Сегодня федеральная автодорога «Колыма» по-прежнему остается самой отдаленной трассой федерального значения на Северо-Востоке России.
Конечно, с автодорожными артериями такого уровня, пролегающими в центральных районах страны, она не сравнится - те облачены в асфальтобетон, что, бесспорно, влияет на срок эксплуатации, да и содержание их гораздо проще. Тем не менее в прошлом году посетивший Магадан, более того, совершивший автопробег по ФАД «Колыма» экс-руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин состояние главной трассы территории оценил как удовлетворительное. До хорошего еще далеко, но если бы ежегодно не проводились дорожниками работы по строительству, ремонту и содержанию, то и такая оценка вряд ли бы ей была дана. В целом за 2012 год сделано ими немало.
Как сообщил и. о. начальника ФКУ Упрдор «Магадан» Сергей ИВАНОВ, те задачи, которые ставились в минувшем году, выполнены на 100 процентов. В частности, сделаны капитальные ремонты 5 км трассы на участке 1935 -1940-й км с устройством асфальтобетонного покрытия и моста через ручей Светлый протяженностью 6,6 пог. м, десяти водопропускных труб общей протяженностью 274,6 пог. м, затраты на эти работы составили 346 млн. 622 тыс. руб. Выполнялись и ремонтные работы на участках автодороги, и по этой же статье ремонтировались два моста через ручей Глубокий и через реку Кадыкчанка. Здесь затраты финансовых средств составили 381 млн. руб. Кроме того, порядка 400 млн. израсходовано на содержание дороги и искусственных сооружений.
- Сергей Федорович, ваша общая оценка работы подрядчиков: объекты сдавались без замечаний?
- В минувшем году к подрядчикам со стороны Упрдора замечаний было больше, чем в 2011-м. Есть, конечно, предприятия, которые выполнили условия контракта в срок и без нареканий, но в большинстве случаев без доработок не обошлось. Отчасти это связано с приходом на автодорогу новых компаний. К примеру, в этом году из старых предприятий работы по содержанию будут выполнять только Аткинская и Сусуманская дорожные компании. Участок ФАД «Колыма» от Магадана до Сокола сегодня обслуживает ООО «Палатка трансстрой», далее от поселка Сокол до 1866-го км - ООО «Хамелеон», в Ягоднинском районе - ООО «Магаданская дорожная компания» и ООО «Дорожная ремонтно-строительная компания». И все же надо отметить, что все ремонтные работы по гравийному покрытию подрядчики закончили хорошо. Неплохих результатов в плане капитального ремонта участка автодороги за поселком Палатка достигло в этом году ОАО «Палаткинская дорожная компания».
Кроме того, и мы уже говорили об этом ранее, был расторгнут контракт на проведение работ по обеспыливанию участка автодороги в Сусумане. Напомню, фирма-поставщик не произвела поставку битума, в связи с чем работы были выполнены лишь частично. Но радует то, что на 2013 год средства на этот он уже выделены и в текущем году он будет завершен. Данная технология обеспыливания для нас является новой, согласно которой прямо на дороге производится смешение битума, щебня, песка и цемента. Аналогичные работы в этом году запланированы в районе поселка Холодный. Надеюсь, новшество хорошо проявит себя на колымской земле…
- Но даже если так, ведь для остальных 600 км гравийного покрытия это ничтожно мало…
- Конечно, более того, сегодня федеральная автодорога «Колыма» практически на 80 процентов требует реконструкции и не соответствует нормативным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. Сейчас реконструируются участки автодороги, проходящие по территории Якутии, после чего все силы и средства сосредоточатся на территории Магаданской области. Вопрос только в том, как скоро это произойдет. Пока же одна из проблем, которую мы пытаемся решить, - это запыленность. Для того чтобы проводить обеспыливание трижды за летний период, нужны внушительные средства, и если технология смешения минераловяжущих веществ в наших условиях эксплуатационно себя оправдает, то этот метод для нашего участка федеральной автодороги будет экономически выгоднее.
- А какие объекты главной трассы территории сегодня в приоритете в части ремонта, строительства?
- Наиболее проблемными объектами на сегодняшний день являются водопропускные трубы, в связи с чем нашим управлением в адрес руководства Росавтодора направлено письмо с просьбой о выделении средств для их замены.
Если говорить конкретно, на данный момент на участке ФАД «Колыма» с 1187-го по 2021-й километр находятся 1093 трубы, из них 137 деревянных, 229 металлических, 190 железобетонных, которые в аварийном состоянии и требуют незамедлительного ремонта. Из этого количества аварийных труб 52 водопропускные трубы построены в 30 - 40-х гг., 78 - в 40 - 50-х, 68 - в 50 - 70-х. По самым скромным подсчетам, если в 2012 году заменено всего 10 труб и в таком темпе работы продолжатся, то все аварийные трубы будут заменены в течение 55 лет. Не думаю, что они выдержат такой срок. Поэтому, считаю, данный вопрос должен быть решен более оперативно.
Что же касается выполнения работ подрядчиками по ремонту и капремонту предстоящим летом, то, по словам Сергея Иванова, об этом говорить еще рано, поскольку только к концу февраля станет окончательно известно, какие средства и на какие объекты будут выделены. Хорошей новостью является то, что в канун Нового года на совещании в Росавтодоре подрядчик, выполняющий строительство нового моста через Колыму, сообщил, что все работы осуществляются согласно намеченному графику. Таким образом, если не произойдет непредвиденных событий, уже в этом году транспорт пойдет по главному мосту Магаданской области.
Глеб БОЯРКИН.