То, что завтрашний день Колымы связан с освоением рудных месторождений, уже ни у кого не вызывает сомнений. По условиям лицензионного соглашения в конце декабря этого года должны заработать фабрики сразу на двух объектах - «Наталке» и «Павлике». Когда это произойдет, уровень добычи золота в Магаданской области вырастет в разы. Горные компании прикладывают все усилия для того, чтобы уложиться в установленные сроки.
ТРИДЦАТЬ СЕЗОНОВ ПО ПОЛЯМ
Исполнительный директор ОАО «Золоторудная компания «Павлик» В. В. ТРОИЦКИЙ (на снимке) по профессии геолог, отработавший в Магаданской области более трех десятков лет. После окончания Новочеркасского политехнического института (горно-геологический факультет) в 1980 году трудился в Дагестане, затем, получив открепление в Министерстве геологии РФ, приехал на Колыму, где начал работать в Ягоднинской геологоразведочной экспедиции участковым геологом на разведке россыпей.
В 1983 году перешел на прииск им. М. Горького старшим геологом старательского участка, а через год - в тематическую партию Дебинской ГРЭ. Когда в 1992 году начался развал государственного сектора двух объединений - «Северовостокзолото» и «Севвостгеология», - ушел в старательскую артель. С сентября 2001-го по декабрь 2006 года занимал должность начальника отдела баланса полезных ископаемых и кадастра природных ресурсов ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по Магаданской области» территориального представительства МПР РФ.
К работе по освоению месторождения «Павлик» в должности главного геолога магаданских проектов инвестиционной компании «Арлан» приступил в конце февраля 2007 года, имея за плечами достаточный практический опыт. О том, что удалось сделать за это время и на каком этапе развития находится месторождение, Виктор Владимирович рассказал в интервью корреспонденту «МП»:
- Период поисково-оценочных и собственно геологоразведочных работ длился с декабря 2007-го по июнь 2012 года. В 2010-м были разработаны и утверждены в ГКЗ Роснедра ТЭО временных разведочных кондиций и подсчет запасов в 100 тонн, по сумме категорий. В настоящее время на государственной экспертизе в ГКЗ находится ТЭО постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов.
Параллельно с работой над ТЭО кондиций специалистами ЗАО «Золотопроект» создавался проект строительства горно-обогатительного комбината. В первой декаде февраля он сдается на государственную экспертизу.
С сентября 2012 года, исходя из принятых генеральных планировочных решений, проектируемых технологий и спецификации оборудования, на объекте субподрядчиком ООО «Велесстрой» ведутся активные планировочные и земляные работы, создается начальная инфраструктура ГОКа - дороги, ЛЭП, вахтовый поселок и т. д. У этого предприятия богатый опыт - его специалисты прокладывали нефтепроводы и строили ряд других крупных объектов на севере РФ. К настоящему времени уже окончены планировочные работы под главный корпус ЗИФ, склады ГСМ, ВВ и ряд необходимых вспомогательных объектов. Параллельно ведется строительство главной дамбы хвостохранилища.
70 ЛЕТ НАЗАД…
- Несколько слов об истории самого месторождения. Когда оно было открыто и отрабатывалось ли в прошлые годы?
- Освоение «Павлика» началось еще в дальстроевские времена. В 1942 году там производилась поверхностная выработка канавами, спустя несколько лет начали подземную разведку. В начале 1952 года запасы золота были подсчитаны и утверждены в ВКЗ в количестве 53 тонн для подземной добычи. В середине семидесятых годов в связи с ужесточением кондиций запасы были переведены в забалансовые. В этом состоянии он «провисел» до 1999 года, когда его наконец лицензировали. Как было отмечено, начиная с конца 2007-го до середины 2012 года ЗРК «Павлик» провел на одноименном месторождении буровую разведку для уточнения запасов. За это время пробурено 63 километра скважин различного назначения, изучены структура рудного поля, условия локализации и параметры месторождения. Была проведена огромная работа, которая позволила нам представить на утверждение запасов в ГКЗ 210 тонн золота, включая прогнозные ресурсы категории Р1. Это в три с лишним раза больше прежнего показателя. Если говорить о содержании, то руда «Павлика» на 30 % богаче наталкинской и составляет в среднем 2,5 грамма на тонну.
- «Наталка» будет отрабатываться открытым, карьерным способом. А «Павлик»?
- Здесь добыча тоже будет вестись карьерным способом. Разница лишь в объемах. В первую очередь на «Наталке» будет добываться порядка 10 миллионов тонн руды в год, у нас объект компактней, инфраструктура поменьше, поэтому производительность карьера составит 3 миллиона тонн руды в год, что позволит получать 6 - 7 тонн золота.
- Как решаете вопрос инфраструктуры, где строится поселок вахтовиков?
- Мы не стали изобретать велосипед и решили построить инфраструктуру в поселке им. Гастелло, который существовал в прошлые годы на базе одноименного прииска. Расчистив площадку от старых ветхих строений, начали возводить вахтовый поселок на 500 человек. Этого количества людей хватит для работы на ЗИФ, в карьере, на вспомогательных объектах. Во время пуска фабрики будет задействовано не менее 350 человек. При возведении вахтового поселка применяются конструкции модульного типа. Словно в игре LEGO, из них можно собирать любые конструкции.
ПРОФЕССИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТТЕНКОМ
- Ваши соседи во время пуска ЗИФ потянут одеяло на себя - им понадобится около полутора тысяч рабочих и специалистов. Где вы возьмете 350 вахтовиков, учитывая, что кадровый голод является на Колыме проблемой № 1?
- ГОК - это не артель, где 3 - 4 основные профессии. На руднике их десятки. Чтобы обеспечить стройку специалистами, основную часть привлечем из центральных районов страны, которые будут работать проверенным вахтовым методом. Его на протяжении многих лет успешно применяет компания «Полиметалл». Другого выхода просто нет. Но есть ряд профессий, которые имеют региональный оттенок, такие, как геолог, маркшейдер. Этот сектор мы стараемся закрыть местными кадрами, которые хорошо знают северную специфику, особенности. Ну а в остальном… Механик, он, как говорится, и в Африке механик. Гайки и шестеренки одни и те же.
НАВЯЗЧИВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
- На руднике им. Матросова после окончания геологоразведочных работ и утверждения запасов в ГКЗ сначала построили опытную фабрику для отработки технологии извлечения золота из руды, а потом уже приступили к возведению основной. Как это будет происходить на «Павлике»?
- Это один из камней преткновения, который лежит на нашем пути. В одном из пунктов протокола ГКЗ, который утвердил ТЭО временных разведочных кондиций и подсчет запасов в объеме 100 тонн, есть рекомендация: «Создание ОПУ - опытно-промышленной установки с производительностью около 100 тысяч тонн руды в год». Обозначено и количество переработки руды - 2 миллиона тонн.
- Но вы же частное предприятие и вам виднее, какую технологию целесообразно применить на этом месторождении…
- Многие подобные вещи перекочевали к нам из времен СССР, Госплана и продолжают, как это ни странно, иметь место и сегодня. Но экономическая ситуация совсем другая, нежели в прошлую эпоху. При планировании частного предприятия требуются сверхкорректные оценки по принципу - семь раз отмерь, один раз отрежь. Мы понимаем, что все риски ложатся на нас. Но поскольку рекомендации ГКЗ по своему статусу близки к обязательному характеру, эта проблема для нашей компании встала остро. Проанализировав полученные данные, подсчитав все за и против, мы пришли к выводу, что нам экономически нецелесообразно строить опытную фабрику.
ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
- Но если не будет ОПУ, как вы сможете отработать технологию извлечения золота из руды?
- Мы выбрали другой путь, взяв за основу принцип minimax, который практикуется во всем мире. Дело в том, что создание ОПУ идет по точно такой же схеме, как и основной фабрики. Те же инженерно-геологические изыскания участка, проектирование, экспертиза и многое другое. В результате стоимость ОПУ составляет 70 - 80 % от стоимости большой фабрики. Учитывая, что само строительство идет за счет кредитных средств, то мы балансируем буквально на грани фола. В этой ситуации начинаешь думать, а стоит ли овчинка выделки? В итоге мы пришли к выводу, что при minimax риски меньше, нежели у традиционного проверенного пути. Словом, мы приняли решение строить сразу большую фабрику, где будет отрабатываться технология извлечения золота и руды, а потом внедряться в практику. По нашим предварительным результатам извлечение в среднем составит 82 - 85 %. Исходя из этих параметров, составили экономическую модель будущего рудника. Она оказалась оптимальной.
- Запустите «Павлик» - что дальше?
- В инвестиционной компании «Арлан», куда входит и ЗРК «Павлик», есть еще три предприятия, которые занимаются освоением трех месторождений. После ввода в строй «Павлика» следующим станет «Родионовское», которое также находится в Тенькинском районе. Еще два рудных объекта будут осваиваться в Ягоднинском районе. Мы пытались одновременно заниматься освоением сразу двух месторождений, но это оказалось делом хлопотным из-за нехватки средств и людей. В общем, параллельно не получается, только последовательно. В холдинге такого уровня, как «Арлан», россыпями золота пока не занимаются, нас интересуют только рудные месторождения. За ними - завтрашний день Магаданской области.
В ПОИСКАХ МОРИОНА
К профессии геолога у Виктора Владимировича особое отношение.
- Независимо от состояния души и настроя ложишься спать с мыслями о геологии, с ними и просыпаешься, - откровенно сказал он. - Все это постоянно маячит перед глазами и не дает покоя. Помните песню «Синяя птица» из репертуара «Машины времени»? «Мы шагали в такие дали, что не очень-то и дойдешь…». Так это про нас, геологов. Однажды повез на озеро Джека Лондона 16-летнюю дочь Татьяну показать черный кварц (морион) в геологических канавах. На подъем по крутому склону ушло около шести часов. Походили, поискали, но морион так и не нашли. Дочка сказала: «И надо было нам целый день гробить, чтобы ничего не найти…». Я ей ответил тогда, что в этом и состоит сама суть геологии - идти черт знает куда и искать неизвестно что. Что геология - это определенный склад ума с полуабстрактным мышлением, примесью романтики. Как показывает мировая практика, две третьих объектов из спектра минерально-сырьевой базы находят не благодаря, а вопреки. Часто ищем одно и в одном месте, а находим другое в другом месте. Мимоходом. В этом драйв геологии, которой отдал лучшие годы своей жизни и в которой продолжаю работать.
Виталий ХОЛОИМОВ.