ЖКУ: качество под вопросом. Или возможно ли программирование ЖКХ от аварий?


Сусуман. Испытано на себе

Сколько не повторяй слово «халва», во рту, как известно, сладко не станет. Сколько не произноси заветную фразу «подготовка к отопительному сезону» - зима все равно заставит усомниться, хорошо ли проведена подготовка. Так, в Сусумане из года в год одни и те же участки теплосетей выводятся в ремонт (пример: теплотрасса по ул. Советской, дома № 6 - № 10), но по прошествии очередной кампании слабые места городского жилищно-коммунального хозяйства продолжают оставаться таковыми. Так можно ли сделать программирование ЖКХ от аварий?

Вот и предстоящая зима оптимизма не вызывает. Как только в городе начали подавать тепло, тут же из-под земли забили фонтаны.



Долго в октябре боролись коммунальщики с потоками воды, льющейся из-под РЦД и НТ, а также из-под дома по ул. Билибина, 21. Настоящий каток образовался и возле магазина «Колобок». Помнится, что весной в этом районе также лилась вода.

Парящие колодцы, ледяные поля, фонтаны на заснеженных улицах выдают лишь малую толику проблемных участков в городе Сусумане - или, как говорится, видимую часть айсберга. А невидимая, но болезненно ощутимая, находится в помещениях, где до самых морозов оставались холодными батареи.

Из-за отчаянного холода сотрудники нашей редакции с наступлением осени предпочитают (в помещении) любой другой обуви русские валенки. Причина, по которой до середины октября тепло не начинали подавать в дом по ул. Советской, 6а (адрес редакции по соседству с общежитием), уходит своими корнями в сезон прошлый. Так, в феврале 2011 года в вестибюле, перед входом в редакцию, стены и полы покрывались изморозью из-за сырости в подвале. На жалобу был получен ответ мэра города, что проведению ремонтных работ препятствует холод. Как только наступит тепло – будет сделан ремонт. Но…за прошедшее лето в злополучном подвале никаких изменений не произошло. Чем закончился прошлый отопительный сезон - тем начался новый. Забегая вперед, скажу, что ликвидировать проблему уже в нынешнем ноябре пришлось слесарям из нового предприятия «Ремас». Осенью 2011 года многие горожане убедились, что работа слесарей напоминает действия десанта МЧС в условиях техногенной катастрофы.



У себя в редакции мы зафиксировали антирекорд: 5 октября 2011 года в дом по ул. Советской, 6а отопление еще не начали подавать. Через неделю отопление дали, но в двух кабинетах батареи остались холодными, и в праздничные дни (4-6 ноября) случилось неизбежное. Лопнули перемороженные стояки, потоки воды устремились с пятого этажа вниз, а в редакции районной газеты «Горняк Севера» на первом этаже поплыла оргтехника, газетная бумага, готовая продукция.

«Спасение утопающих…»

У жителей Сусумана состояние дел в ЖКХ вызывает немало вопросов. Как защитить свои права, если услуги коммунальщиков, за которые приходится отдавать приличную часть зарплаты, порой не выдерживают критики? Кто контролирует качество коммунальных услуг, обоснованность существующих тарифов и полноту проведения плановых ремонтов?



Само собой, у коммунальщиков также есть вопросы к населению. Поэтому мы приглашаем к разговору все заинтересованные стороны. Чтобы говорить (и писать), есть серьезная причина: желание изменить ситуацию.

Одна из организаций, куда обращаются граждане за помощью в защите нарушенных прав, сокращенно называется Роспотребнадзор. Начальник территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Сусуманском районе Людмила Георгиевна Коробова любезно согласилась ответить на наши вопросы.

- Людмила Георгиевна, как часто в Роспотребнадзор обращаются с «коммунальными проблемами»? Какого рода заявки поступают в нынешнем отопительном сезоне?

- Приведу несколько примеров. Жильцы жалуются на запах канализации и высокую влажность в квартире, полы гниют - это в доме на ул. Больничной. В микрорайоне Берелех: несоответствие горячей воды нормам - вода мутная (отбор проб мы уже произвели). В подъезде по ул. Советской, 6 постоянно парит и ощущается запах. Неисправность городского коллектора канализации: заливается территория магазина «Колобок». В доме в мкр. Северный – в квартире холодная батарея, просят провести замеры температуры. Ул. Советская, 14 - в доме забита канализация. И так далее. Заявок много. По мере возможностей стараемся помочь всем. Должна сказать, что обращаться нужно, прежде всего, в организацию, которая снабжает соответствующей услугой, делать заявки на услугу ненадлежащего качества или не оказание услуги. Если на вашу заявку не реагируют, замеры температуры (батарей или воды) можно произвести и самим, любым доступным способом. Собраться с соседями, составить акт. Но, как правило, от предприятия ЖКХ приходят представители, составляется акт, в котором отражено, с какого времени оказывается услуга ненадлежащего качества, какие параметры были нарушены – что является основанием для перерасчета.

- Да, как правило, все, чем заканчиваются жалобы и заявки, это перерасчет.


Мы же хотим, чтобы услуга все-таки предоставлялась надлежащего качества. Как этого добиться?

- Тоже вопрос интересный. Надо разбираться, по какой причине услуга некачественная. Если по причине технического характера, то, к сожалению, у нас, у Роспотребнадзора, нет компетенции устанавливать такую причину. Кроме того, я думаю, что у организации, которая оказывает нам услуги, есть заинтересованность, чтобы получать деньги за предоставление услуги, а не регулярно делать перерасчеты населению.

Здесь также необходимо определиться, что именно неисправно: или попросту забита батарея или же из котельной недостаточная подается температура на отопление?

Подготовка системы отопления к зиме, в том числе опрессовка, которая практически не проводится в нашем городе, относятся к работам, за которую начисляют квартплату. Эти работы считаются плановыми при подготовке к отопительному сезону. Вот если необходимо было поставить новые радиаторы, то эту работу должны были бы оплатить собственники помещений, а также приобрести радиаторы за свой счет.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Защита нарушенных жилищных прав, имущественные претензии осуществляются судом.

- Куда еще можно обращаться с заявлениями на низкое качество оказываемых услуг?

- Также с жалобами вы можете обратиться в жилищную инспекцию. Контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда осуществляет Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области, тел./факс 64-85-80, начальник Владимир Евгеньевич Гундорин, адрес: г.Магадан, ул. Портовая, д. 8. В компетенцию данного органа входит много вопросов. Так, жилищная инспекция осуществляет контроль:

- за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;

- за техническим состоянием жилищного фонда,…своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту…;

- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления ЖКУ;

- за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

- за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; и т.д.

- Людмила Георгиевна, все-таки Магадан не близко, не со всяким вопросом станешь обращаться. Что-то можно решить на месте?

- Нормативная база, регулирующая правоотношения в жилищной сфере, в целом очень обширна и включает в себя также законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, контроль за соблюдением требований которых в компетенцию Роспотребнадзора не входит.

Если отсутствует жилищная комиссия в поселке, городе, то всеми этими вопросами обязаны заниматься администрации поселений. Жалобы граждан в части технического состояния жилищного фонда, своевременного выполнения работ по содержанию и ремонту мы обязаны передавать для разбирательства по подведомственности, в ту же жилищную инспекцию, в городскую мэрию. К сожалению, сколько бы мы ни передавали, практических действий, как правило, не следует.

- Известно, что жители города Сусумана, за исключением нескольких домов, не создают товариществ собственников жилья. На ваш взгляд, есть ли смысл их создавать.

- С этим вопросом надо обратиться в главе города, почему работу по созданию ТСЖ прекратили, а ведь когда-то она велась, давались разъяснения.

Другое, что хотелось бы отметить. Согласно ст.161 ЖК РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Подчеркиваю: выбор способа управления - это не право, а обязанность собственников. В выборе способа управления участвуют не все жители дома, а только собственники как жилых, так и нежилых помещений.

Жилищный кодекс определяет три возможных способа управления многоквартирным домом, один из которых и обязаны выбрать собственники:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

К сожалению, практически все наши дома требуют проведения капитального ремонта в той или иной части. Для поддержки капитального ремонта в стране создан Фонд содействия реформированию ЖКХ (ФЗ №185 от 21 июля 2007 года). Преимущество на получение средств на капремонт по 185-му закону отдается домам, собственники которых выбрали способ управления управляющей компанией или товариществом собственников жилья (ТСЖ). Если в вашем доме способ управления не выбран или вы предпочли непосредственное управление, то попасть в программу по капитальному ремонту - шансов практически нет.



- В Сусуманском районе средства фонда реформирования ЖКХ получили поселки Мяунджа и Холодный…

- Да, получить деньги на капремонт своего дома вы сможете по уже известной схеме. Сначала общее собрание собственников жилого дома. Только оно принимает решение о проведении капремонта. На этом же собрании в повестке дня должны быть утверждены:

перечень работ и смета ремонта; способ и порядок сбора средств на ремонт в объеме не менее 5% от его общей стоимости; решение об обращении в орган местного самоуправления с заявкой на включение дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта.

Как только вы сделаете это, орган местного самоуправления примет решение о включении вашего дома в программу, утвердит перечень и стоимость работ и передаст заявку в Фонд.

Но, к сожалению, у нашего населения позиция пассивная, и ни одного жилого дома в г. Сусумане в данной программе не участвовало.

Создали организацию - ООО «Ремас». По правилам эксплуатации жилых домов есть рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда. В этот перечень проведение капитального ремонта зданий не входит. А у нас все дома требуют именно капитальных ремонтов: систем водоотведения, отопления, канализации…Посмотрите, сколько много жалоб на канализацию: практически под каждый дом течет. Не в порядке и сам городской коллектор.




Перед тем, как передать дома в «Ремас», их нужно было капитально отремонтировать и тогда передать обслуживающей организации. И только после этого требовать что-то.

Опять же организация, на которую вы, как собственник жилья, подали в суд, обязана будет устранить неисправность, если у нее есть возможность и средства. А предоставляющая услуги организация, ее руководитель, будут защищаться: «у нас нет собираемости оплаты за услуги, есть задолженность, нет средств на счетах, нет материалов, мы писали туда-то и туда, нам передали дома в таком состоянии» – и по всему выйдет, что никто не виноват.

Кто виноват?

Много проблем накопилось в жилищно-коммунальном хозяйстве, но существуют вопросы, которые решить будет труднее всего, поскольку проходят они по ведомству «разрухи в головах».


Л. Г. Коробова:

- Есть пустые квартиры, захламленные мусором. Нам звонят, жалуются по этому поводу. Я задаюсь вопросом: а кто пришел и накидал, разве работники ЖКХ? Нет, это сделали сами жильцы. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Да, есть проблема с машиной, которая вывозит мусор – не работает она при морозах ниже 40. Но почему пакеты с мусором летят из окон? Много вопросов ко всем. ЖКХ – кто такие, они с Марса к нам прилетели? А слесари как ходят, как работают? Вчера рассказали случай: слесарь прибежал в 40-градусный мороз на аварию: был порыв, залило квартиру. Мало того, что он пришел один, пешком. В результате его облило, он вымок. Сделал работу и пошел опять на мороз, в мокрой одежде. Кто так согласится работать, в таких условиях? Что за отношение к людям? Никто не пойдет работать в ЖКХ.


По законодательству, жилищно-коммунальное предприятие можно признать виновным в правонарушении и предприятие несет ответственность в том случае, если у них была возможность, а они не сделали.

А возможности, выходит, у них не было, если каждый раз мы читаем объявление: «жилищно-коммунальное предприятие приглашает на работу» – и длинный список недостающих сотрудников. Выходит, кадров нет – нет возможности оказывать качественные услуги, низкая собираемость квартплаты… Просто какой-то порочный круг.


Надеемся, что разговор будет продолжен. Руководители жилищно-коммунальных предприятий обратятся к жителям с предложениями по улучшению собираемости оплаты за ЖКУ. Жители домов расскажут о том, что их волнует…

А пока заострю внимание уважаемых читателей на одной общей проблеме, которая касается всех нас, без исключения: и тех, кто сделал хороший ремонт в квартире, и тех, кто устал от коммунальных аварий в доме. По словам Л. Г. Коробовой, самое больное место в Сусумане – это канализация. Под каждый дом течет – и, самой собой, бесконечно так продолжаться не может.

Н. ИВАНОВА.

Сайт www.c-cpp.ru рассказывает о языке программирования Си и С++, а также об их библиотеках. На сайте приводится множество примеров программ, демонстрирующих элементы, образующие язык.
"Горняк Севера"









Колымские колонки