Сказкотерапия и пластилиновая живопись


Два года исполнилось образовательному учреждению «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

За это время многое сделано по оказанию помощи и взрослым, и детям, тысячи ребят, в том числе инвалидов, и их родители получили профессиональную помощь, которая здесь многообразна. Таким образом успешно реализуется одна из приоритетных задач систем образования и здравоохранения - специализированная помощь семье. И уже есть значимые результаты. О них - наш рассказ.


ГДЕ СЕМЬЯ ПОЛУЧИТ ПОМОЩЬ

Семья начинается с детей - с этой истиной согласятся многие. Но когда в ней подрастает маленький человек, то и он, и его родители сталкиваются с вопросами, в которых лучше разобраться вместе с грамотными специалистами. Для их поддержки и был задуман такой центр. Цель его работы - обеспечение образовательной, реабилитационной, коррекционной, консультационной и оздоровительной работы с семьями, детьми и подростками, в том числе инвалидами. И хотя трудится в нем не так много специалистов, от них каждый может получить консультацию, диагностику и любую нужную помощь - медицинскую, социальную, психологическую - при проблемах со здоровьем, трудностях в обучении, развитии и социальной адаптации. На базе центра работают областная психолого-медико-педагогическая комиссия, отделы коррекционной и реабилитационной работы, социально-психологического сопровождения замещающих семей, психолого-педагогического и социального сопровождения детей-подростков с риском аддиктивного поведения и центр профилактики употребления психоактивных веществ.

В штате центра имеются врачи различных специальностей: педиатр, невролог, психиатр, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт. Сейчас в кабинетах, где ведут прием такие специалисты, проведен ремонт и идет подготовка к лицензированию медицинской деятельности по 9 видам медпомощи. Но пока здесь практикуют выездную форму работы. И медсестра центра Лилия Солод проводит занятия ЛФК, физиопроцедуры по назначению врача-физиотерапевта Ларисы Елизаровой, делает массаж воспитанникам на базе учреждений, где имеется лицензия, - в школе-интернате п. Сокол, профессиональных училищах № 7 и 3.

С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

- Хочу остановиться на медицинском аспекте работы школы, - рассказала заместитель директора по реабилитации и коррекции детей Людмила Паина, - ведь третью часть информации на наших занятиях дают врачи. Так, невролог центра Анна Умыскова раскрывает особенности развития детей-сирот и причины страхов у ребятишек от 3 до 8 лет, причем информацию дает в очень доступной форме, с массой интересных и понятных детям примеров. Виктор Шилин, наш психиатр, рассказывает о вопросах достаточно сложных - генетике и наследственности, но делает это так понятно и доходчиво, что снимает многие страхи и развенчивает мифы о детях-сиротах и их болезнях. А молодой специалист Сабина Джафарова рассказывает о первичной профилактике употребления психоактивных веществ.

Врачи центра во главе с психиатром Виктором Шилиным, а также логопед, психолог, методист входят в состав областной психолого-медико-педагогической комиссии и активно участвуют в диагностике и формировании образовательного маршрута проходящих через нее детей, причем к каждому ребенку подходят индивидуально, учитывая состояние здоровья и семейные обстоятельства. Помимо работы в комиссии, они ведут просветительскую работу в школах и детских садах, беседуют с мамами и папами на родительских собраниях, с детьми на классных часах. Темы разговоров, конечно же, о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний.

- Куда пойдут дети и родители со своими проблемами? Этот вопрос часто остается без ответа. А между тем в каждом районе должна оказываться разнообразная помощь, и тут большая роль у психолого-медико-педагогических комиссий, именно их специалисты проводят комплексное обследование детей с проблемами в развитии, поведении, имеющих особенные педагогические потребности, - считает заместитель директора центра Виктор Шилин. - Но вот недавно я выезжал в Северо-Эвенский район, где такая комиссия не работала уже более 2 лет. Там мы провели 40 обследований детей, несколько микросеминаров, работали с родителями, консультировали подростков, которые могут оказаться в трудной ситуации. А вообще мы проводим комплексное обследование по просьбе родителей (законных представителей) ребенка либо по заявлению подростков старше 15 лет, а также по направлению образовательных, учреждений здравоохранения и социальной поддержки населения.

Первичное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проводится по одному из двух направлений: комплексная диагностика в целях выявления детей с нарушениями в развитии и поведении, ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, имеющих особые образовательные потребности, и определения образовательного маршрута и условий, способствующих адаптации, а также для выявления детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и определения спектра образовательных, специальных (коррекционных), профилактических, лечебных и реабилитационных услуг, реализуемых в рамках основных направлений работы центра. Таких случаев просматривается более 500 в год, и по каждому специалисты дают индивидуальные рекомендации по воспитанию, содержанию, обучению, проводят динамическое наблюдение. Помимо этого, комплексная комиссионная диагностика проводится при первичном консультировании и в рамках групповой и индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с детьми и подростками, которая идет и в самом центре, и на выездных заседаниях. Так, налажено взаимодействие с Детским домом инвалидов, Магаданским домом ребенка.

И ДЛЯ ДЕТЕЙ, И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Своими успехами в образовательной, реабилитационной, коррекционной, консультационной и оздоровительной работе с семьями, детьми и подростками, в том числе сиротами и инвалидами, поделились сотрудники центра. Их немного, но вклад каждого неоценим.
- За два года у нас созданы хорошие условия для оказания психолого-педагогической и коррекционной помощи детям, - рассказала методист Валентина Феофанова. - И сегодня мы рекомендуем всем родителям из районов области приезжать в центр с детьми, чтобы они могли в нем пройти курс занятий и впоследствии динамическое наблюдение.

Она представила игровые формы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, а их немало - от сказкотерапии до логопедических уроков на тренажерах, компьютерной грамоты и нетрадиционных методик: пластилиновой живописи, гидро- и песочной терапии, массажа, техники релаксационного дыхания, тренингов по психолого-эмоциональной саморегуляции. Причем занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые, где учителя-логопеды развивают познавательные процессы эмоциональной и волевой сферы личности.

В центре работает школа замещающих родителей, которую ведет молодой педагог-психолог Юлия Крайкина. Она может многое рассказать об этом детище, но я хочу привести слова заместителя директора по реабилитации и коррекции детей Людмилы Паиной, ведь ее оценка, что называется, взгляд со стороны:

- Вообще школа - это уникальное явление само по себе. Я недавно переехала из г. Оренбурга - города побольше, чем Магадан. Там о такой школе только шел разговор и не знали, как к ней подступиться, а здесь она работает уже два года и, что интересно, количество слушателей в первый день и последний одинаковое, и все они с интересом посещают занятия. После таких общений с докторами вопросов у усыновителей и опекунов становится значительно меньше, а уверенности в том, что они сделали правильный выбор, - больше.

В целом работе с родителями детей, имеющих инвалидность и ограничения здоровья, в нашем центре уделяется много внимания. Следует отметить, что пока не все родители могут открыто и смело заявлять о своей проблеме, имеется очень сильный психологический барьер. Они варятся в собственном соку, не верят в помощь и не очень охотно ее принимают.

- В наших планах на ближайшее время стоит организация родительского клуба «Доверие», где родители смогут с нашими специалистами - врачами, педагогами, психологами, приглашенными юристами решить свои проблемы, - поделился задумками директор центра Александр Симонов. - А еще планируем расширить площади, возможности диагностики с помощью видеотехнологий, ввести программу патронажа детей на дому, организовать социальную гостиную. И, конечно, ждем пополнения штата, хотя в этом году в наш коллектив влились четверо молодых специалистов - выпускников СВГУ: два педагога-психолога - Виолетта Воронович и Альфия Иванова и два социальных педагога - Сабина Джафарова и Екатерина Тимофеева.

- Очень часто в семьях, где растет инвалид, в первую очередь решаются вопросы оздоровления и реабилитации самого ребенка. Конечно, это правильно. Но не меньше нуждаются в помощи, поддержке и сами родители, - считает Александр Павлович, - и особенно мамы, ведь именно на их хрупкие плечи ложится такой груз - воспитание ребенка-инвалида. И мы хотим помочь им разобраться в проблемах, дать совет, да просто выслушать такую маму за чашечкой чая в непринужденной обстановке, обеспечить ее нужной литературой. Потому в перспективе планируем создание библиотеки для таких родителей, ведь специальной литературы издается очень мало. Мы уже сделали первый шаг - на подходе очень интересная программа коррекции раннего развития детей «Маленькие ступеньки». Также в наших планах, и это вошло в программу развития центра, - организация и проведение психолого-педагогического патронажа на дому, будем приходить к тем детям, которые по состоянию здоровья не могут приезжать к нам в центр даже на короткое время. Вот к таким ребятам мы планируем выезжать сами, чтобы оказывать психологическую поддержку им и их родителям. Таким образом, в центре многое делается по медицинской реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями и инвалидов, но достаточно интересны наши планы и перспективы, и мы с ними обязательно справимся, - заключил Александр Павлович.

Сегодня это современный, оснащенный новейшим оборудованием комплекс, где есть не только кабинеты для оказания медицинской, психологической помощи и обучения, но и специальные помещения для отдыха и релаксации. Целевые группы, на которые направлена деятельность центра, - это дети и семьи, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагоги и специалисты образовательных и интернатных учреждений, воспитанники детсадов, учащиеся образовательных и специальных коррекционных учреждений, дети-инвалиды. В своей работе педагоги-психологи, логопеды и специалисты-медики применяют не только самые современные, но и нетрадиционные методики. Для детей и подростков, испытывающих трудности в общении, диагностика проводится с помощью видеотехнологий. Современные технологии используют и для консультирования семей с детьми-инвалидами, которых зачастую нельзя оставить без присмотра. Сотрудники центра отвечают на все интересующие родителей вопросы с помощью сети Интернет, программы «Скайп» и по телефону горячей линии. За помощью в центр может обратиться каждый, учреждение открыто для всех желающих, здесь и дети, и их родители получат профессиональную помощь.

Вера ДИДЕНКО.

Автор:  Вера ДИДЕНКО "Магаданская правда"









Колымские колонки