Чтобы сдать инспектору пакет документов на получение загранпаспорта, магаданцы занимают очередь еще ночью, составляют списки, дежурят до утра
В такой ситуации нередко возникают острые конфликты между ожидающими. Например, как это было утром 9 февраля. Причиной столкновения двух женщин послужил список очередников, а точнее наличие еще одного, в котором порядок фамилий полностью противоположен первому. Стороны быстро перешли от словесных аргументов к рукоприкладству.
Взаимные оскорбления, злые и измученные от томительного ожидания взгляды людей - вот с чем можно столкнуться, проходя по коридору первого этажа ФМС. "Вынуждены приходить чуть ли не в пять часов утра, чтобы занять очередь и попасть в список в числе первого десятка", - говорит с возмущением В. Н. Вотинцева.
"Мы не причастны к этим спискам в очередях, - говорит Жанна Августова, начальник ОФМС России по Магаданской области. - Создание списков - это инициатива граждан, и видите, что получается - склоки, крики. Увеличить часы приема мы не можем. У нас есть административный регламент, который четко прописывает часы приема и сколько времени специалист должен потратить на одного гражданина, в среднем это 15 - 20 минут".
На сайте можно заранее заполнить анкету и прийти в отделение УФМС в назначенный день, уже без очереди. Многие колымчане оценили данный вид предоставления таких услуг. Граждане, у которых нет возможности воспользоваться Интернетом, могут связаться со специалистом по телефону 69-64-80 и их запишут на прием. Сейчас запись производится на июнь. Кроме того, жители областного центра при желании и наличии автотранспорта вправе подать заявление на оформление заграничного паспорта в ближайших районах области: в Ольском и Хасынском, где данную услугу предоставляют наши сотрудники. Нами проводится определенная работа с предприятиями, учреждениями и организациями областного центра, в администрации которых направляются письма о предоставлении списков работников и членов их семей, желающих оформить заграничные паспорта. В 2012 году отделом обслужено 32 предприятия города. За истекший период 2013 года - 6 предприятий".
На вопрос к посетителям, почему они не воспользовались услугой через Интернет или не связались со специалистами по телефону, одна девушка живо включилась в беседу. "Звонила, чтобы записаться, но запись сейчас только на июнь, а мне уже в мае ехать, вот поэтому и приходится сидеть в очереди" - сказала О. В. Шидловская. В разговор вступила еще одна собеседница, Е. В. Земченко: "Паспорта нового поколения требуют большего времени в обслуживании. Я пыталась подать заявку на сайте "Госуслуги", но не смогла зарегистрироваться".
Руководство ФМС по Магаданской области утверждает, что делает все возможное, чтобы решить проблему очередей. Но, к сожалению, картина не меняется уже несколько лет. И магаданцы вынужденно находятся в очередях длительное время.
Предложенные пути выхода из создавшейся ситуации Отделом ФМС не совсем подходят. Необходимо учитывать, что на территории города проживает 47000 пенсионеров, половина из которых не работает, а значит, не может получать услугу через предприятие, и значительная часть из них не имеет возможности воспользоваться Интернетом.
Кстати, о сайте, даже умея пользоваться компьютером и Интернетом, не всегда можно зайти на портал. То скорость Интернета подводит, то неполадки на самом сайте. Ездить за восемьдесят километров в ту же Палатку для подачи документов тоже не все имеют возможность. Почему мы должны нести убытки, чтобы получить государственную услугу, которая нам необходима?
Елена ЛАКТИОНОВА.