Наступающий новый учебный год предполагает начало перехода на качественно иной уровень развития в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Стратегию этого перехода и обсуждали колымские педагоги на традиционном августовском совещании.
Модернизация системы дошкольного и общего образования, оценка его качества и востребованности, приведение структуры и содержания профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда - эти основные задачи обсуждали педагоги в ходе работы секций и на дискуссионных площадках. Как обеспечить преемственность дошкольного и начального образования в рамках новых федеральных образовательных стандартов? Что поможет найти новые подходы в сотрудничестве детей и родителей? Какие новые приемы формирования здорового образа жизни можно ввести в школе? Как расширить воспитательное пространство во взаимодействии школы, детского сада и учреждений дополнительного образования? Ответы на эти вопросы искали педагоги, делились опытом. А на дискуссионной площадке прошло обсуждение проекта закона «Об образовании в Магаданской области».
Но особенно жаркие споры разгорелись при обсуждении проблем и перспектив инновационного развития системы профессионального образования. В работе секции приняли участие не только преподаватели, мастера и руководители профучилищ и лицеев, но и работодатели, представители бизнеса. Вместе пришли к выводу, что уже со школьных лет надо менять приоритеты, развернуться в сторону рабочих профессий, приглашать предпринимателей на уроки, читать спецкурсы по отраслям, согласовывать с ними образовательные программы, а для преподавателей и мастеров профучилищ проводить стажировки на предприятиях.
Продолжением разговора о подготовке кадров стало и выступление проректора по научной работе СВГУ Ольги Леоновой. Она обратила внимание на несколько аспектов, требующих осмысления, в частности на формирование непрерывного цикла профессиональной ориентации молодых людей, которые задолго до получения диплома могут стать участниками планируемого прорыва экономики территории. Университет уже не раз выступал за создание целевых комплексных программ для школьников с шестого класса, которые могут разрабатываться внутри кластеров, тем самым определяющих будущее экономики.
- В этом году студентами СВГУ стало больше половины выпускников магаданских школ, - рассказала Ольга Анатольевна. - Отрадно, что не только гуманитарные, но и технические направления не испытывали недостатка в абитуриентах. Было отмечено увеличение количества желающих поступить на специальности горно-геологического профиля. Следует признать, что из всех выпускников школ ежегодно будут покидать территорию около 30 % молодых людей, чья профессиональная ориентация связана со здравоохранением, энергетикой, телекоммуникационными системами, культурно-досуговой и другой деятельностью, поскольку обучение таким специальностям отсутствует в нашем регионе. Но 50 % выпускников школ смогут найти специальности в стенах нашего университета. Мы в очередной раз обращаемся к учительскому сообществу с предложением о разработке комплексной программы совместных действий, регионального мониторинга качества образования, потому что в наших силах решить часть кадровых проблем для экономики области.
Совершенно очевидно, что одним из главных выступает механизм концентрации ресурсов и целевого движения по повышению эффективности деятельности образовательных учреждений. Применение механизма может быть выражено в создании образовательного округа, состоящего из профессионально ориентированных кластеров, школы и вуза, в том числе многофункционального центра повышения квалификации. Начать следует с профессионально ориентированного кластера для горнодобывающей отрасли, в котором объединятся школы с хорошо представленным естественнонаучным и физико-математическим профилем, профессиональные училища № 2 и № 12, Магаданский политехникум, Политехнический институт СВГУ и предприятия-партнеры, например, ООО «Сусуманзолото», рудник им. Матросова. Таким образом, согласуются число учащихся, финансовая база, концентрируются ресурсы, с тем чтобы кадровая политика обеспечения приоритетной отрасли получила отчетливую целевую направленность. Сегодня нам надо учиться рассчитывать на свои силы. Такие же кластеры могут быть в строительной отрасли, гуманитарной и научной сферах. В этом контексте система регионального образования только совершенствуется. «Будущее региона - результат нашей совместной работы», - считают педагоги ведущего вуза.
Об этом говорил и глава территории Владимир Печеный, подчеркивая, что улучшение качества жизни колымчан - главный приоритет стратегии колымского экономического прорыва. В масштабах области планируется сформировать единый образовательный округ для координации деятельности учреждений образования, социальной сферы, бизнес-структур в подготовке кадров. При губернаторе будет создан координационный совет социальных партнеров.
О задачах в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» рассказала, открывая пленарное заседание, и. о. начальника Департамента образования администрации области Татьяна Храмцова. Прослеживая все уровни обучения и воспитания, она подчеркнула новшества: впервые вводится понятие правового статуса учителя, а дошкольное образование становится самостоятельным.
Сегодня в системе общего образования Магаданской области 63 учреждения, 19 % школ занимаются экспериментальной инновационной работой. В них трудятся 2444 педагогических работника, из них 80 % - женщины. Решена значительная часть проблем оснащения школ. Только за последний год приобретено учебников и учебных пособий на 22 млн. рублей, 297 единиц компьютерного, 332 спортивного, 317 комплектов лабораторного оборудования.
Подробно рассказал о новшествах в законодательстве директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Соболев. Показ его презентации «Новый этап развития системы российского образования» о приоритетах и преимуществах нового закона вызвал большой интерес у колымских педагогов. Но особенно бурной была реакция зала на его сообщение о том, что Магаданская область вышла на второе место в стране по уровню заработной платы.
- Тут надо учесть, что оплата учительского труда связана с повышенным коэффициентом замещения, ведь у нас большинство преподавателей работает на полторы, а то и две ставки, поскольку кадров не хватает, - пояснила в разговоре со мной директор магаданской школы № 7 Марина Пулико.
- У нас за полугодие зарплата педагогов в среднем составила 56,8 тысячи рублей, - уточнила начальник отдела образования администрации Среднеканского района Ирина Кондратенкова. - Но на всей территории только две школы - средняя в Сеймчане и малокомплектная в Верхнем Сеймчане, где всего 34 ученика, но есть даже золотой медалист. В этом году мы всех обеспечили бесплатными учебниками. А самое главное - впервые за последние годы к нам приехали два молодых учителя: преподаватель истории Евгений Стародубцев из Ягодного и учитель русского языка и литературы Елизавета Худякова прибыла с двумя детьми из центральной России, чему мы очень рады, хорошо встретили их и сразу предоставили жилье. И мы готовы сделать все, чтобы такие люди к нам приезжали…
Действительно, на людях - грамотных, преданных, творческих - держится педагогика. И потому в решении областного педагогического совещания было прописано не только повышение качества образования, но и сохранение и укрепление кадрового потенциала, в том числе путем привлечения молодых специалистов. Отмечая вклад лучших, глава территории Владимир Печеный вручил благодарственные письма за многолетний добросовестный труд и в честь 60-летия Магаданской области десяти педагогам, в их числе директор верхнесеймчанской школы Галина Резникова, учителя магаданской гимназии № 13 Федор Мосолков и Надежда Жижина, преподаватель ПУ-7 Елена Береговая, воспитатели детсада № 53 г. Магадана Ирина Кальченко и «Гуси-лебеди» п. Ола Наталья Светличная.
Но не только своими профессиональными достижениями делились педагоги на августовском совещании. Перед его началом была развернута выставка «Модернизация регионального образования», на стендах представили материалы, буклеты о многих учреждениях. Работал кинозал «Из истории системы образования». А тематические фотовыставки и экспозиции посвятили юбилею территории, и их было немало: «Учителями славится наш край», «Страницы истории начального профессионального образования», «Красная книга Магаданской области», «Фантазии колымской природы», «Профессиональное творчество - родному краю». И закончилась традиционная встреча фестивалем творчества работников образования «Самородки Колымы».
Вера ДИДЕНКО.