Школа идет по карте. Дорожной


Вот и снова в школу! Более 16 тысяч колымских ребят отправились в долгое путешествие в мир знаний. Пусть новый учебный год принесет ученикам много увлекательного в познании мира, родителям - гордость за их успехи, а педагогам - радость творчества, безграничную любовь к детям и творческие достижения.

Это в их силах сделать все, чтобы каждый юный колымчанин получил глубокие знания, развивал свои таланты, подружился со спортом, стал настоящим патриотом своей страны. Все это не проходит даром, ведь каждый из нас в любом возрасте вспоминает школьные годы, с теплотой и благодарностью отзываясь о любимых учителях. Образование - тот надежный фундамент, на котором строится благополучие страны, его будущее.

В новом учебном году намечен переход на качественно новый уровень развития образования Магаданской области - от продолжающейся интенсивной модернизации к инновационному развитию. Его стратегия выстраивается на решении основных задач: модернизации общего и дошкольного образования; приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развития системы оценки качества и востребованности образовательных услуг. Вот лишь некоторые направления движения.

О ЗАКОНАХ

Значимым в этом преобразовании становится новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», основная часть которого вступила в силу с 1 сентября.
Практически каждая его глава включает нормы, нацеленные на обеспечение правовых условий, обеспечивающих превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны. Федеральный закон позволит повысить качество, расширить гарантии реализации прав в области образования, обновить систему в соответствии с запросами личности, общества, государства и экономики региона.

Значимые изменения произошли в отношении полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования. Потребуется существенная переработка действующих законов и нормативных правовых актов на уровне региона, муниципальных правовых актов по вопросам образования, по обновлению нормативной базы, в том числе в части переименования учреждений образования, лицензирования и государственной аккредитации, инновационной деятельности, требований к одежде обучающихся и другим.

Департаментом образования с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ подготовлена новая редакция регионального закона «Об образовании в Магаданской области». В его обсуждении принимают активное участие педагоги, представители общественности, родители, социальные партнеры.

О ЗАРПЛАТЕ

В области поэтапно решается задача повышения оплаты труда педагогических работников: зарплата в системе общего образования с 2010 года выросла в 2,5 раза и доведена к концу 2012-го до средней в регионе. В учреждениях дошкольного образования она выросла почти в два раза и доведена до средней в общем образовании. В области утвержден план мероприятий («дорожная карта») изменений, направленных на повышение эффективности образования, в соответствии с целевыми показателями которой растет заработная плата и других категорий. На период до 2018 года закреплено обязательство поддерживать соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников школ и детских садов к среднемесячной в регионе не ниже 100 %.

О ДОШКОЛЬНИКАХ

- Говоря об изменениях, касающихся системы дошкольного образования в соответствии с новым законом, - пояснила и. о. начальника Департамента образования администрации Магаданской области Татьяна Храмцова, - важно отметить два основных момента: дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. Сегодня оно отделено от «присмотра и ухода» за детьми, а это значит, что образовательные услуги в детском саду должны быть бесплатными.

Законом РФ предусмотрена передача полномочий на уровень субъекта по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных организациях в части расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и средств обучения, игр и игрушек. Таким образом, все расходы, связанные с организацией обучения детей, гарантированно обеспечиваются регионом.
Кроме того, в соответствии с законом муниципальные образования создают условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, их содержания. Также они обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в том числе установку ограждений, оснащение системами видеонаблюдения, которые осуществляются за счет средств местных бюджетов.

Из этого следует, что в родительскую плату будут включаться только расходы по присмотру и уходу за детьми (питание, оплата труда младших воспитателей и иные расходы, связанные с данным направлением).

О степени решения задачи доступности дошкольного образования в целом можно судить по наличию очереди на получение мест в дошкольные учреждения. Сейчас ключевая задача - обеспечение дошкольным образованием всех детей в возрасте 3 - 7 лет.

Требует обновления содержание дошкольного образования. С 2012 года дошкольные учреждения Магаданской области пере-шли на новые образовательные программы, соответствующие федеральным государственным требованиям. В новом учебном году эта работа будет продолжена.

О НОВЫХ ПРОГРАММАХ

Новый закон регламентирует разные формы реализации образовательных программ, например, установлены нормы о возможности реализации основных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными.

Законом установлены федеральные требования к образовательным программам: к условиям предоставления услуг, содержанию образования и его результатам. Это позволяет выстроить систему оценки качества как интегральную характеристику различных систем образования: на уровне России, региональном, муниципальном, на уровне образовательного учреждения. Оценка качества становится сквозной процедурой при проведении лицензирования, аккредитации учреждений, аттестации работников.

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ

Какими же будут основные изменения в системе дополнительного образования? Прежде всего, как отметила Татьяна Храмцова, ожидаются изменения в законодательстве, направленные на передачу на региональный уровень финансового обеспечения расходов на оплату труда работников учреждений дополнительного образования детей. Предстоит решить задачи формирования механизмов выявления заказа местного сообщества на услуги дополнительного образования детей, общественно-профессиональной экспертизы программ, подготовки квалифицированных кадров, руководителей в области управления, привлечения к работе в организациях дополнительного образования специалистов в конкретных областях науки, техники, искусства, бизнеса, студентов, родителей.

Активизация работы по созданию механизмов и условий для социализации, социальной адаптации и эффективной самореализации подростков позволит достичь показателей «дорожной карты» не менее 87 % охвата дополнительным образованием, в системе которого в настоящее время действуют 15 учреждений, из них одно государственное и 14 муниципальных, охватывающих около 11 тысяч школьников, или 68,7 % от их общего количества.

В этом учебном году перед системой дополнительного образования стоит важная задача - перенести главный акцент на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

В области сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования для детей, так, в учреждениях области отсутствуют платные объединения.

Через систему дополнительного образования эффективно совершенствуется воспитательный процесс. В регионе разработан межведомственный комплексный план мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных школах Магаданской области на 2013 - 2017 годы, направленный на организацию предпрофильной подготовки учащихся через различные объединения, профессиональную ориентацию школьников. В дальнейшем предполагается продолжить организацию кружков и объединений, обеспечивающих популяризацию среди юных колымчан профессий, востребованных экономикой нашего региона.

Таким образом, в центре внимания сегодня оказываются все сферы образования. Всех ждут перемены, направленные на обновление содержания, повышение качества обучения, расширение профессиональной ориентации школьников.








Колымские колонки