В зале Магаданской областной библиотеки имени А.С. Пушкина состоялся творческий вечер - встреча с магаданскими литераторами «Санкт-Петербург – Магадан: литературные мосты». Приглашенных гостей познакомили с произведениями магаданских авторов, опубликованными в №22 за прошлый год в журнале «Изящная словесность», издающегося в северной столице.
Во встрече приняли участие директор издательства «Кордис» Светлана Склейнис, доктор филологических наук, профессор, переводчик Роман Чайковский, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель русского языка СВГУ Елена Гоголева, инженер-экономист, консультант областной Думы, поэтессаТатьяна Тормакова, почетный работник культуры Магаданской области, проработавшая более 45 лет в Магаданском музыкальном и драматическом театре, автор книги «Записки актрисы» Светлана Александрова. Их уже много лет объединяет любовь к книге, к слову, к литературному и внелитературному общению.
Открыл вечер пианист и композитор Дмитрий Петров. Он исполнил авторскую музыкальную композицию«На разных берегах». Это произведение посвящено мужчине и женщине, которые разлучены во времени и пространстве, но их объединяет великое чувство – любовь. Так же далеки друг от друга географически два города - Санкт-Петербург и Магадан, но их объединяет созидательно-духовная близость и прежде всего люди. Невозможно перечислить количество имен ленинградцев и петербуржцев, созидавших Магадан.
Первой выступила Елена Михайловна Гоголева. Она поприветствовала гостей вечера, поблагодарила Светлану Альфредовну за настойчивое продвижение идеи о публикации произведений в данном сборнике.
- Соединить Магадан и Петербург нам было важно не ради личной славы, не ради представления в других кругах, а прежде всего для того чтобы показать, что Магадан является только географически провинцией и не является провинцией в творческом, духовном плане. Если человек страдает от комплекса провинциальности, то это его личная проблема и ему нужно помочь лечиться от этого, - смеется Елена Михайловна.
Она прочитала несколько своих стихотворений - «Весенне-Северное», «Песня с Офелией и без нее» и другие из авторских, университетских сборников, из опубликованных в журнале.
После ее выступления, Дмитрий Петров исполнил свою композицию «Вечерний город». Очень жаль, что нельзя читателю передать те чувства, то настроение, которые автор передает в своем произведении…
Роман РомановичЧайковский в своем выступлении размышлял о популярности поэзии среди населения, поблагодарил участников и гостей вечера за сохранение культуры в нашем краю. Одно из своих стихотворений - «Этот город меня приковал» он посвятил Магадану, оно было положено на музыку Альбертом Соколиковым. Без душевного волнения невозможно слушать эту песню. Он рассказал о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, показал первые его книги, 1919 года издания, а также последнюю, 2011 года.
- Я живу для того чтобы «отдавать долги»… Я написал книгу о своем отце к его столетию, написал книгу о своей матери к ее столетию, тем самым отдал сыновний долг. Я пишу об Окуджаве, о Ремарке, которые «создали» меня, о Солженицыне, который освободил меня от коммунистической идеологии. Пишу и о К.И. Чуковском, потому что он автор, писатель общенародный! Он был литературным критиком, литературоведом, переводчиком, общественным деятелем, одним из основателей теории художественного перевода, - рассказывает Роман Романович.
Его выступление подытожил Дмитрий Петров, исполнив авторскую композицию «Северная колыбельная».
Татьяна Тормакова - натура романтическая. Она коренная колымчанка, и не случайно поэтически воспевает уникальную северную природу. Она рассказала о своей любви к «пушкинке», литературе, к своему краю и к Санкт-Петербургу. Поделилась воспоминаниями первых впечатлений от знакомства с этим замечательным городом, его архитектурой и людьми. В «Изящной словесности» опубликованы и ее произведения; Она прочитала несколько своих стихотворений, вошедших в сборник, посвященных Петербургу и нашей северной колымской природе…
Дмитрий Петров некоторое время работал в драматическом театре, и этот период, как признается сам автор, надолго останется в его сердце. В свое время, он сочинил попурри, сотканное из мелодий, звучащих в театральных спектаклях «Ночь перед Рождеством» и «Подлинная история поручика Ржевского», которое он исполнил на вечере.
Виртуозная игра Дмитрия всколыхнула бурю воспоминаний и теплых эмоций у Светланы Александровой. Более 20 лет она танцевала на сцене Магаданского музыкально-драматического театра и после ухода на «балетную пенсию» по сей день работает здесь в различных ипостасях. С присутствующими Светлана поделилась своими воспоминаниями о совместной работе с Дмитрием над спектаклем «Ночь перед Рождеством», где она была балетмейстером – постановщиком. Результатом многолетней деятельности, ее наблюдательности, внимательности и любви к театру стало написание книги «Записки актрисы», презентация которой планируется в ближайшее время. В своей книге она с теплотой рисует портреты своих коллег, любимцев магаданской публики. В журнале «Изящная словесность» опубликована одна глава - о ее муже, кларнетисте первого пульта Мариинского театра Викторе Александрове.
- Виктор связал меня с театром, искусством, культурой и с миром театра Петербурга, – признается Александрова. Она поделилась воспоминаниями о своем муже, рассказала историю появления его в Мариинском театре, о его игре в первом спектакле «Иван Сусанин», о приезде в Магадан и работе в театре. Показала первую рукопись главы об Александрове, напечатанную на машинке в 2002 году, через два месяца после смерти Виктора.
По окончании вечера Елена Гоголева рассказала о литературном дебюте молодого автора Александры Дашкевич, чьи рассказы опубликованы в «Изящной словесности». Александра выпускница СВГУ, отделения рус¬ского языка и литературы, сейчас проживает в Петербурге.
Композиция «Бэкхем на троих» состоит из нескольких мини - глав о любви. Одна глава посвящена двум героиням, одна из них беззаветно, безответно любит и не очень счастлива, потому что мужчина женат, у него своя жизнь, а она нужна ему лишь для легкого романа, который длится уже два года. Вторая героиня - ее подруга, которая более трезво и цинично смотрит на жизнь. Рассказ построен на диалоге женщин. В конце рассказа влюбленная подруга расстается с мужчиной, для нее это драма, в продолжение следует четвертый, маленький и назидательный рассказ… Житейская зарисовка, две эти приятельницы сидят в кафе глядя на посетителей, рассуждают, как странно жизнь соединяет судьбы, всегда какой-то контраст. Очень часто красивая женщина всегда имеет в спутниках некрасивого мужчину и наоборот. Вот и в кафе за соседним столиком сидела пара, очень яркая, красивая девушка и рядом с ней невзрачный молодой человек, в нем нет нечего, что могло бы запомниться. Подруги сидят и обсуждают их - как парню повезло, что такая девушка удостоила его вниманием. В конце рассказа, когда эта пара встает, подруги видят, что красивая девушка инвалид, у нее ноги как стебельки надломленные. Миниатюра так и называется «Стебельки». Подруги уже посмотрели на этого парня совсем по-другому. Он стоял рядом с ней, высокий и сильный, готовый защитить от всех бед.
- Этот дебют преподавателям СВГУ очень нравится. Мы не думали, что растили писательницу, Саша просто получала серьезное филологическое образование. Для каждого преподавателя очень важно, когда есть продолжение потом тебя в другом творческом, литературном человеке. Советую прочитать и порадоваться, что наши дети способны встать на «крыло» в любом месте нашего замечательного земного шара, - признается Елена Михайловна.
Завершила программу Светлана Альфредовна Склейнис, ведущая вечера, подарив в фонд библиотеки журнал «Изящная словесность».
Н. МИФТАХУТДИНОВА