А все потому, что добыча морзверя в России ушла в прошлое
- «Комсомолка» писала про консервы из морзверя. Ваши эксперты говорили, что по своим питательным качествам они могут даже поспорить с нынешним рационом космонавтов. И где же эти консервы? Когда попробуем уже?
Л. Кравченко,
Магадан
Трубач предпочтительнее?
Увы, этой разработке так и суждено остаться на бумаге. Хотя уже и технология их производства выработана. Напомним, еще в начале года ученые МагаданНИРО совместно с коллегами из Санкт-Петербургского института рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот» изготовили консервы длительного хранения из мяса, печени и сердца тюленя.
Продукт прошел апробацию, доказав высокую питательность. По словам старшего научного сотрудника лаборатории прибрежных биоресурсов МагаданНИРО Алексея Грачева, всего ученые разработали около 20 вариантов консервов. Но как пояснил руководитель магаданского института Сергей Марченко, у наших рыбаков заинтересованности в добыче морзверя нет.
- Им проще ловить трубача и продавать его втридорога, чем вкладывать средства в новый промысел. Не хочет часть финансового бремени по развитию промысла брать на себя и государство. В той же Норвегии подобные консервы выпускаются в большом количестве, при этом их производство дотируется государством, - пояснил Сергей Марченко. - Столкнулись мы и с мнением, что добывать морзверя и вовсе негуманно.
Хотя от развития этого промысла выиграли бы все: и занятые в новом деле, и промышленники, добывающие рыбу. Ни для кого не секрет, что тюленей, моржей в Охотоморье так много, что они «объедают» человека, существенно снижая поголовье лососевых, сельди.
Начальник отдела рыбного хозяйства администрации Магаданской области Сергей Путивкин вкусовые качества этих консервов оценил на «троечку», посчитав, что «заинтересуют» они разве что домашних животных. Но корни провала идеи с новым производством, по его мнению, лежат в другой плоскости: квоты на добычу морзверя есть, но сам промысел в России не востребован. По этой же причине региональные власти были вынуждены существенно снизить квоты на вылов морзверя. Если в советские годы был разрешен вылов более двух с половиной тысяч голов моржа и 20-30 тысяч тюленей (и это - не предел), то сейчас квота на морзверя составляет всего 2-4 тысячи штук.
Промысел «под ключ»
- Раньше мы и китов били, а мясо морзверя сдавали в чукотские поселки, шкуры использовали в кожевенном деле, - пояснил Сергей Путивкин, - сейчас все это в прошлом. Для добычи морзверя на промышленном уровне необходим специализированный флот, грамотные специалисты, оборудование и рынок сбыта. Одним словом, нужно предприятие «под ключ». У региона для его создания ничего из перечисленного нет.
По подсчетам Сергея Путивкина, восстановить промысел под силу только крупному холдингу компаний. Ведь для добычи морзверя необходимо хотя бы 2-3 специализированных судна (цена одного не менее 80-90 млн долл.), ледокол и многоуровневая система переработки, в которую кроме пищевого должны входить также фармакологическое и кожевенное производство как наиболее прибыльные.
- Современная одежда из кожи тюленя высоко ценится во многих странах, но и к выделке шкур нужно подходить с современными технологиями, а у нас в Магадане сейчас и простого зверобоя, который правильно освежует тушу морзверя, - не найти, - заверяет начальник отдела рыбного хозяйства.
С другой стороны, здесь уж не до шкур. Простые консервы выпускать не в состоянии. Хотя попытки оживить промысел предпринимались неоднократно, в том числе и коренными жителями Севера. В свою очередь, и магаданские предприниматели, неоднократно пытавшиеся наладить производство консервов из морзверя, вынуждены были отказаться от своей задумки, признавшись, что зверя в море много, но нет ни охотников, которые его добыли бы, ни поддержки от региональных властей.
Лора ТИЛЬ.
В администрации Магаданской области признают, что не заинтересует наш морзверь и иностранных промысловиков. Для примера: в Канаде добывается 300 тысяч тюленей в год, в Норвегии - 120-130 тысяч в год. Что им наши квоты?