Лагерный шут на колымском раздолье…


Лагерный шут на колымском раздолье
был я актером - стал алкашом.
Кроме своей человеческой роли
все свои роли сыграл хорошо.

Там не до сцены - остаться бы целым.
Виснешь над рампой, как нагишом,
если в тебя пьяным глазом нацелит
сталинский сокол, сам Никишов…

Эти строки поэт Виталий Шенталинский посвятил Магаданскому театру 1930-40-х годов. В год юбилея области хотелось бы вспомнить о самом начале нашего театра, о его истоках.

75-й театральный сезон

Общеизвестно, что Магаданский музыкальный и драматический театр моложе самого Магадана. Уже через два года после организации треста «Дальстрой», приступившего к промышленному освоению Крайнего Северо-Востока, в 1933 году силами актеров, прибывших на Колыму с «материка» был показан первый драматический спектакль под названием «Утопия». «После работы под дождем, горняки находят время и силы карабкаться по сопкам для того, чтобы на спектакле бросить на сцену цветы… Чтобы попасть в театр, нужно выйти на первое место в забое…» - писали в прессе тех лет.

Однако официальной датой рождения нашего театра принято считать 6 ноября 1938 года. С этой даты всегда и велся отсчет сезонов. И нынешний сезон 2013-2014 - получается юбилейным, 75-м. Об этом странным образом все почему-то забыли… Вероятно потому, что нынешнее руководство Магаданского театра занимается чем угодно, только не творчеством. Недавно, например, по вине директора театра А. С. Бондаренко сорвались гастроли заслуженной артистки России Анны Варпаховской, к слову, дочери репрессированного актера и режиссера Леонида Варпаховского, поставившего на нашей сцене единственную оперу - «Травиату» Верди.

Но вернемся к истории…

«Школа» у артистов лагерного театра была суровая. Не зря же говорят, что в Магаданском театре никогда не было суфлеров, потому что в них не было нужды. Актеры, приезжавшие с «материка», проходили жесткий контроль в представительствах Дальстроя. Те, кому выпал жребий работать на сцене после заключения, свято соблюдали дисциплину профессии. Забывший текст роли мог быть тут же отправлен на общие работы в лагерь, и никакого значения не имело то, что днем раньше им восхищались зрители, может быть, даже из числа руководства Дальстроя…

Новое здание театра

Театр рос, и ему нужно было перебираться из помещения клуба УСВИТЛа в более просторное место. Из воспоминаний заслуженного строителя РСФСР, лауреата Государственной премии, почетного гражданина г. Магадана Ивана Лукина «Об истории застройки города» от 11 марта 1981 г. (ОГУ ГАМО, Магадан, 2009 г., стр.83): «4 октября 1941 года закончено строительство Дома культуры (с 1946 г. - театр им. Горького)… Это первое общественное здание, заложившее основу в создании пространственной композиции, в которой жилая застройка сочетается с системой общественных зданий и комплексов…Здания театра и Главного управления Дальстроя существенно обогатили архитектурную панораму застройки города. Характерная особенность застройки двух новых зданий - портики и колонны, украшенные орнаментами. В вестибюлях колонны и кессонированные потолки. Строгая архитектура интерьеров создает настроение торжественности. Строительство зданий Главного управления Дальстроя и театра велось одновременно и закончилось: первое - за 29, второе - за 32 месяца…». И сегодня наш театр - единственный на Крайнем Северо-Востоке является архитектурным украшением центра Магадана, памятником истории, а старожилы до сих пор шутят: «Кто не пьет в Магадане? Только четыре фигурки на театре».
Конечно же, славу нашего храма Мельпомены составляют люди - артисты, художники, режиссеры, работники творческих цехов. Эти имена навсегда вбиты в театральные программки и афиши. Давайте вспомним некоторые из них.

Мать и сын

В числе первых профессиональных артистов, прибывших на Колыму 2 июля 1934 года, были актеры драмы Михаил Бибер и его мать Елена Негина (Бажина). Бибер родился в Петербурге. В начале 1934 года вместе с матерью он был осужден по статье 58 «за деятельность, направленную на свержение власти» сроком на три года исправительно-трудовых лагерей. Они выступали на сцене клуба УСВИТЛа. Михаил Бибер был освобожден 18 сентября 1936 года, после чего оформился актером по вольному найму. С конца 1937 года он - художественный руководитель, актер и режиссер драматического коллектива клуба им. Т. Маландиной в поселке Оротукан. Летом 1940 года выехал на «материк».

«Шпион» из МХАТа

Юрий Эрнестович Розенштраух (Кольцов) родился в г. Верхнеуральске. С 1926 по 1930 год учился в школе-студии им. Ермоловой в Москве. После командировки на Всемирную выставку в Париже был арестован и осужден «по подозрению в шпионаже» на срок 8 лет ИТЛ. На Колыму прибыл в 1938 году на пароходе «Дальстрой». Заключение актер отбывал на приисках и в ОЛП Местпрома Маглага.

С конца 1942 года выступал на сцене Магаданского музыкально-драматического театра им. М. Горького. Ученик великого Качалова и за колючей проволокой оставался требовательным к себе профессионалом. Много прекрасных работ было сделано этим замечательным артистом в Магаданском театре. Освобожден из заключения в начале марта 1944 года. С 8 марта 1944-го зачислен актером того же театра по вольному найму. 20 марта 1948 года уволен, выехал на «материк». В 1956 году Юрий Кольцов вернулся в родной МХАТ. И в 1963 году ему присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР».

«Герцуля»

Сразу после войны оказался в нашем театре талантливый художник-декоратор Герц Абрамович Шлоссманис, «Герцуля», как его называли в театре. Вот что он рассказывал о художественном оформлении сцены того времени: «Основные декорационные материалы - зубной порошок, столярный клей, анилин, вместо шелка - мешковина. Мешки стирали сами работники театра. В одном из спектаклей стол на авансцене накрыли куском настоящего бархата, а бархатный задник был подделкой. Комиссия, принимавшая эту работу, решила, что все наоборот».

Аккомпанировала Лещенко

Нельзя не вспомнить и высланную после войны на Колыму из Румынии талантливую пианистку Галину Георгиевну Ветрову, осужденную за «деятельность, направленную на свержение власти». До войны Галина Ветрова аккомпанировала известному певцу Петру Лещенко. Она влюбилась в адъютанта румынского короля Михая и уехала с ним в Румынию. Ну а когда наши войска вошли в Румынию, нетрудно догадаться, куда отправили красавицу Галину… Мне посчастливилось застать ее в театре. В антракте за кулисами она поднималась из оркестровой ямы на лестницу, усаживалась на банкетку и неизменно закуривала «Беломор». Эта привычка у нее появилась в лагере, где хрупкая девушка катала тачки с песком, обмораживая руки… Весь коллектив нашего театра просто обожал Галину Георгиевну! До последних своих дней она отдавала всю себя Магаданскому театру. Получила звание «Заслуженный работник культуры России». Умерла она в 2000-м году…

Режиссер Варпаховский

Талантливый ученик Мейерхольда режиссер и актер Леонид Викторович Варпаховский в победном 1945 году поставил единственную в истории Магаданского театра оперу «Травиата» Д. Верди. Главные исполнители нашлись сразу, а вот в хор сначала удалось набрать лишь четверых. Но тут «как раз» привезли хор Эстонского театра, осужденный в полном составе, и «Травиата» зазвучала, как положено опере. А главную роль в этом спектакле исполнила певица Ида Зискинд, ставшая женой Леонида Варпаховского, а затем и матерью Анны Варпаховской. После реабилитации Леонид Викторович стал режиссером Московского Малого театра. Сегодня кавалер Ордена Дружбы Анна Леонидовна Варпаховская живет в Канаде, где создала Театр имени Л. Варпаховского в Монреале, в котором она и актриса, и режиссер. Театр имеет успех у зрителей всего мира.

Жженов, Козин, Рознер

Магаданская сцена стала первой для популярного актера театра и кино Георгия Степановича Жженова. Впоследствии Народный артист СССР, он четыре года провел на общих работах в лагерях, прежде чем попал в культбригаду, а затем поднялся на магаданскую сцену. После реабилитации Жженов сыграл много популярных ролей в кино, а также выпустил книгу воспоминаний о пребывании на лагерной Колыме.

В 1945-м привезли в Магадан и мировую звезду - Вадима Алексеевича Козина, популярного певца довоенной эстрады, которому тоже приписали политическую 58-ю. Артист не был на общих работах, он возглавил культбригаду, с которой гастролировал по районам Колымы, а затем и на «материке». Когда в театре не было денег, дирекция пользовалась проверенным способом - на гастроли за пределы области отправляли Козина, который приносил театру большую прибыль. После реабилитации знаменитый тенор остался в Магадане и встретил здесь свое 90-летие. Никакого звания ни при жизни, ни посмертно певец не получил. Но в Москве на аллее звезд есть и его звезда.

Интересна также и судьба трубача с мировой славой Эдди Рознера. Он родился в Берлине, попал в Россию с родителями, был вместе с ними осужден и содержался в МагЛАГе, выступая на сцене нашего театра. Все выступления трубача Рознера проходили при аншлагах. Ходит легенда, что в 1934 году, во время пребывания оркестра Вайнтрауба в Италии, Рознер провел в Милане «джазовую» баталию с великим Луи Армстронгом. Эдди «проиграл», но был удостоен чести получить фотографию трубача с надписью «белому Луи Армстронгу». После реабилитации Эдди Рознер организовал джаз-оркестр, объездил с концертами всю страну и зарубежье и стал мировой знаменитостью.

На магаданских подмостках танцевала и прекрасная балерина Большого театра Нина Гамильтон, творили талантливые художники Василий и Вера Шухаевы, играли в будущем известный советский поэт Валентин Португалов, замечательные актеры Анатолий Приходько, Антонина Винник, Мария Удольская, Владимир Незнамов, музыкант Александр Дзыгар, и многие-многие другие.

Все, кто создавал Магаданский театр, прошли школу МагЛАГа. И с первых шагов он был одним из лучших театров страны, потому что в составе его «лагерной» труппы были лучшие актеры и режиссеры лучших театров Москвы и Ленинграда, Перми и Саратова, Украины и Эстонии.

Наталья АЛЕКСЕЕВА
"Колымский регион"









Колымские колонки