Времена совка давно позади, а хамство, пренебрежение своими обязанностями так и остались визитной карточкой многих магаданских магазинов Магаданцы часто жалуются на работу магазинов, в частности, бытовой техники и сервисных центров города. Мол, и чинят технику долго, и общение строится на отсыле куда подальше.
Как обычным потребителям отстаивать свои права? На этот вопрос читателям «Комсомолки» отвечает ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребназдора по Магаданской области Петр Панкрашкин.
Виртуальная жизнь
- Купил в магазине ноутбук, Через два месяца он вышел из строя. Я принес его обратно. Через неделю, после диагностики, мне сказали, что необходимо поменять один из блоков. Но сейчас у магазина таких нет, деталь надо заказывать в ЦРС, поэтому отремонтируют мой компьютер только через месяц.
Конечно, месяц без техники - прожить сложно, но куда деваться. Оплатил стоимость запчасти и работы, стал ждать. В итоге запчасть везут уже 4 месяца, ноут пылится на дальней полке ремонтного отдела магазина, когда я получу свою технику назад - неизвестно. Каждую неделю наведывают к консультантам магазина, ответ один и тот же - «ждите».
Получается, виртуально компьютер у меня есть, а реально выполнять курсовые и прочие задания по учебе поводилось у друзей. Хочется уже получить свой многострадальный ноутбук. Что для этого надо сделать?
- В этом случае вы можете многое. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были оговорены продавцом), по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Или вы можете отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, вернув товар с недостатками.
При этом вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества,
В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем соответствующего требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Ноутбуки не включены в установленный Правительством РФ перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
Таким образом, у потребителя есть два способа отстоять свои права:
1. Отказаться от исполнения договора купли-продажи ноутбука, если срок ремонта превысил 45 дней.
2. Предъявить продавцу требование о предоставлении ему на время ремонта другого компьютера.
Обращаем внимание потребителей на необходимость общения с продавцом в письменном виде (и в двух экземплярах). В случае отказа продавца принять претензию и сделать отметку о ее приеме, документы можно отправить нам заказным письмом • с приложением описи вложения.
Радуга на весь экран
- Приобрели с женой телевизор в фирменном магазине. Покупке радовались три дня, затем телек стал вместо передач радужные полосы показывать. Взял его в охапку - и в магазин.
Мастер быстро поставил диагноз, забрал телевизор на ремонт. На следующий день его при мне подключили, проверили, отдали. Но только включил его дома, он опять за старое - «заполосил». Тут же повез его обратно.
Стоило мне во второй раз за день перешагнуть порог магазина, как все его сотрудники, как по указке, молча встали и ушли в подсобку. Я остался перед прилавком совершенно один.
Подождав возвращения продавцов минут 10, развернулся и поехал домой. Как мне быть?
- Ситуация, аналогичная предыдущей. Однако есть небольшое отличие. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и вернуть деньги за некачественный телевизор и фотоаппарат можно в любом случае, так как они не включены в Перечень технически сложных товаров утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 575. Потребитель может также заявить продавцу требование о ремонте или замене данной бытовой техники. В случае ремонта потребитель вправе заявить требование о предоставлении в течение 3 дней на время ремонта другого товара.
Остановить мгновенье?
- Купили со скидкой простенький фотоаппарат. Спустя три месяца после покупки он стал барахлить. То не фокусируется, то слишком долго «думает». Решили с мужем сдать его в сервисный центр для устранения неполадок. Вроде, починили.
Но вот прошло еще три месяца, и ситуация повторилась. Гарантия на «мыльницу» уже вышла, и решили ремонтировать его за свои деньги.
Пришли в сервисный центр при магазине. Техник, не посмотрев ни на нас, ни на фотоаппарат, выдал причину поломки и цену ремонта - б тыс. руб. сумму, за которую можно и новый фотоаппарат купить.
На просьбу все-таки взглянуть на технику, выяснить причину поломки, ответил, мол, купили дешевку, хотите, чтоб она еще и работала? Платите, сколько сказано, или уходите. Что ж теперь, если аппарат - «дешевка», он и работать не должен? Как нам быть?
- И здесь та же самая схема действий. Управление информирует, что в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» при поступлении от потребителя претензии о приобретении некачественного товара продавец должен провести проверку его качества, а в случае возникновения спора о поломке - экспертизу.
Потребитель вправе участвовать в проведении проверки качества и экспертизы. Более подробную информацию о порядке рассмотрения имущественных споров, связанных с недостатками товаров, можно получить на сайте http://www.magrpn.ni.
Лидия Длинных