Распространение рекламы является одним из самых прибыльных видов деятельности в условиях рыночной экономики.
Действующим законодательством урегулированы правоотношения по размещению рекламных конструкций на объектах, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов, к которым относятся и фасады зданий.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 4 ст. 36, ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Зачастую, собственники жилья занимают пассивную позицию и самоустраняются от принятия соответствующих решений, что создает предпосылки для злоупотреблений со стороны управляющих компаний.
Так, в октябре 2013 года прокуратурой города проведена проверка деятельности управляющих компаний города, в ходе которой выявлены факты незаконного размещения рекламных конструкций на фасадах 8 домов г. Магадана без принятия собственниками помещений решений об использовании фасадов их домов под размещение рекламы.
Установлено, что реклама размещена на основании заключенного с управляющей компанией договора на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на фасадах и внутри зданий обслуживаемого жилищного фонда.
Цена договора фиксирована и не ставится в зависимость от каждого объекта размещения рекламы, состава рекламной конструкции и оборудования, мест и способов ее размещения, что является заведомо невыгодным условием для извлечения прибыли от коммерческой деятельности.
Кроме того, расчет между сторонами по договору производится путем предоставления рекламораспространителем управляющей компании рекламно-информационной газеты для последующего безвозмездного предоставления собственникам и нанимателям многоквартирных домов, находящихся на обслуживании.
Денежные средства от указанной деятельности ни жителям домов, ни управляющей компании не поступают и не могут быть использованы на нужды многоквартирных жилых домов. В то же время предоставление населению печатной продукции рекламно-информационного характера выходит за рамки жилищных правоотношений по оказанию услуг управления жилищным фондом.
По данным фактам прокуратурой города директору управляющей компании внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое находится на рассмотрении.
Вместе с тем, собственникам помещений в многоквартирных жилых домах необходимо понимать, что принятие ими решений об использовании общего имущества является условием для управляющих компаний при заключении договоров по размещению рекламы на фасадах жилых домов, а доходы от данного вида деятельности могут быть направлены на решение многих проблем по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда.
О.В. СТАРОДУМОВА, помощник прокурора города Магадана, юрист 1 класса.