электродвигателей не без удивления обнаружили, что там стоят подшипники скольжения, которые уже давно не выпускают, - рассказал заместитель руководителя института С. Н. Кравченко. - Благодаря постоянному обслуживанию и смазке они смогли доработать до наших дней. В основном используем американское оборудование фирмы «Frith». Многое, конечно, пришлось переделывать, усовершенствовать, но основа остается прежней. Приобрести новое не только очень дорого, но и рискованно. Как мне стало известно, ряд геологических предприятий приобрел дорогостоящее лабораторное оборудование, довольно быстро вышедшее из строя. А наше, которое вовремя обновляем и постоянно следим за его техническим состоянием, исправно работает по сей день. Также используем в работе и оборудование, изготовленное у себя, - обогатительные концентрационные столы и отсадочные машины.

ЛАБОРАТОРИЯ ОБОГАЩЕНИЯ

Как уже говорилось, выжить институту удается благодаря заказам недропользователей, которые привозят на исследование руду и пески из россыпей. Сюда обращаются и те, у кого есть своя лаборатория, чтобы убедиться в правильности собственных изысканий.

Лаборатория обогащения состоит из двух отделений - дробильно-гравитационного и пробирного. Ее задача - выполнить научно-аналитические исследования с оформлением соответствующих материалов (отчетов) по определению состава минерального сырья, поставляемого заказчиком. Заказы поступают разные - с различным содержанием полезных ископаемых, с различных месторождений, и поэтому каждая работа - это свой технологический процесс. Далее подготовленный материал поступает в пробирное отделение, где проводится пробирно-аналитический анализ на содержание золота и серебра в данном материале.

Авторитет ВНИИ-1, где работают профессионалы своего дела, по-прежнему высок. Более 20 лет работает здесь Валентина Николаевна Кривонюк, которая в 70-х приехала на Колыму после окончания Днепропетровского металлургического института. Начинала работать в лаборатории разработки россыпей открытым способом в должности старшего инженера.

- Все, что разрабатывалось в нашем институте, потом испытывалось на полигонах золотодобычи, - вспоминает она. - Это промприборы, землесосы, драги и другое горное оборудование. Получив очередное задание, проводили его испытания, затем все отчеты передавали во ВНИИ-1. Прошедшие опытные испытания промприборы и другое горное оборудование запускали в серийное производство на ММЗ, который работал по разработкам нашего института. Следующим этапом моей деятельности стала лаборатория «Надежность горной техники Севера», которая занималась темой «Упрочнение и восстановление деталей горной техники». Упрочняли и восстанавливали детали ходовой части и навесного оборудования импортных бульдозеров D-9L, D-10N, черпаки дражных цепей, ковши шагающих экскаваторов ЭШ-6/45, ЭШ-10/70. Ягоднинский ГОК был отличной базой для производственных испытаний разрабатываемого институтом оборудования и деталей горных машин. Нельзя не отметить, что большую помощь по внедрению научных разработок в производство оказывал Н. А. Дереженец, который в то время был заместителем главного механика ЯГОКа.

Когда государство перестало поддерживать институт и многие начали увольняться, Валентина Николаевна занялась административной работой. Имея опыт депутатской работы, она возглавила бурхалинскую поселковую администрацию, на территории которой базировались крупный прииск «Бурхала», старательские артели «Спутник», «Заря», «Джелгала» и пять горняцких поселков.

В 2000 году В. Н. Кривонюк возвращается в свой институт в лабораторию обогащения. Обогащение руд и россыпей - дело тонкое, но с годами приходит и опыт. Возглавляя лабораторию обогащения в ОАО «ВНИИ-1», она параллельно преподает в СВГУ на кафедре «Горное дело». Лабораторные занятия со студентами дневной формы обу-чения и заочниками проводятся как в лаборатории СВГУ, так и на базе института ВНИИ-1. Некоторые из ребят, окончив университет и отслужив в армии, устраиваются в лабораторию ВНИИ-1.

Рядом с опытными специалистами в лаборатории обогащения работают молодые - выпускники факультета открытых горных работ СВГУ, в их числе научный сотрудник И. М. Михайлов и ведущий инженер А. А. Перов. Имея отличную теоретическую подготовку и набираясь с годами опыта, они имеют перспективу стать учеными и продлить традиции ВНИИ-1.

За всем технологическим процессом в лаборатории постоянно следит инженер-технолог Н. С. Алиризаева - опытный специалист, наставник молодежи, в лаборатории работает с 2005 года. В 1978-м окончила Магаданский политехникум по специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» как техник-геолог. Работая во ВНИИ-1, продолжила совершенствовать свою теоретическую подготовку учебой в СВГУ, окончив, получила квалификацию «Горный инженер».

С 2004 года работает в лаборатории обогащения наладчик лабораторного оборудования В. В. Николаев. Любые ремонтные и наладочные работы ему по плечу. В 1968 году Владимир Валерьевич окончил Магаданский политехникум и получил квалификацию «Электромеханик». А в 1971-м после службы в рядах Советской армии поступил во ВНИИ-1, где работал в разных подразделениях института (горный отдел, отдел механизации и автоматизации, лаборатория гидрометаллургии, механические мастерские). Имея огромный опыт работы с механизмами и хорошую теоретическую подготовку, он не только ремонтирует и поддерживает в рабочем состоянии оборудование лаборатории, но и обучает этому молодых сотрудников.

ЗОЛОТО ИЗ СУЛЬФИДОВ

Сегодня ВНИИ-1 занимается исключительно исследованием руды и россыпей. Хотя всего несколько лет назад ученые Н. П. Лавров и В. В. Милентьев вели за счет средств областного бюджета разработку новой установки для добычи сульфидного золота, коим богаты колымские недра.
Во время съемки на промприборе драгметалл хорошо видно на фоне песка. Но есть еще невидимое для глаз золото, спрятанное природой в кристаллической решетке сульфидов. Все оно во время промывки уходит в отвалы и хвосты. Если научиться его извлекать, это даст дополнительно в копилку территории несколько тонн золота.

О том, что сульфиды (у нас они представлены в основном пиритом и арсенопиритом) несут в себе золото, ученые и горняки знают давно, но заговорили о них только сегодня, когда сильно истощилась минерально-сырьевая база россыпных месторождений. Пионером в добыче сульфидного золота стал Сусуманский ГОК, который извлекает его из хвостов шлихообогатительных фабрик, а потом отправляет на переработку за пределы нашей территории. В планах предприятия реконструкция драги, на которой, помимо традиционного золота, будет добываться и сульфидное. Пример оказался заразительным, на сусуманцев обратили внимание горняки из других районов, где тоже в отвалах много такого золота. Правда, заинтересовавшись перспективным направлением, тут же столкнулись с нехваткой, а точнее, с отсутствием современного, эффективного оборудования.

- Опыт на полигонах показал, что даже из хвостов извлечение составляет 78 - 80 %, - пояснил В. В. Милентьев. - Для внедрения новой технологии у нас все есть - золотосодержащие сульфиды, ММЗ, который может наладить серийное производство комплексной установки. Есть только одна проблема - оборудование КАЗа не позволяет перерабатывать золото из сульфидов. В принципе это можно сделать методом кучного выщелачивания, правда, перед этим сильно измельчив породу. Второй вариант - отправлять на переработку в центральные районы страны. Кстати, на сульфидное золото обратила внимание компания «Полиметалл». Причем, не на золото, содержащееся в сульфидах, а на серу, необходимую для работы гидрометаллургии на одном из его заводов.

Нынче в условиях резкого спада цены на золото колымским недропользователям не до экспериментов. Они делают все возможное, чтобы сработать в этих условиях рентабельно, остаться на плаву. Но учитывая, что минерально-сырьевая база россыпных месторождений за десятилетия активной эксплуатации сильно иссякла, рано или поздно нашим горнякам все равно придется обратить внимание на сульфидное золото, к добыче которого на Колыме еще не приступали. Очевидно, что это повлечет за собой определенные затраты, возникнут и проблемы с переработкой. Зато появится резерв, который может продлить жизнь россыпного предприятия.

- Если бы государство, как это было в прошлые годы, начало финансировать наш институт, мы бы снова занялись разработками нового горного оборудования, - считает заместитель руководителя ОАО «ВНИИ-1» С. Н. Кравченко. - Приобрели бы дополнительно оборудование, набрали специалистов. Наша территория и другие регионы, где ведется добыча драгметаллов, от этого бы только выиграли. Особенно это актуально сегодня, когда как воздух нужны промприборы, позволяющие максимально извлечь золото из песков.

Виталий ХОЛОИМОВ.

Автор:  Виталий ХОЛОИМОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки