Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ создан при Магаданской областной общественной организации «Защита прав потребителей» во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также поручения Правительства РФ от 25 декабря того же года.
Не секрет, что одной из неблагополучных потребительских позиций являются жилой сектор и сфера жилищно-коммунальных услуг.
Отмечу, что до 2014 года только общественные потребительские организации в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» имели право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей услуг, в том числе жилищно-коммунальных.
С 11 ноября теперь уже минувшего года наш центр начал принимать граждан в общественной приемной по адресу: ул. Билибина, 2а. За полтора месяца обратились 136 человек, в том числе 79 позвонили по телефону и 57 пришли на прием.
В основном заявители жаловались на неудовлетворительную работу управляющих организаций и руководство ТСЖ, неисполнение ими своих обязательств и отсутствие мер по устранению нарушений по заявлениям граждан. Это текущий ремонт и содержание общего имущества в многоквартирных домах (плохое состояние подъездов, непроведение ремонтов или их плохое качество, разбитые входные двери, щели в окнах, низкая температура в жилых помещениях, аварийное состояние стояков холодного и горячего водоснабжения, протечки, вода в подвалах, разрушение козырьков над входами в подъезды, не работающие долгое время лифты).
Многие жители полагают, что счета по графе «Капитальный ремонт» выставлялись завышенно, с нарушением действующего законодательства - без проведения общего собрания собственников жилья и голосования. Многие считают, что управляющие организации плату взимали, а ремонт не проводили.
Далее жаловались на некачественно отремонтированную кровлю. Бывали и такие случаи, когда крыша вроде отремонтирована, а протекает до 4-го этажа. Причина - кому-то из жильцов проводили Интернет или ставили спутниковую антенну, а представители управляющей организации не проверили после этих работ целостность покрытия дома.
Несколько обращений касались выставления в платежных документах необоснованных долгов. Плату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, многие считают завышенной. Были жалобы, что не сбиваются сосульки с крыш и козырьков при входе в подъезд. Высказывались претензии в отношении чистоты подъездов, как правило, графики уборки отсутствуют. О влажной уборке вовсе говорить не приходится.
В целом к нам обратились жители домов, которыми управляют 26 УК и 10 ТСЖ. Начали звонить и граждане, проживающие в поселках области, к примеру, в Синегорье, Усть-Омчуге.
Из 136 обращений 11 поступили от жителей домов, обслуживаемых ООО «Любимый город», и по 6 - ООО «Любимый город наш», ООО «Жилсервис-центр», ООО «Соцжилье». Во второй половине ноября потеплело, и сразу последовали звонки о заливании квартир с 5-го по 1-й этаж и подъездов. Так, к нам обратились жители 10-го подъезда дома № 67 по пр. К. Маркса. Мы выходили по этому адресу и что же увидели? Вода буквально струится по стенам, лестничным маршам, на лестничных площадках играют лужи, на голову капает. Натуральный потоп! В квартире сыро, обои отошли от стен, палас мокрый. С августа жильцы жаловались на протечки, однако управляющая организация мер к их устранению не приняла, и закончилась история тем, что жильцы сами поднялись на чердак и сбросили снег.
Аналогичная ситуация сложилась в доме № 5 по ул. Советской: несколько дней там сверху текла вода, была испорчена мебель, и в квартире теперь требуется ремонт.
Бездействовать управляющим организациям позволяет несовершенство жилищного законодательства. Взять те же протечки. Правила по предоставлению услуг и содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии, утвержденные постановлением правительства № 491, предусматривают, что УК при выявлении причин утечки незамедлительно ее устранит. А если причины не обнаружены? Выходит, тогда и протечку не надо ликвидировать? И таких примеров достаточно.
Собственники жилья должны помнить, что управляющая организация нанята ими для того, чтобы обслуживать дом и создавать условия для комфортного проживания. Оплачивая услуги, жильцы имеют право и запросить, и потребовать информацию о проведенных ремонтах. Собственники имеют право обратиться с запросом, какие работы по текущему и капитальному ремонту запланированы на текущий год и проведены, куда направлялись и как израсходованы средства, внесенные в виде платы за текущий ремонт и содержание жилья. И на письменный запрос управляющая организация должна ответить в 20-дневный срок также в письменном виде. Такая информация должна указываться на сайте УК или ТСЖ.
Мы понимаем сложности работы управляющих организаций и товариществ собственников жилья. Действительно трудно провести общее собрание, однако Жилищным кодексом РФ предусмотрено только таким способом решать все вопросы проживания в многоквартирном доме. Поэтому и сами граждане должны занимать активную жизненную позицию, знать азы жилищного законодательства и экономики ЖКХ. Все должны сознавать, что надо ходить на собрания, содержать общедомовое хозяйство в надлежащем состоянии.
Чтобы повысить грамотность населения в этих вопросах, при нашем региональном центре будет создана школа жилищного просвещения. Мы надеемся на взаимодействие и сотрудничество с организациями, обслуживающими многоквартирные дома, с товариществами собственников жилья с тем, чтобы приходить к общему знаменателю в решении каких-то вопросов. Управляющие организации должны повернуться лицом к работодателям. Возможно, многое и делается, но этой работы люди не видят. А ей полагается строиться в контакте с населением, и жильцам должны поступать предложения, какие работы в доме необходимо провести в первую очередь. И собственникам останется сделать выбор. Должно быть больше информации о работе, проделанной именно руководителями.
Приведу пример плохой организации дела. ТСЖ разнесло «письма счастья» о проведении общего собрания жильцов и сотрудников товарищества 30 декабря в 11 часов, сбор на улице возле дома. Позвонивший в наш центр назвал такое решение абсурдным. Перед Новым годом проходят детские утренники, на которых присутствуют родители, люди в этот день работают, и последний аргумент: кто сможет долго находиться на морозе? Это собрание было заранее обречено. К слову, 30 декабря в назначенный час представитель ТСЖ не явился на встречу.
Много обращений по уборке дворовых территорий. Граждане должны знать, что управляющие организации не выставляют жителям счета за эту услугу. Фактически убирается только подход к подъезду. Центр продолжает свою деятельность, телефон общественной приемной - 64-56-45.
Ксения СУХАНКИНА,
руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ