Все дело - в недрах


В чем будущее Колымы, если не в золоте?

От изучения геологической истории планеты, глобальных климатических изменений до определения способов наиболее эффективной разработки каждого конкретного золотоносного месторождения региона.

Сквозь пространство и время

Что происходило в ледниковые периоды, грозит ли нам очередной этап оледенения или наоборот, климат на Севере станет мягче - скоро и на этот вопрос исследователи СВКНИИ совместно с иностранными коллегами найдут ответ.
Проанализировав смену климата за три миллиона лет, наши ученые получили самые первые результаты цикличности смены сезонов и в скором времени смогут сделать довольно точный прогноз погоды на будущее. А это - вопрос глобального размаха.

Как заглянуть под землю, на глубину до 60 км, и все это - без скважины, знают магаданские ученые-петрологи. Именно они позволяют создать ясную картину, из чего состоит кора планеты и какие минералы где находятся.

Экономика Севера

Исследования магаданских ученых позволяют отстаивать инвестиционную привлекательность региона и говорить о реальных активах, которые, в отличие от ценных бумаг, обвала не сулят. Речь о драгметаллах, и не только.

Исторически вторым металлом после золота было… олово, оно было востребовано в годы войны. Во времена Дальстроя и в советское время его было добыто несколько десятков тысяч тонн. Тогда же горняки добыли несколько сот тонн кобальта. Но на этом запасы далеко не исчерпаны. Сейчас вторую жизнь обретают месторождения железа и угля, ранее считавшиеся неперспективными.

В ближайшее время важнее золота могут стать нефть и газ. «Магаданская область во многом живет благодаря добыче драгметаллов, - отметил директор СВКНИИ Николай ГОРЯЧЕВ. - Но чтобы уйти от дотационности, надо максимально грамотно и эффективно использовать недра. И вопрос не в выборе: нефть или рыба, задача - совместить обе отрасли».

По последней оценке минеральных ресурсов (в недрах региона их лежит на 27 трлн рублей) 18 триллионов приходится на углеводороды и только 3,9 трлн - на золото.

При существующей программе разработки полезных ископаемых половину объема валового регионального продукта к 2015 году может дать именно разработка местрождений нефти и газа (50 млрд руб.), а спустя еще 5 лет добыча углеводородов будет приносить уже 80 млрд рублей.

КПД недр

Подсчеты - дело хитрое. Если за рубежом приняты методики расчета не самих залежей полезных ископаемых, а того их объема, который можно извлечь из недр, то в России в основном принято оценивать потенциал территории без учета применяемых технологий разработки. Поэтому запасы металлов, углеводородов, которые действительно можно извлечь, существенно отличаются от объема запасов.

Задача сотрудников СВКНИИ - подобрать наиболее выгодный технологический процесс, определив максимальный коэффициент полезного действия каждого конкретного месторождения. Такой подход позволяет выстроить не только экономику горнодобывающих компаний, но и всего региона.
«Если задача инвестора - получить максимальную отдачу от вложенных средств в короткий срок, то наша цель, как и цель властей региона, - найти максимально удобный путь развития для территории на долгие годы, - пояснила заведующая лабораторией экономики СВКНИИ Наталья ГАЛЬЦЕВА. - Потому и важно осознавать, чем мы владеем и как имеющимся богатством распорядиться».

Лидия ДЛИННЫХ

Автор:  Лидия ДЛИННЫХ "АиФ-Магадан"









Колымские колонки