Остаться в живых


В последних числах сентября в Магадане произошло важное событие. На улице Болдырева, в районе городской поликлиники № 3, именуемой в народе рыбпромовской, неожиданно для пешеходов появилась образцовая зона безопасности. Хорошую новость редакции сообщили сотрудники поликлиники и попросили поблагодарить дорожников за выполненное обещание.

А где фанфары?

Это наглядный пример того, какими должны быть пешеходные переходы для людей. Тем более в тех местах, где расположены социально значимые учреждения - поликлиники, магазины, школы. Здесь вам и современные светоотражающие дорожные знаки, и коридор искусственных неровностей аж в два ряда, и глянцевая "зебра", далеко видная водителям даже в темное время суток. Вот куда водить экскурсии и с гордостью показывать наглядную заботу о горожанах. Но почему же это событие прошло тихо, без привычных в таких случаях визита мэра, разрезания красной ленточки, телесюжетов в местных новостях и комментариев руководителей ответственных служб? Ответ, на мой взгляд, кроется в том, что это событие не заметили сами ответственные службы. К этой разгадке я еще вернусь.

О необходимости пешеходного перехода в этом месте "Магаданская правда" писала еще в ноябре минувшего года. В январе 2012-го редакция получила сразу два ответа на публикацию читательского письма "Помогите перейти опасную дорогу!". "Пешеходный переход будет!" - заверил начальник областной Госавтоинспекции Юрий Савейкин. Он поручил провести выездную проверку начальнику отделения ГИБДД УМВД России по городу Магадану Виталию Литузову, тот оперативно внес представление в Департамент строительства, архитектуры, технологического и экологического контроля (САТЭК) мэрии г. Магадана. Мотивация была предельно четкой - "в целях обеспечения безопасности дорожного движения, предотвращения возможных дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов".

В соответствии с данным представлением предложено на участке улицы Болдырева в районе дома № 8 установить пешеходный переход, обозначенный соответствующими дорожными знаками и горизонтальной дорожной разметкой. Оставалось сделать немного. На подъездах к пешеходному переходу установить дорожные знаки 3.24 (ограничение скорости движения 40 км/ч), ограждения, отделяющие тротуар от проезжей части на подходах к границе пешеходного перехода, информационные аншлаги на желтом светоотражающем фоне. Наконец, обустроить переход искусственным освещением и монолитными искусственными неровностями трапециевидного типа.

Следом редакция получила обнадеживающее письмо от руководителя Департамента САТЭК мэрии г. Магадана Т. А. Соболь: "В настоящее время в адрес МБУ "Служба технического контроля города Магадана" направлена заявка на разработку схемы благоустройства и расположения необходимых элементов организации дорожного движения и пешеходного перехода в районе дома № 8 по улице Болдырева. Предварительное согласование с ГИБДД УМВД России по городу Магадану имеется. После выполнения необходимых проектных работ документация будет незамедлительно направлена на исполнение в специализированные муниципальные учреждения".

Прошел почти год, но каких-либо строительных движений на улице Болдырева не замечалось. 21 сентября "МП" снова вернулась к этой проблеме в статье "Сколько ждать обещанного?". Ведь в школах начался новый учебный год, в поликлинике № 3 - сезонная диспансеризация, да и пешеходов прибавилось после возвращения людей из летних отпусков.

Проблема № 1

Состояние аварийности на пешеходных переходах в областной Госавтоинспекции считают проблемой № 1. Об этом говорит и тревожная статистика. На заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения озвучены шокирующие цифры. Из-за нарушения Правил дорожного движения пешеходами в области совершено 21 ДТП (2011-й - 16, рост на 31,3 %). Два человека погибло, чего не было в прошлом году, и 19 пешеходов получили ранения, как и в 2011-м. Из всех ДТП, подчеркиваю, 19 зарегистрировано именно в областном центре.

- Принятыми профилактическими мерами удалось снизить количество нарушений правил проезда пешеходных переходов, - считает и. о. начальника областной Госавтоинспекции Герман Суслов. - Так, по этой причине в Магаданской области произошло 9 ДТП (2011-й - 14, снижение на 35,7 %), при которых 12 пешеходов получили ранения (2011-й - 16, снижение на 25 %). Все ДТП зарегистрированы в Магадане.

Почему улицы и дороги Магадана становятся опасными для пешеходов? Этот тревожный вопрос постоянно звучит и на всех заседаниях общественного совета при УМВД России по Магаданской области. Среди возможных причин те же сотрудники ГАИ называют отсутствие системного подхода городских служб, игнорирование требований и предписаний инспекторов дорожного надзора Госавтоинспекции, даже несмотря на солидные штрафы. И если в целом посмотреть на проблему № 1, кроме оборудования пешеходных переходов, есть много вопросов к дорожной разметке, светофорам и знакам.
На заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения проблему аварийности на пешеходных переходах назвали особо острой из-за несоответствия существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении.
- Укоренившиеся тенденции и характер проблемы требуют координации усилий региональных и местных ресурсов, формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственного управления, местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно полном учете интересов граждан, - подчеркнул зам. губернатора Анатолий Положиев. - Мониторинг состояния безопасности дорожного движения на пешеходных переходах в Магаданской области свидетельствует о том, что у отдельных органов исполнительной власти отсутствует понимание значимости проводимой операции "Охота на "зебру" - Всероссийский пешеходный рейд!".

Совместный осмотр пешеходных переходов выявил ряд недостатков, влияющих на безопасность: отсутствие дорожных знаков "Пешеходный переход", разметки "зебра" и тротуаров, ограждений и освещения. Наносимая в Магадане дорожная разметка не соответствует параметрам нашего сурового климата. Практически отсутствуют инновации, вносимые исполнительной властью в оснащение пешеходных переходов. Согласно статистике в области их 397, а 65 имеют конкретные недостатки в обустройстве.

В рамках акции "Охота на "зебру" - Всероссийский пешеходный рейд!" Госавтоинспекция проверила все пешеходные переходы Магаданской области, по фактам неудовлетворительного содержания возбуждено 29 административных дел, в том числе 13 - в отношении юридических лиц, в органы прокуратуры направлено 24 информации. По их результатам прокуратурой инициировано 4 исковых заявления в судебные органы для представления интересов неопределенного круга лиц.

Бумага все стерпит...

...В январе 2012 года "Магаданская правда" организовала корпункт на одном из опаснейших пешеходных переходов у почтамта на улице Пролетарской, когда трагический счет погибших пешеходов начался именно на этом месте. Неудобный для водителей изгиб проезжей части, отсутствие современных дорожных знаков, наконец, насыщенность автомобилей в час пик привели к систематическим нарушениям водителями требований Правил дорожного движения. В частности, остановки и стоянки в зоне действия знаков "Остановка запрещена" по 1-му проезду Горького и на пешеходных переходах через Пролетарскую и 1-й проезд Горького в районе дома № 10 по улице Пролетарской.

Четыре месяца редакция билась над проблемой безопасности, еженедельно публикуя отчеты о дорожной обстановке, фотографии автомобилей-нарушителей, паркующихся на "зебре". Перейти здесь улицу стало равнозначным остаться в живых!

Тревогу газеты первыми заметили в Госавтоинспекции и провели комплексную проверку улично-дорожной сети, выявили ряд недостатков в содержании и порядке установки дорожных знаков и технических средств организации дорожного движения. По ее результатам отделение ГИБДД УМВД России по г. Магадану направило в органы муниципальной власти и дорожно-коммунальные организации соответствующие предписания и представления об устранении нарушений законодательства.

Невероятно, но только после вмешательства газеты по 1-му и 2-му проездам Горького нашлись нарушения в установке запрещающих дорожных знаков "Остановка запрещена", вводящих необоснованные ограничения и фактически провоцирующих водителей на нарушения требований Правил дорожного движения. Пока шло строительство кафедрального собора, ограничения были оправданны, но вот снять их забыли, когда фактически ширина проезжей части улиц с односторонним движением позволила стоять автомобилям и не создавать помех в движении транспорту и пешеходам.
В предписании также требовалось летом 2012 года нанести горизонтальную дорожную разметку "зебра" с применением износоустойчивых материалов, дорожные знаки дополнительно оборудовать светоотражающими сигнальными экранами желто-зеленого цвета для улучшения видимости участникам дорожного движения, а также пандусами для удобства перехода лицами с ограниченными физическими возможностями.

В департаменте САТЭК мэрии с легкостью согласились со всеми предписаниями и также легко успокоили горожан. Руководитель департамента Т. А. Соболь сообщила редакции, что "действительно, данный пешеходный переход весьма неудобен для пешеходов и автотранспорта, в первую очередь из-за большой интенсивности движения и огромного количества автотранспорта на парковочных площадках. Согласно представлению ГИБДД УМВД по г. Магадану департаментом запланированы работы по обустройству данного перехода горизонтальной дорожной разметкой, знаками ПДД на желтом светоотражающем фоне. Эти работы планируется выполнить в летний период 2012 г.".

На дворе середина октября, а воз и ныне там... Воистину бумага все стерпит! Злополучный пешеходный переход так и не оборудован, как обещалось, в дождь людям приходится месить грязь на газоне, вовсе не приспособленном для движения, а выцветшие дорожные знаки едва различимы. Я не говорю уже об обещанной "зебре" или пандусах для инвалидов. Жалкое их подобие говорит, скорее, о незнании слова "пандус".

Но если бы речь шла только о нашем подшефном переходе! "Магаданская правда" с завидной регулярностью только в нынешнем году публиковала возмущенные письма читателей о проблемах для пешеходов на "Стрелке", возле городских рынков и крупных магазинов, на ул. Кольцевой и Речной, в 3-м микрорайоне и по Колымскому шоссе. Сегодня в местных СМИ разгорелась любопытная полемика по поводу ликвидации пешеходных переходов на площади Победы у муниципального Центра культуры. Здесь сначала отрезали, а потом семь раз стали мерить и убеждаться в поспешности принятого решения.

Отслеживая эту проблему не один год, лично убедился, что системного подхода к благоустройству в департаменте САТЭК нет. Не прислушиваются там, к сожалению, и к разумным предложениям горожан. А ведь дельные мысли высказал по поводу нашего подшефного перехода постоянный автор "Магаданской правды" Леонид Мельников.

- Меня настораживает отсутствие практической реакции должностных лиц, депутатов, лидеров многочисленных партий на серию публикаций в газете, - возмущается Леонид Дмитриевич. - Критерием истины, как известно, является практика. Предлагаю мэрии Магадана для изучения сущности проблемы, принятия единственно правильного решения с учетом требований нормативно-правовой базы и в интересах обеспечения сохранности жизни и здоровья горожан потратить энную сумму денег на установку камеры видеонаблюдения с автономной записью всех ситуаций на данном участке дороги в дневное и ночное время суток. Здесь опасность всегда рядом. Можно установить светофор, работающий с 08.00 до 20.00 в режиме 15 сек. для пешехода, 35 сек. для автотранспорта, переключение с режима на режим по 5 сек. на каждый. Этот период наиболее конфликтный в движении пешеходов, автотранспорта и его парковки с нарушением пунктов Правил дорожного движения. А средства для реализации моих предложений можно изыскать за счет штрафов с участников дорожного движения, не соблюдающих требования ПДД. И срочно установить искусственные неровности!

...И, наконец, разгадка незаметного для общественности сентябрьского открытия пешеходного перехода по улице Болдырева. Когда статья готовилась к печати, в редакцию пришло очередное письмо, датированное 3 октября, от руководителя Департамента САТЭК мэрии г. Магадана Т. А. Соболь. Она сообщила, что "устройство пешеходного перехода будет выполнено в октябре 2012 года силами МБУ г. Магадана "Комбинат зеленого хозяйства". В состав работ входят: нанесение дорожной разметки, установка знаков и искусственных дорожных неровностей". А последнее предложение самое интересное: "Реконструкция данного участка дороги в целях приведения пешеходного перехода в соответствие нормам запланирована на 2013 год". Позвольте, но что теперь благоустраивать и реконструировать, если пешеходный переход уже образцово-показательный?

Александр МУРЛИН.

Автор:  Александр МУРЛИН "Магаданская правда"









Колымские колонки