Новый учебный год предполагает начало перехода на качественно иной уровень развития в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Его положения коснулись и дошкольного образования.
В новом законе, как разъяснила и. о. начальника департамента образования Татьяна Храмцова, важно отметить два основных момента. Во-первых, дошкольное образование становится самостоятельным уровнем и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. А во вторых - дошкольное образование отделено от присмотра и ухода за детьми. Это означает, что образовательные услуги в детском саду должны быть бесплатными.
Законом РФ предусмотрена передача полномочий на уровень субъекта по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных организациях в части расходов на оплату труда, приобретение учебников, пособий и средств обучения, игр и игрушек. Таким образом, все расходы на организацию обучения детей гарантированно обеспечиваются регионом. В родительскую плату будут включаться только расходы по присмотру и уходу за детьми (питание, оплата труда младших воспитателей и т. д.).
Кроме того, в соответствии с законом муниципальные образования создают условия для присмотра и ухода за детьми, обеспечивают содержание зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий, в том числе установку ограждений, оснащение системами видеонаблюдения, которые обеспечиваются средствами местных бюджетов.
О степени решения задачи доступности дошкольного образования в целом можно судить по наличию очереди на получение мест в детсады.
Сегодня ключевая задача - обеспечение дошкольным образованием всех детей от 3 до 7 лет за счет реализации мер, предусмотренных поэтапной программой («Дорожная карта»), ликвидации очередности и обеспечения доступности дошкольного образования.
Для решения проблемы дефицита мест в детских садах реализуется долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования в Магаданской области» на 2012 - 2015 годы, в соответствии с которой в этот период планируют ввести 1155 дополнительных мест. При потребности в 800 мест в нынешнем году будет дополнительно введено 300, в том числе за счет капитального ремонта детского сада присмотра и оздоровления № 7 в г. Магадане (70 мест), начальной школы-детского сада в п. Хасын (20), реконструкции помещений детсада № 6 «Золотой ключик» в п. Ола» (15 мест), детского сада присмотра и оздоровления № 50 в Магадане (120 мест). Это позволит уже к концу года сократить на 27,1 % очередность детей в возрасте от 1 года до 3 лет и увеличить общий охват дошкольным образованием до 76 %.
Требует обновления и содержание дошкольного образования. С 2012 года дошкольные учреждения Магаданской области перешли на новые образовательные программы, соответствующие федеральным государственным требованиям. В этом учебном году работа продолжена.
Серьезная работа предстоит по обеспечению перехода с 2014 года на нормативное финансирование реализации основных образовательных программ. Для этого в IV квартале 2013-го будут разработаны соответствующие нормативно-правовые документы.
Повышение качества и охвата детей дошкольным образованием позволит успешнее решать важнейшую задачу социокультурной модернизации - вхождение в новое поколение государственных образовательных стандартов.
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». (ст. 64 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
«Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком». (ст. 65 закона).
«Образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». (ст. 64 закона).