Где хитростью, где лаской...


Воспитание ребенка - дело сложное и ответственное. Зачастую молодые родители теряются и не знают, как поступить в той или иной ситуации.

Как сделать, чтобы малыш остался доволен и в то же время не избалован, а у старшего поколения не появилось энное количество седых волос раньше времени? «ВгМ» подскажут! Вот, например…

Задумайтесь, как вы укладываете ребенка спать? Ведь вы настраиваете его на сон. Все ваше поведение, интонации, то, о чем вы с ним говорите, как к нему прикасаетесь, - все направлено на постепенное снижение активности и усыпление. Мы навеваем сон ребенку.

Так же и утром. Не вытаскивайте его из сна, не прогоняйте сон. А потихонечку развейте сон, как утренний туман. Сначала войдите к нему в комнату, подвигайтесь, дайте ему почувствовать сквозь сон ваше присутствие. Только потом приблизьтесь, прикоснитесь. Сначала очень осторожно, бережно. Помните - детское тельце очень чувствительно к прикосновениям. Постепенно наращивайте интенсивность прикосновений. От ласковых поглаживаний, можете перейти к массажу ручек и ножек.

Дайте ребенку потянуться, поворочаться, еще немного полежать с закрытыми глазами. Когда же он, наконец, откроет глаза, постарайтесь, чтобы в поле зрения ему попалось что-то ярко-желтое - мягкая игрушка, мячик или занавеска. Ярко-желтый цвет способствует нашему пробуждению, очень тонизирует и повышает активность.

Найдите для ребенка повод проснуться. Действительно, зачем ему вставать рано?

Мама опаздывает, нужно в детский сад, дела. Все это незначительно для ребенка. Он не хочет ради этого покидать пространство сна. Но, возможно, на кухне его ожидает какой-нибудь сюрприз? Может быть, вы расскажете ему продолжение вчерашней сказки, а может, его любимая игрушка уже требует завтрака? Дайте понять, что проснуться ребенку не просто надо - а это приятно, это выгодно.
Если ребенок собирается сам, очень часто мы не поддерживаем его самостоятельности тем, что не обращаем внимания. Ребенок сам ест, сам одевается. Мы можем поправить прическу или помыть посуду. В этом случае оказывается, что тот ребенок, который капризничает, тянет время, как раз обеспечивает себя полноценным влиянием мамы. Даже если ребенок проявляет чудеса героизма, поощряйте, будьте рядом в этот момент, восхищайтесь, хвалите - ведь все это он делает для вас. Ему самому никуда не надо идти, он бы остался дома.

Если вам необходимо завершить какие-то утренние дела, привлекайте ребенка к их выполнению. Попросите его подать полотенце, крем для обуви. В этом возрасте дети еще обожают нам помогать. Сделайте для него выгодным быстрые сборы. Вы можете побыть чуть больше вместе. Или как-то разнообразьте дорогу до детского садика. Если получилось так, как вы хотели, еще раз поблагодарите его. Помните - ваше утреннее настроение является залогом того, как пройдет весь ваш день и день вашего ребенка.

Мальчик «Нет»

А теперь рассмотрим ситуацию утреннего пробуждения, преподнесенную не в форме советов психолога, а скорее как документальный рассказ от лица мамы, репортаж «с фронта». Ведь иногда проще проникнуться идеями воспитания именно в таком «кухонно-обсуждательном» виде.
Действующие лица: Макс (ребенок с характером), мама и папа.

Мальчик спал больше двенадцати часов. Поэтому проснулся вовремя, но очень злой. Переспал. Уже с просыпу начал недовольно скрипеть в кроватке. На призывные крики вставай, мол, сынище, в сад пора, отвечал недовольным бурчанием и отказом. Когда я вошла в комнату и отдернула занавеску - он рявкнул, чтобы я за-крыла ее обратно. Я не за-крыла, а вышла из комнаты. Он стал настаивать и при этом отказывался вставать. В общем, дальше стало хуже. Время идет, в садик пора, а дите валяется и злится на весь мир. И при этом отрицает все, что ему предлагается.

- Колготки наденешь голубые или серые? - Нет. - Майку или футболку? - Нет.

И все сильнее скрипит и даже уже плачет. И я, и муж начинаем выходить из себя. Вытаскиваем из кроватки, на руки - и пытаемся одеть его насильно. Плач превращается в натужный рев. Ужасно хочется врезать ему как следует. Чувствую, мужу тоже хочется перестать терпеть выходки. При попытке сунуть руку в рукав кофты плач переходит в визг. Истерика. Такая, какие я вижу на улицах и стараюсь отключить зрение и слух, чтобы поберечь свои нервы, потому что мне страшно жаль детей, чьи мамы не способны справиться с этим. И тут - мой ребенок в истерике. Мой. Сын. А я его почти ненавижу. Я не могу справиться с ребенком. И, кажется, не хочу с ним справляться. Стискиваю зубы...

...Голова заработала в профессиональном режиме. На это потребовалось, наверное, время. Мысли: мы включились в борьбу с ним. Мы, взрослые, оба-два, сила и мощь, опора и защита, единственный источник безопасности в этом мире для Макса. У меня почти такая же истерика, как у него. Только я ее контролирую. Я хочу, чтобы он пошел в сад, но действую так, будто хочу его раздавить. Борьба трех авторитарных упрямцев, два из которых - взрослые и сильные, объединились против маленького, который ничуть не слабее их. Физически мы, конечно, победим. Оденем и даже в сад на руках отнесем. И даже можем его там бросить плачущего, зная, что доорется до апатии и затихнет. Мы видели такое в садах, да. Все видели. СТОП!

Надо немедленно сменить тему. Повернулась к сыну и рявкнула, чтобы перекричать его истерику:

- Плакать перестань сейчас же! Сейчас же замолчи, я даже не понимаю, что ты хочешь сказать! Я бы давно сделала, что ты просишь, но ты орешь так что я ничего не понимаю! Что мне делать теперь?!!
От неожиданности Макс затих и посмотрел на меня.
- Ты чего хочешь-то, Макс?
- Кофту другую, - всхлипывая и утирая сопли рукавом.
Меняй тему...
- Будет тебе другая. Пойдем шарики пить? (оциллококцинум, противопростудная гомеопатия...)
- НЕТ! - пытается завестись опять, но я ухожу быстрым шагом в кухню.
- Ну, пойдем, я все равно насыплю их на стол.
- Нет! Не сыпь! - Бежит следом и продолжает возражать. Зареванный, сопли до ушей размазались.
- Тогда я насыплю их в ложку.
- Не сыпь! Это мои шарики!
Мысли: «Надо немедленно остановить это "нет". Как? Добиться ответа "да". Желательно двух-трех подряд». Я открываю тубу с шариками и несколько штук насыпаю в ложку.
- Не сыпь в ложку, я тебе сказал!
- А куда сыпать? На стол?
- Да.

Вижу, как от произнесенного этого «да» ему самому становится легче. Пересыпаю шарики на стол. Он закрывает их руками и молча сидит. Я тоже молчу. Успокаиваюсь и пытаюсь продышать напряжение. Чувствую, как болят челюсти - стискивала зубы.
Одно «да» - это мало. Надо еще. Как добиться положительного ответа? Задать вопрос, на который другого ответа быть не может.
- Тебя Максим зовут?
- Нет. - Ну, еще бы. Три минуты назад не только Максим не был Максимом, но и мама была не мама. На столе лежит крошечная ручонка детеныша, который только что казался мне страшным монстром и вовсе не Максом. Закрывает несколько малюсеньких шариков лекарства. Меня осеняет. Есть факты, которые неоспоримы.
- Макс, я забыла совсем - мы с тобой вчера шарики-то пили?
- Да.
- А утром - тоже пили?
- Да.
Два «да» подряд. Теперь бы предложить что-то новое.
- Слушай... Мы их еще просто из бутылочки в рот не пробовали сыпать - вдруг вкусно окажется. Будешь пробовать?
- Да-а-а-а, - Макс почти смеется.

Очень важно здесь то, что его, разумеется, совершенно не радовал скандал, и то, что он в этом скандале делал и как себя вел. Он не делал этого нарочно. Он завелся, и мы завелись. А дальше мы просто направляли и подкрепляли друг друга, втянувшись в игру «кто кого». Он начал и не мог остановиться. Истерику малышу трудно контролировать. Да и не только малышу. И будь у нас, родителей, чуть поменьше мозга - мы бы тоже остановиться не смогли... Максу успокоиться и выйти из этого состояния так же приятно, как и мне. Несмотря на то, что время поджимало основательно, мы еще минутку посидели, говоря друг другу какие-то фразы.

Перед выходом муж мне шепнул:

- Как ты это сделала? Ты просто какая-то волшебница.

- По правилам сделала. Взяла себя в руки. Переключила тотальное отрицание на утверждение, «нет» на «да». И дала время успокоиться и отдышаться в полной тишине.

Полосу подготовила Ирина КОЛЕСОВА, по материалам интернет-сайтов

Автор:  Ирина КОЛЕСОВА "Вести города М"









Колымские колонки