Дети бывают разные, но сегодня появляется все больше возможностей для развития способностей, и мы все чаще говорим о юных талантах. Как их выявлять и поддерживать? И что этому мешает?
Об этом шла речь на общественном обсуждении проекта «Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». В беседе за «круглым столом» приняли участие: ректор Института повышения квалификации педагогических кадров А. И. РАДОВСКАЯ, проректор В. В. КАРАНОВА и методист Э. Д. ШАНТИНА, и. о. начальника отдела общего образования Департамента образования администрации Магаданской области Е. Д. СУВОРОВА, заместитель директора Английской гимназии Э. А. ОЛАДЫШЕВА, педагог дополнительного образования Магаданского политехникума А. В. ТЯН, руководитель областного центра «Одаренные дети» Н. Н. СОКОЛЯНСКАЯ, заместитель начальника облспорттуркомитета В. Н. ТИХОМИРОВ, специалист Управления образования мэрии города Магадана А. А. КАШНИКОВА, заместитель начальника Управления по делам молодежи администрации Магаданской области Р. А. ФЕДОРЧУК.
Э. Д. ШАНТИНА: - Одаренные дети, и это совершенно очевидно, относятся к группе трудных. Потому педагогу очень нелегко работать с этими неординарными, сверхчувствительными, нацеленными на определенные интересы, с повышенной уязвимостью, подчас несколько рассеянными, углубленными в свою проблему ребятами, они лидеры, эгоцентристы, и необходимо учитывать все их особенности. А ведь они находятся в общей массе детей, где и обычные, и педагогически запущенные. Но для этих надо создать совершенно необыкновенные условия.
Отсюда проблема самого учителя. Если учитель этого не умеет, то чему он ребенка научит? Он должен успевать за своим учеником.
А. В. ТЯН: - Действительно, талантливая, одаренная молодежь находится в обществе, которое пестрит различными интересами, и очень сложно развиваться под давлением его стереотипов, которые летят с экрана телевизора, из журналов. Но такие дети в большинстве своем ранимы и чувствительны, они не знают, как себя вести, и если оказываются в обществе людей, готовых подвергать себя изменениям, подобно обложке модных журналов, то боятся проявить свои таланты, ум и одаренность. Бывает, до конфликтов доходит в группах и классах. Их надо поддержать. Возможно, стоит ввести должность, положим, педагога-психолога, который помогал бы и детям, и их родителям, потому что иногда в семье ребенок отличается способностями, стремится к большему, а взрослым трудно понять его проблемы. Здесь нужно системно работать. И прежде всего вызвать чувство доверия у родителей к нашим образовательным учреждениям, чтобы, когда родитель приводит ребенка в школу, училище, институт, то был бы спокоен за него и уверен, что он получит хорошие знания и разовьет свой творческий потенциал.
Е. Д. СУВОРОВА: - Авторы концепции разработали целый комплекс по формированию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Они предлагают ввести в вузах в курсе педагогики и психологии специальный раздел «Одаренные и талантливые дети» для повышения компетентности учителя в этой части.
Мы предполагаем расширить возможности школьников отдаленных поселков, используя дистанционные методы обучения.
В. В. КАРАНОВА: - Безусловно, талант - от Бога, а его реализация - от человека. Проект концепции - это только основа, надеемся пополнить его нашими предложениями.
Н. Н. СОКОЛЯНСКАЯ: - У нас составлена база данных по одаренным детям, круглогодично работает профильная школа, в ней 220 человек. С ними занимаются 25 преподавателей, среди которых кандидаты и доктора наук, старшие преподаватели СВГУ, сотрудники Института биопроблем Севера, активно привлекаем учителей школ Магадана. Это небольшой коллектив единомышленников, способных к организации работы с одаренными детьми, причем и в выходные, и в летнее время.
Сегодня у учителя нет механизмов, как работать с одаренными детьми. И тут главное - преподаватели, надо привлекать к курсам тех, кто себя уже проявил. Ребенка нельзя ограничивать и отвечать на его вопрос: «Да это тебе еще рано знать», а надо дать ему возможность развиться. Максим Алтынбаев не смог ходить на занятия в нашу школу, потому что учится во вторую смену. Преподаватель Т. Веселяева приводит его к студентам, он решает задачи 5-го курса, стоит у доски и говорит: «Не слышу аплодисментов». По индивидуальной траектории движется этот мальчик. И такую форму мы можем использовать.
И еще: в главе 5 концепции говорится, что нужно учитывать индивидуальные достижения при приеме в специализированные образовательные учреждения. На региональном уровне этот механизм тоже должен быть запущен. Мы в СВГУ очень заинтересованы в одаренных детях.
А. А. КАШНИКОВА: - На уровне города система работы с одаренными детьми тоже установилась, она начинается в дошкольных образовательных учреждениях с интеллектуальных состязаний. В начальной школе все больше чемпионатов и всероссийских конкурсов. Третий год проводятся научная конференция младших школьников, интеллектуальный марафон. Для старших - олимпиады разных уровней, областная научно-практическая конференция. Охват учащихся довольно велик. Но, может быть, надо обновить содержание олимпиад, что освежило бы их работу?
Е. Д. СУВОРОВА: - В области уверенно развивается олимпиадное движение. Но пока за рамками запланированных мы проводим только две олимпиады: политехническую и по избирательному праву. Пытались ввести и по мировой художественной культуре, но нет набора, нынче даже по информатике всего 6 человек. Задача департамента - изучить спрос на региональном уровне.
А. А. КАШНИКОВА: - И еще одно пожелание: увеличивать объемы финансирования для участия во всероссийских конкурсах. В декабре Анастасия Юдкина из лицея им. Крупской получила диплом конкурса «Первые шаги в науке» и получила грант мэра Магадана, из городского бюджета оплатили поездку. Юные чтецы из гимназии № 13 Анна Михайленко и Мария Истомина под руководством руководителя школьной театральной мастерской «Ассоль» Татьяны Свириденко смогли принять участие в конкурсе художественного чтения в рамках VI Всероссийского фестиваля детского творчества «Кубок России - Ассамблея искусств» только благодаря доброй воле и материальной поддержке депутата Магаданской областной Думы генерального директора ООО «Тихрыбком» М. Н. Котова.
А. В. ТЯН: - За пять лет работы я постоянно сталкиваюсь с талантливой молодежью и вижу, насколько ей трудно приходится в наших условиях. С чем это связано? Основная проблема - низкий уровень конкуренции. Каждый, кто стремится добиться каких-то результатов, ощущает, что ему необходимо больше практики: спортсмену - соревнования, музыканту - концерты, ученому - научные исследования и конференции. И любому одаренному подростку нужно чувствовать наличие такой конкуренции. Выход - вкладывать инвестиции в выезды на межрегиональные соревнования либо приглашать иногородних талантливых студентов на наши областные мероприятия, чтобы был стимул, загорался тот азарт, когда хочется доказать самому себе: да, я из Магадана, но я могу оказаться лучше других.
В. Н. ТИХОМИРОВ: - У нас, как только дети себя проявляют, их сразу начинают приглашать в другие города, предоставляя очень хорошие условия. Но сейчас и у нас лучшие спортсмены получают по 200 тысяч. Проблема выездов - 70 % нашего бюджета уходит на авиабилеты. 25 видов спорта, и все хотят поехать на соревнования. А еще нехватка питания и очень большая учебная нагрузка. Хотя одаренные дети успешны во всем, они обычно и хорошо учатся, и отличные спортсмены.
Р. А. ФЕДОРЧУК: - На самом деле мы многое делаем для одаренной молодежи, проводим фестивали и конкурсы, но не всегда можем отследить судьбу человека. Мы должны шире транслировать информацию о них, устраивать в школах уголки лучших, рассказы в СМИ, на страничках сайтов. Теперь в Магаданской области будет пополнение всероссийского портала. Фактически создается единая база данных по талантливой молодежи. Такая работа уже началась, это и будет информационное сопровождение нашей общей деятельности.
Э. А. ОЛАДЫШЕВА: - У нас тоже система сложилась, разработана программа работы с одаренными детьми, психологи помогают выявлять таланты, сформирована вокальная база, идет концертная работа с ребятами. Осваиваем и проектный, и исследовательский методы обучения. Мы считаем, что даем большой круг возможностей одаренным детям развивать способности через различные олимпиады, у них хорошие результаты, свои победители. Но хотелось бы лучше готовить педагогов для работы с такими детьми: проводить тематические, специализированные курсы, семинары, чтобы они не боялись применять продвинутые методы обучения и чувствовали себя свободно.
В. В. КАРАНОВА: - Здесь, наверное, важны не только курсы - у нас есть модуль по работе с одаренными детьми, но и межкурсовой период. Нам стоит подумать совместно с образовательными учреждениями о постоянно действующих курсах и проблемных семинарах, потому что они проводятся раз в год, а ребенок учится постоянно.
А. И. РАДОВСКАЯ: - Система диагностики и мониторинга одаренной молодежи несовершенна на сегодняшний день. В области нужны механизмы их поддержки: льготы при поступлении на предприятия, гранты и стажировки... Только таким образом мы можем развиваться, взращивая будущую научную, интеллектуальную, политическую элиту, которая могла бы двинуть вперед нашу науку, экономику, производство, инновации. И это очень важно привести в систему. Но это вопрос времени.
В. В. КАРАНОВА: - Психологи утверждают: 10 % нам дает одаренность, 40 % - обстоятельства, 50 % - работа. Хочется пожелать, чтобы наша работа была эффективной.
Предложения пр
озвучали разные: улучшать диагностику и выявление талантов с самого раннего возраста, с дошкольного образования, подготовку кадров, обеспечение современным оборудованием, доступным Интернетом, развивать техническое творчество и другие. Все они направлены в комиссию при Администрации Президента России. Со временем при Правительстве РФ будет создан координационный совет поиска и поддержки талантов. И как важно, что уже сегодня на уровне государства задумались о том, чтобы с раннего возраста выявляли, сопровождали, поддерживали талантливых молодых людей. Ведь за ними будущее.
Вера ДИДЕНКО.