Ни проекта без инноваций


В начале августа в Магадане завершился автопробег по федеральным трассам Дальневосточного федерального округа. В нем приняли участие министр транспорта, депутат Госдумы, а также глава Росавтодора. Тогда руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин дал удовлетворительную оценку состояния ФАД «Колыма».

В этом году общая сумма средств, выделенных на выполнение дорожных работ, составила 1291,465 млн. рублей. За счет этого в текущем году выполняется капитальный ремонт 5 км федеральной автомобильной дороги «Колыма» на участке 1935 - 1940-й км с устройством асфальтобетонного покрытия; капитальный ремонт моста через ручей Светлый протяженностью 6,6 пог. м; десяти водопропускных труб общей протяженностью 274,6 пог. м. Кроме того, ремонтируются 43 км автодороги на 6 участках, 2 моста общей протяженностью 42,42 пог. м (через ручей Глубокий и через реку Кадыкчанку).

Функции оперативного управления автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан и искусственными сооружениями на ней на участке с 1187-го по 2021-й км (протяженностью 834 км) осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Магадан»).
Глава Росавтодора дал свою оценку главной трассе Магаданской области, тем не менее наша федеральная автодорога не- однозначна, к примеру, казалось бы, добротный, широкий, не так давно реконструированный участок в районе поселка Стекольный в сплошных провалах. Не просил ли Анатолий Чабунин в личной встрече обратить на отдельные участки особое внимание - с этого вопроса я начал беседу с и. о. начальника ФКУ Упрдор «Магадан» Сергеем ИВАНОВЫМ.

- В рамках данного автопробега в Якутске была проведена конференция, где заострялось внимание на строительстве автодорог в северных районах в условиях вечной мерзлоты, - сообщил Сергей Федорович. - Участок нашей автодороги в районе Стекольного - это как раз пример влияния вечной мерзлоты. Напомню, на данном участке проводилась реконструкция цементобетонного покрытия с устройством асфальтового, при сдаче объекта никаких нареканий не возникло. Но с 2009 - 2010 годов, когда летние температуры были высокими, начались просадки. Кстати, подобное произошло и на других участках колымских автодорог. Дело в том, что сегодня строительство дорог выполняется практически по тем проектным решениям, которые приняты в центральных районах страны, то есть без поправок на вечную мерзлоту. Отсюда и результат.

Что касается оценки нашей трассы главой Росавтодора, хочу уточнить - Анатолий Чабунин похвалил за хорошее содержание при существующем финансировании. Продолжительное время у нас не было больших объемов по ремонту автодороги, а содержание и сегодня финансируется лишь на 30 процентов от норматива. Но уже подготовлена долгосрочная программа содержания с увеличением средств к 2018 году. Кроме того, Анатолий Михайлович заверил, что в эти пять с половиной лет будут выделяться средства и на ремонтные работы для того, чтобы в данный период довести дорогу до норматива в пределах 85 процентов.

- Сергей Федорович, основной вопрос, который ставили перед собой участники автопробега, - качество дорог и мостов. А вот какие проблемы сегодня существуют у тех, кто ремонтирует и содержит наши трассы?

- Главная - это Закон № 94-ФЗ. Ни одно специализированное дорожное предприятие сегодня точно не знает, какой прогноз у него будет на следующий год. Сейчас наше управление готовит документацию на проведение аукциона по содержанию, но, кто в нем будет участвовать, мы не знаем. Это и вызывает опасения. Не исключено, что на аукцион могут выйти фирмы из Москвы, Хабаровска и так далее, то есть те, у кого нет ни техники, ни специалистов на территории области. А выиграв, они уже здесь начинают искать субподрядчиков. Такие прецеденты были и в прошлом, и в этом году. Цена на выполнение работ может быть сброшена настолько, что осуществлять их становится убыточным. Это при том, что дорожные предприятия уже закупили материалы, необходимые для содержания.

Другая проблема - удаленность региона, что негативно сказывается на поставках необходимых материалов - битума, соли, тех же дорожных знаков. И здесь уже ни Упрдор «Магадан», ни Росавтодор никак повлиять не могут, подрядчики все вопросы решают самостоятельно. Так у нас получилось в этом году с ремонтным участком в Сусумане: подрядчик оплатил, а битум так и не пришел. В итоге в этом году объект сдан не будет. Теперь при обоюдном согласии контракт с подрядчиком будет расторгнут, и мы постараемся выставить данный объект в следующем году. Другое дело - достанется ли он тому же подрядчику…

- Вначале вы уже сказали, что к нашим дорогам нужен особый подход, а насколько активно в дорожной отрасли и, в частности, в Магаданской области применяются инновационные технологии?

- Одно из условий заключения контрактов с проектировщиками - проекты должны включать инновации, не использовавшиеся ранее в нашем регионе.
Так, планом по освоению новой техники, прогрессивных технологий и материалов на 2012 год предусмотрено семь инноваций. Из них четыре - это применение сборных металлических гофрированных конструкций различного диаметра при перестройке водопропускных труб на объектах капитального ремонта. Данная технология позволит сократить сроки строительства, снизить эксплуатационные расходы, увеличить срок службы искусственного сооружения. Пятая - применение бентонитовых матов в качестве гидроизоляционного материала при укреплении откосов земполотна входных и выходных оголовков водопропускных труб, которые обладают низкой водопроницаемостью, долговечностью и неизменностью свойств во времени (материал выдерживает неограниченное число циклов замораживания - оттаивания), соответственно, это приводит к увеличению срока службы искусственного сооружения. Шестая инновация - применение плит «Пеноплекс» в качестве гидроизоляционного материала при укреплении откосов земполотна входных и выходных оголовков водопропускных труб. И последняя - устройство покрытия переходного типа из щебеночно-гравийно-песчаной смеси, укрепленной жидким битумом с добавкой портландцемента способом смешения на дороге.

- Конечно, заказчиком строительства моста через Колыму Упрдор «Магадан» не является, тем не менее мост - неотъемлемая часть нашей трассы. Как продвигается его строительство и, что немаловажно, будет ли новый мост оснащен охраной, чего уже давно нет на старом?

- Насколько мне известно, все работы идут согласно существующему графику, напомню, сдача объекта состоится в 2013 году. Вопрос по охранному посту поднимался еще до начала строительства моста, но, поскольку проект уже был готов, он остался нерешенным. Безусловно, колымский мост имеет стратегическое значение, поэтому по окончании его строительства работа в этом направлении будет продолжена. К тому же совсем не обязательно устанавливать пост, возможно, будет установлена электронная версия охраны.

- Сергей Федорович, как вы сказали, у нас давно не было больших объемов работ по ремонту, наверняка проблемных участков в связи с этим немало. Не могли бы вы назвать приоритетные в реконструкции и ремонте?

- Для приведения ФАД «Колыма» в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние необходимо проведение работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонтам, в частности: реконструкция 3-километрового участка, проходящего по территории поселка Ягодное. В настоящее время существующее там асфальтобетонное покрытие имеет значительные разрушения в виде провалов, выбоин и трещин. Кроме того, реконструкция 3 участков общей протяженностью 57 км с многочисленными просадками и провалами дорожного полотна, износом покрытия, еще 12 км, начиная с 1552-го, где в зимнее время систематически образуется наледь. На 5 участках общей протяженностью 95 км необходимы уширение земполотна и переход в более высокую категорию. Реконструкции требуют и 11 км при въезде в Магадан, где должно быть произведено спрямление и устройство четырехполосного движения. Кроме того, на обслуживаемом участке имеются 5 ремонтонепригодных мостовых сооружений через ручьи Раздельный, Пахомыч, Ценный, а также реки Левая Хета и Оротукан.

Предложения по реконструкции участков дороги и ремонтонепригодных мостов со всеми обосновывающими документами переданы в Росавтодор и ФКУ ДСД «Дальний Восток» с обозначением приоритета по годам реализации.

В последние годы из-за недоремонта идет интенсивное разрушение дорожного покрытия и обочин. На сегодняшний день недоремонт составляет 571 км (68 % от общей протяженности эксплуатируемого участка), из них 413 км - участки с переходным типом дорожной одежды, 97 - участки с капитальным типом дорожной одежды. Минимальный ежегодный необходимый объем работ по капитальному ремонту и ремонту дороги и искусственных сооружений, позволяющий поддерживать автодорогу в безопасном для проезда автотранспорта состоянии, включает в себя капитальный ремонт 10 км усовершенствованного покрытия и 10 км гравийного, ремонт 50 км гравийного покрытия, ремонтные работы на мостовых сооружениях, а также перестройку не менее 15 деревянных водопропускных труб. Как сказал Сергей Иванов, в 2013 году планируется выполнить капитальный ремонт 11 км ФАД «Колыма», 1 моста, 22 водопропускных труб, а также отремонтировать 65 км с гравийным покрытием и 4 моста.

Глеб БОЯРКИН.

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"









Колымские колонки