Едва закончив промсезон, артельщики сразу же начали подготовку к следующему. На полигоны завозятся топливо, запасные части, новая техника и горное оборудование. Машины из областного центра на полигоны ходят практически каждый день.
Путь неблизкий, в дороге может случиться всякое, поэтому в рейс, как правило, идут по две-три машины. Такого правила придерживаются и в ООО «Полевая», которое ведет добычу за Бурхалинским перевалом. Последний случай на дороге еще раз доказал, что эта мера жизненно необходима.
В очередной рейс отправились водители Константин Седов и Сергей Корчагин. Половину пути прошли без особых проблем, как вдруг машину Седова стало бросать из стороны в сторону. Тот интуитивно нажал на тормоза. Причину поломки водители выявили быстро - полетел подшипник ступицы колеса. Подобная поломка, да еще на трассе, считается более чем серьезной. Спасало то, что мороз был всего несколько градусов.
Для ремонта нужен был не только новый подшипник, но и соответствующие инструменты. У водителей «Полевой» нашлись не только молоток, зубило и куча ключей, но и подшипник для ступицы, который они приберегли «на всякий случай».
Постелив на обледенелую дорогу старые фуфайки, они принялись за работу. Самым трудным делом оказалось снять кольцо подшипника. Водители это сделали при помощи старого испытанного метода - зубила и молотка. Но когда начали устанавливать новый подшипник, выяснилось, что нет солидола. Остановили цементовоз, который шел с Усть-Среднеканской ГЭС в Магадан. Поняв, в чем дело, водитель без лишних слов дал необходимое количество смазки. Другие тоже притормаживали возле сломанной машины. Каждый интересовался, не нужна ли какая помощь. Это традиция, неписаное правило Колымской трассы.
Когда установили колесо, машина снова двинулась в путь. В том, что ремонт сделали быстро, сказывается большой накопленный опыт. Константин начинал работать в «Магадангражданстройпроекте», потом «Мавиале», добывал золото на «Сопке Кварцевой» в качестве машиниста погрузчика, одно время даже был коммерческим директором компании «Магадантурсервис». Но тяга к машинам, железкам взяла свое. Сегодня обеспечивает запчастями «Полевую».
И если Константин родился в Магадане, то Сергей - в поселке Речная, где в прошлые годы находился карьер № 1 прииска «Штурмового». Там же в Ягоднинском районе, на прииске «Ледяной», отбывал срок (за недоносительство) его отец, Гавриил Степанович Корчагин. После остался на Колыме, женился, всю жизнь работал экскаваторщиком. Мама Сергея, Валентина Степановна, мыла на промприборах золото, сегодня живет в поселке Палатка.
- На трассе бывало всякое, - вспоминает Сергей. - Однажды, когда работал в артели «Экспедиционная», застучал двигатель моего МАЗа. Случилось это на перевале Дедушкина лысина. Зима, мороз около пятидесяти градусов. Ну что делать? Передал записку через попутную машину и стал ждать помощи. Сначала поджег запаску, потом дрова нашел. Когда пришла помощь, взяли мой МАЗ на буксир. Был у меня такой случай, когда прямо на трассе менял шатун на двигателе КамАЗа. Дело было на кубакинской трассе. К счастью, тогда я был не один.
Подобные случаи неоднократно происходили и у Константина. Машина порой ломалась в самый неподходящий момент: в мороз, дождь, слякоть, но благодаря помощи водителей-трассовиков находил запасные части, ремонтировал, снова двигался в путь. Возвращаясь домой в Магадан, Константин все это рассказывает своему отцу, известному писателю и путешественнику Р. В. Седову. Тот некоторые сюжеты потом использовал в своих книгах.
…До «Полевой» оставалась половина пути. Его Сергей и Константин прошли без приключений. Запасные части, которые они привезли, были очень кстати. Подготовка к новому промсезону началась с ремонта машин и бульдозеров.
Виталий ХОЛОИМОВ.