Так уж повелось, что для россиян Колыма ассоциируется в первую очередь с золотом и лососем. Но неужели все, что может предложить регион, - это драгметаллы и рыбные посылки родственникам на «материк»?
В земле - таблица
Спорить не о чем: золото и серебро, добытые в регионе, нас действительно «кормят». Для большинства инвесторов, желающих вложиться в территорию, «золотая» перспектива - основная. С рыбой ситуация несколько другая - не так уж и много мы ее добываем. Но родственникам и знакомым на «материке» возим деликатесы исправно, чем и заслужили славу рыбного края. Тем временем не все так однозначно.
«В нашей земле практически вся таблица Менделеева, - рассказал «АиФ-Магадан» директор СВКНИИ, член-корреспондент РАН Николай ГОРЯЧЕВ. - Из известных, к примеру, есть крупные медные объекты: «Лора» на полуострове Кони-Пьягина, «Ороек» в Среднекане. На Омолоне есть залежи железной руды, можно у нас добывать и вольфрам. Существуют перспективы добычи редких элементов, все зависит от конъюнктуры. Есть даже урановые месторождения. Они небольшие, хотя некоторые даже очень богатые. В свое время на знаменитом Бутыгычаге было добыто порядка 200 тонн урана на производство первой в СССР атомной бомбы. Даже под Магаданом, на втором Арманском перевале, в 4-х километрах на север, есть урановые проявления, которые изучались».
Нераскрытый потенциал
Не будем забывать и о нефтегазовых проявлениях на шельфе Охотского моря. Уже сегодня производится предварительная разведка этих образований крупнейшими российскими компаниями. По оценкам экспертов, в пределах шельфа Охотского моря выделено 29 зон возможного нефтегазонакопления, суммарные ресурсы оценены в 3,5 млрд тонн условного топлива, в том числе нефти - 1,2 млрд тонн и 1,5 млрд куб. м газа.
Факт: во всем минерально-сырьевом комплексе региона доля благородных металлов, на которых сегодня основана наша экономика, составляет лишь 3%! 97% ресурсов всех полезных ископаемых совершенно не задействованы. При этом цены на такие ископаемые, как, например, уголь, медь, вольфрам, цинк, молибден, стабильно растут и не падают так резко, как на золото и серебро.
Да что там говорить - у нас интересна как ресурс даже вода - на территории области она одна из самых чистых в мире. Кстати, именно от чистоты воды во многом зависит качество водородного топлива, которое повсеместно уже давно и активно используют.
«Белое» золото
Дальний Восток сегодня все больше облюбовывают туристы. Причем это уже не экстрим, а вполне комфортный отдых со всеми соответствующими условиями. К примеру, Камчатка давно поставила турбизнес на поток. И приезжают туда не только половить рыбу и посмотреть на гейзеры и вулканы, но и на современные горнолыжные курорты. Наши сопки - ничем не хуже, а по некоторым показателям даже лучше.
В свое время эксперты Международной федерации лыжного спорта исследовали Марчеканскую сопку и выяснили: она полностью соответствует требованиям для проведения любых международных соревнований. А снег, или «белое золото», у нас при системе правильного оснежения может лежать до 270-ти дней в году.
О природе не нужно и говорить - по живописности заповедников область может поспорить с крупнейшими «мекками» туристов. Кстати, в каталоге инвестпроектов региона есть и планы строительства туристического центра на озере Джека Лондона, и морского турклуба на побережье бухты Нагаева, и спортобъекты. Вот только инвесторов сложно манить калачом - без налаженной транспортной инфраструктуры, доступных авиабилетов, без наличия базы. У территории много нераскрытого потенциала. Вот только все упирается в деньги…
Андрей ГРИШИН