19 октября 2012 года в "Магаданской правде" опубликована статья "Остаться в живых", в которой анализировалось благоустройство в Магадане пешеходных переходов в тех местах, где расположены социально значимые учреждения - поликлиники, магазины, школы, детские сады. Пожалуй, лишь один из них соответствует всем современным требованиям. На улице Болдырева пару месяцев назад по многочисленным просьбам жителей микрорайона, медиков поликлиники № 3 и родителей установили современные светоотражающие дорожные знаки, коридор искусственных неровностей, двухрядную глянцевую "зебру".
Большинство других пешеходных переходов в областном центре, по мнению горожан, далеко от совершенства и представляет реальную угрозу безопасности людей. Серия публикаций в "Магаданской правде" нашла отклик и в областной Госавтоинспекции, и в департаменте САТЭК мэрии Магадана. Дело вроде сдвинулось с мертвой точки, редакция получила ряд обнадеживающих ответов, но все необходимые благоустроительные мероприятия традиционно переносились на неопределенный срок.
А тем временем в Магадане наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в том числе и с погибшими. И одна из причин - отсутствие дорожной разметки и освещения на переходах, знаков и указателей вопреки всем требованиям ГОСТов. Так в чем же дело и где главная проблема? Может, не хватает денег, специалистов-дорожников, желания взять на себя ответственность? Возможность получить ответы на все эти вопросы появилась за "круглым столом" "Магаданской правды".
В разговоре участвуют начальник отделения ГИБДД УМВД России по г. Магадану Виталий Литузов, заместитель руководителя департамента САТЭК (строительства, архитектуры, технического и экологического контроля) мэрии Магадана Надежда Горностаева, директор МБУ "Комбинат зеленого хозяйства" Владимир Томилов, начальник отделения надзора областной Госавтоинспекции Виктор Ходаков и старший инспектор Ян Протодьяконов.
Знаете ли вы, что сегодня в Магадане много пешеходных переходов, установленных в свое время "на глазок", без учета требований ГОСТа? Согласно статистике в области 397 наземных пешеходных переходов, из них 65 имеют конкретные недостатки в обустройстве, то есть каждый шестой. В областном центре эта цифра значительно выше.
Виталий Литузов: - Сегодня в Магадане много переходов, которые не соответствуют стандартам и требованиям, обеспечивающим безопасность людей. Это ограждения, разметки, дорожные знаки, освещение, пандусы, бордюры и другие необходимые элементы. Существуют государственные требования к оборудованию пешеходных переходов. В первую очередь они размещаются на пересечении улиц и дорог, затем между магистральными улицами, на автобусных остановках и в местах интенсивного движения пешеходов. Но с учетом такого требования, как расстояние между переходами. По нормам ГОСТа это 150 - 200 метров между ними, и в Магадане явно видно, что переходы установлены в нарушение действующих стандартов. Позиция ГАИ - поэтапно привести в порядок максимальное количество переходов. Мы неоднократно обращались в мэрию Магадана, департамент САТЭК, Комбинат зеленого хозяйства, другие муниципальные службы с требованием устранить угрозу для пешеходов.
Владимир Томилов: - Комбинат зеленого хозяйства и городская Госавтоинспекция подготовили предложения и направили их для рассмотрения мэру Магадана. Первый этап касается переделки светофорных объектов на улицах Транспортной, Кольцевой, Набережной реки Магаданки, где пешеходная фаза будет выделена отдельно. То есть при правом и левом повороте водители будут пропускать пешеходов. На днях на перекрестке Транспортной и Карла Маркса запускаем новый светофор, в режиме которого фаза для пешеходов будет совмещена с основным зеленым сигналом светофора. И в этом же году запланирован перевод светофоров на новый режим работы.
Надежда Горностаева: - Нам часто задают вопрос: готов ли департамент САТЭК к такой масштабной реконструкции? По распоряжению мэра будет создан отдел дорожного хозяйства в составе департамента, который и будет заниматься всеми вопросами организации дорожного движения, разметками, знаками, освещением, включая даже асфальтирование. А также, что особенно важно, контролировать работу КЗХ и ГЭЛУДа. Это подразделение появится в нашем штате в будущем году, сегодня же специалистов-дорожников, причем лицензированных, умеющих проектировать и составлять такого рода документы, пока нет.
Еще лет 10 - 15 назад эффективно работала связка ГАИ - дорожники. Инспекторы обследовали и выдавали техническое задание, контролировали исполнение, вели комплексный надзор. Почему же этого нет сегодня и переходы остались без внимания?
Виталий Литузов: - Новый Закон "О полиции" внес изменения в функции Госавтоинспекции, разграничил полномочия и обязанности, и теперь организацией дорожного хозяйства занимаются муниципалитеты. Мы не можем выдавать городским службам даже рекомендации в виде технических заданий. Это раньше Госавтоинспекция разрабатывала дислокацию знаков, дорожной разметки, пешеходных переходов. Сегодня мы не имеем права вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов, проектировать, ограничиваясь только инспектированием соответствия ГОСТу. Я готов передать все наши наработки, но оформить техзадание не имею права. Да, раньше городское отделение ГИБДД располагало полным штатом в 10 человек, мы привлекали курсантов ДОСААФ, школьников для подсчета интенсивности и плотности движения, выставляя их на перекрестках, делали геометрические замеры. С этого начинается любой анализ дорожного потока. И чтобы его измерить, нужно тщательно все считать. Сегодня нас только двое инспекторов, а круг обязанностей значительно расширен.
Надежда Горностаева: - Без помощи Госавтоинспекции мы не обойдемся, здесь наработан хороший опыт, и сама специфика службы предполагает постоянный надзор за безопасностью дорожного движения. Кто, как не инспектор ГАИ, увидит на улице или перекрестке явную недоработку дорожников? Но мы же отлично знаем, что невозможно в городе вырастить специалиста-дорожника в одну секунду. Как знаем и о кадровом голоде в Магадане. Я понимаю, что ГАИ сегодня нельзя выполнять несвойственные службе функции, но все мы живем в одном городе и хотим чувствовать себя в безопасности.
Виталий Литузов: - Сегодня мы видим, что город уже не справляется с транспортными потоками, его планировка не соответствует требованиям времени.
Надежда Горностаева: - Да, раньше были одни нормы, сегодня другие, город развивается, плотность транспорта и населения меняется, время не стоит на месте. И у нас из воздуха специалист-дорожник не появится, чтобы профессионально посчитать интенсивность движения в приведенных единицах. Еще дополнительно нужны технические приборы и счетчики.
ПЕРЕХОДЫ-УБИЙЦЫ
"Магаданская правда" уже несколько лет поднимает проблему безопасности на пешеходных переходах, организовала корпункт в районе почтамта на улице Пролетарской, привлекая внимание власти и общественности к острой ситуации, связанной с гибелью и ранением людей. Появилась печальная закономерность: как только в том или ином районе Магадана случится трагедия, сразу появляются ограждения, "зебры", освещение и знаки, оформленные по всем правилам.
Виталий Литузов: - Мы предупреждали об этом дорожные службы несколько лет. Регулярно выдаем предписания и направляем представления, привлекаем дорожников к административной ответственности. Действительно, в итоге получается, что благоустройство на переходе начинается только после серьезной аварии с гибелью и ранением людей.
Надежда Горностаева: - Я хочу еще раз напомнить, что департамент САТЭК в первую очередь занимается строительством, нам вменили в обязанность дорожную службу, и мы делаем это теми возможностями, которые имеются. Естественно, все сразу не успеваем и не можем охватить. Это понятно всем. У нас и силы ограниченны, и специалистов не хватает. Я понимаю ваше возмущение, понимаю, что внимание горожан привлекают страшные аварии. Но они ведь происходят не только на пешеходных переходах или там, где не хватает ограждений. При таком обилии транспорта и возрастающей массе нарушений водителей, в том числе в пьяном виде, ДТП неизбежны. Я на машине не езжу и тоже хожу пешком по тем же переходам. Убеждена, что львиная доля вины лежит все-таки на водителях. Хотя культура отсутствует у всех участников дорожного движения.
Ян Протодьяконов: - В связи с этим хочу напомнить, что с января нынешнего года в стране, в том числе и в нашем регионе, проводится акция "Охота на «зебру» - Всероссийский пешеходный рейд!". Мониторинг состояния безопасности дорожного движения на пешеходных переходах в Магаданской области свидетельствует о том, что со стороны отдельных органов исполнительной власти отсутствует понимание значимости операции.
Владимир Томилов: - В будущем году мы начнем устанавливать новый тип искусственных неровностей, они будут монолитными и трапециевидными. Это поможет сдержать скоростной режим. В нынешнюю зиму все действующие "лежачие полицей-ские" убираться не будут. Мы потратили 400 тысяч рублей и установили на каждом перекрестке таблички "стоп-линия", чтобы дублировать дорожную разметку.
Виталий Литузов: - Что касается перехода у почтамта, то он, как и часть других в Магадане, существует вопреки всем нормам и требованиям. Здесь идет пересечение улиц, оно не предусматривает пешеходного перехода. Его следует убрать, но при этом исключить возможность пересекать улицу людям. То есть поставить высокие сплошные ограждения, например, как напротив автовокзала у отделения Сбербанка РФ. Если департамент САТЭК готов ликвидировать переход, мы будем только приветствовать такой шаг.
Надежда Горностаева: - По большому счету так и надо сделать. Статистика аварийности печальная, мы решим эту проблему.
Виктор Ходаков: - Те контрольные надзорные функции, которые возложены на Госавтоинспекцию в соответствии с Федеральным законом "О полиции" и КоАП РФ, позволяют нам использовать такие рычаги, как предписания и представления. Но мы их применяем при устранении причин, способствующих совершению административного правонарушения. То есть, если мы выявили такое нарушение там, где переход не соответствует требованиям нормативов и стандартов, где произошло ДТП, такая реакция последует. У почтамта проблему нужно решать немедленно!
...Наш разговор за "круглым столом" состоялся ровно за неделю до трагического ДТП на улице Речной, где 20 ноября жертвами аварии стали двое школьников. И уже на следующее утро, как в сказке, по всему Магадану в сумерках вдруг засверкали яркими огнями уличные фонари, еще вчера тускло мерцающие желтым светом, дорожники взялись за пешеходный переход, на улицу высыпали дополнительные наряды ГАИ. Все, как в начале января нынешнего года, когда рано утром у почтамта насмерть сбили женщину. Жизнь, а точнее, к великому сожалению, гибель людей сразу все расставила на свои места. Да, всем понятно, что нужно планировать благоустройство пешеходных переходов, рассчитывать финансы, переоборудовать светофоры и наносить "зебры" и что процесс этот становится бесконечным. Каждый из нас также знает, что жизнь - хорошая такая... Непонятно другое. Неужели, чтобы внепланово решить рядовую проблему безопасности человека, нужно сначала его потерять?
Александр МУРЛИН.