Сусуман. Испытано на себе
Сколько не повторяй слово «халва», во рту, как известно, сладко не станет. Сколько не произноси заветную фразу «подготовка к отопительному сезону» - зима все равно заставит усомниться, хорошо ли проведена подготовка. Так, в Сусумане из года в год одни и те же участки теплосетей выводятся в ремонт (пример: теплотрасса по ул. Советской, дома № 6 - № 10), но по прошествии очередной кампании слабые места городского жилищно-коммунального хозяйства продолжают оставаться таковыми. Так можно ли сделать программирование ЖКХ от аварий?
Вот и предстоящая зима оптимизма не вызывает. Как только в городе начали подавать тепло, тут же из-под земли забили фонтаны.
Долго в октябре боролись коммунальщики с потоками воды, льющейся из-под РЦД и НТ, а также из-под дома по ул. Билибина, 21. Настоящий каток образовался и возле магазина «Колобок». Помнится, что весной в этом районе также лилась вода.
Парящие колодцы, ледяные поля, фонтаны на заснеженных улицах выдают лишь малую толику проблемных участков в городе Сусумане - или, как говорится, видимую часть айсберга. А невидимая, но болезненно ощутимая, находится в помещениях, где до самых морозов оставались холодными батареи.
Из-за отчаянного холода сотрудники нашей редакции с наступлением осени предпочитают (в помещении) любой другой обуви русские валенки. Причина, по которой до середины октября тепло не начинали подавать в дом по ул. Советской, 6а (адрес редакции по соседству с общежитием), уходит своими корнями в сезон прошлый. Так, в феврале 2011 года в вестибюле, перед входом в редакцию, стены и полы покрывались изморозью из-за сырости в подвале. На жалобу был получен ответ мэра города, что проведению ремонтных работ препятствует холод. Как только наступит тепло – будет сделан ремонт. Но…за прошедшее лето в злополучном подвале никаких изменений не произошло. Чем закончился прошлый отопительный сезон - тем начался новый. Забегая вперед, скажу, что ликвидировать проблему уже в нынешнем ноябре пришлось слесарям из нового предприятия «Ремас». Осенью 2011 года многие горожане убедились, что работа слесарей напоминает действия десанта МЧС в условиях техногенной катастрофы.
У себя в редакции мы зафиксировали антирекорд: 5 октября 2011 года в дом по ул. Советской, 6а отопление еще не начали подавать. Через неделю отопление дали, но в двух кабинетах батареи остались холодными, и в праздничные дни (4-6 ноября) случилось неизбежное. Лопнули перемороженные стояки, потоки воды устремились с пятого этажа вниз, а в редакции районной газеты «Горняк Севера» на первом этаже поплыла оргтехника, газетная бумага, готовая продукция.
«Спасение утопающих…»
У жителей Сусумана состояние дел в ЖКХ вызывает немало вопросов. Как защитить свои права, если услуги коммунальщиков, за которые приходится отдавать приличную часть зарплаты, порой не выдерживают критики? Кто контролирует качество коммунальных услуг, обоснованность существующих тарифов и полноту проведения плановых ремонтов?
Само собой, у коммунальщиков также есть вопросы к населению. Поэтому мы приглашаем к разговору все заинтересованные стороны. Чтобы говорить (и писать), есть серьезная причина: желание изменить ситуацию.
Одна из организаций, куда обращаются граждане за помощью в защите нарушенных прав, сокращенно называется Роспотребнадзор. Начальник территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Сусуманском районе Людмила Георгиевна Коробова любезно согласилась ответить на наши вопросы.
- Людмила Георгиевна, как часто в Роспотребнадзор обращаются с «коммунальными проблемами»? Какого рода заявки поступают в нынешнем отопительном сезоне?
- Приведу несколько примеров. Жильцы жалуются на запах канализации и высокую влажность в квартире, полы гниют - это в доме на ул. Больничной. В микрорайоне Берелех: несоответствие горячей воды нормам - вода мутная (отбор проб мы уже произвели). В подъезде по ул. Советской, 6 постоянно парит и ощущается запах. Неисправность городского коллектора канализации: заливается территория магазина «Колобок». В доме в мкр. Северный – в квартире холодная батарея, просят провести замеры температуры. Ул. Советская, 14 - в доме забита канализация. И так далее. Заявок много. По мере возможностей стараемся помочь всем. Должна сказать, что обращаться нужно, прежде всего, в организацию, которая снабжает соответствующей услугой, делать заявки на услугу ненадлежащего качества или не оказание услуги. Если на вашу заявку не реагируют, замеры температуры (батарей или воды) можно произвести и самим, любым доступным способом. Собраться с соседями, составить акт. Но, как правило, от предприятия ЖКХ приходят представители, составляется акт, в котором отражено, с какого времени оказывается услуга ненадлежащего качества, какие параметры были нарушены – что является основанием для перерасчета.
- Да, как правило, все, чем заканчиваются жалобы и заявки, это перерасчет.
Мы же хотим, чтобы услуга все-таки предоставлялась надлежащего качества. Как этого добиться?
- Тоже вопрос интересный. Надо разбираться, по какой причине услуга некачественная. Если по причине технического характера, то, к сожалению, у нас, у Роспотребнадзора, нет компетенции устанавливать такую причину. Кроме того, я думаю, что у организации, которая оказывает нам услуги, есть заинтересованность, чтобы получать деньги за предоставление услуги, а не регулярно делать перерасчеты населению.
Здесь также необходимо определиться, что именно неисправно: или попросту забита батарея или же из котельной недостаточная подается температура на отопление?
Подготовка системы отопления к зиме, в том числе опрессовка, которая практически не проводится в нашем городе, относятся к работам, за которую начисляют квартплату. Эти работы считаются плановыми при подготовке к отопительному сезону. Вот если необходимо было поставить новые радиаторы, то эту работу должны были бы оплатить собственники помещений, а также приобрести радиаторы за свой счет.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Защита нарушенных жилищных прав, имущественные претензии осуществляются судом.
- Куда еще можно обращаться с заявлениями на низкое качество оказываемых услуг?
- Также с жалобами вы можете обратиться в жилищную инспекцию. Контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда осуществляет Государственная жилищная инспекция администрации Магаданской области, тел./факс 64-85-80, начальник Владимир Евгеньевич Гундорин, адрес: г.Магадан, ул. Портовая, д. 8. В компетенцию данного органа входит много вопросов. Так, жилищная инспекция осуществляет контроль:
- за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
- за техническим состоянием жилищного фонда,…своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту…;
- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления ЖКУ;
- за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; и т.д.
- Людмила Георгиевна, все-таки Магадан не близко, не со всяким вопросом станешь обращаться. Что-то можно решить на месте?
- Нормативная база, регулирующая правоотношения в жилищной сфере, в целом очень обширна и включает в себя также законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, контроль за соблюдением требований которых в компетенцию Роспотребнадзора не входит.
Если отсутствует жилищная комиссия в поселке, городе, то всеми этими вопросами обязаны заниматься администрации поселений. Жалобы граждан в части технического состояния жилищного фонда, своевременного выполнения работ по содержанию и ремонту мы обязаны передавать для разбирательства по подведомственности, в ту же жилищную инспекцию, в городскую мэрию. К сожалению, сколько бы мы ни передавали, практических действий, как правило, не следует.
- Известно, что жители города Сусумана, за исключением нескольких домов, не создают товариществ собственников жилья. На ваш взгляд, есть ли смысл их создавать.
- С этим вопросом надо обратиться в главе города, почему работу по созданию ТСЖ прекратили, а ведь когда-то она велась, давались разъяснения.
Другое, что хотелось бы отметить. Согласно ст.161 ЖК РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Подчеркиваю: выбор способа управления - это не право, а обязанность собственников. В выборе способа управления участвуют не все жители дома, а только собственники как жилых, так и нежилых помещений.
Жилищный кодекс определяет три возможных способа управления многоквартирным домом, один из которых и обязаны выбрать собственники:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
К сожалению, практически все наши дома требуют проведения капитального ремонта в той или иной части. Для поддержки капитального ремонта в стране создан Фонд содействия реформированию ЖКХ (ФЗ №185 от 21 июля 2007 года). Преимущество на получение средств на капремонт по 185-му закону отдается домам, собственники которых выбрали способ управления управляющей компанией или товариществом собственников жилья (ТСЖ). Если в вашем доме способ управления не выбран или вы предпочли непосредственное управление, то попасть в программу по капитальному ремонту - шансов практически нет.
- В Сусуманском районе средства фонда реформирования ЖКХ получили поселки Мяунджа и Холодный…
- Да, получить деньги на капремонт своего дома вы сможете по уже известной схеме. Сначала общее собрание собственников жилого дома. Только оно принимает решение о проведении капремонта. На этом же собрании в повестке дня должны быть утверждены:
перечень работ и смета ремонта; способ и порядок сбора средств на ремонт в объеме не менее 5% от его общей стоимости; решение об обращении в орган местного самоуправления с заявкой на включение дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта.
Как только вы сделаете это, орган местного самоуправления примет решение о включении вашего дома в программу, утвердит перечень и стоимость работ и передаст заявку в Фонд.
Но, к сожалению, у нашего населения позиция пассивная, и ни одного жилого дома в г. Сусумане в данной программе не участвовало.
Создали организацию - ООО «Ремас». По правилам эксплуатации жилых домов есть рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда. В этот перечень проведение капитального ремонта зданий не входит. А у нас все дома требуют именно капитальных ремонтов: систем водоотведения, отопления, канализации…Посмотрите, сколько много жалоб на канализацию: практически под каждый дом течет. Не в порядке и сам городской коллектор.
Перед тем, как передать дома в «Ремас», их нужно было капитально отремонтировать и тогда передать обслуживающей организации. И только после этого требовать что-то.
Опять же организация, на которую вы, как собственник жилья, подали в суд, обязана будет устранить неисправность, если у нее есть возможность и средства. А предоставляющая услуги организация, ее руководитель, будут защищаться: «у нас нет собираемости оплаты за услуги, есть задолженность, нет средств на счетах, нет материалов, мы писали туда-то и туда, нам передали дома в таком состоянии» – и по всему выйдет, что никто не виноват.
Кто виноват?
Много проблем накопилось в жилищно-коммунальном хозяйстве, но существуют вопросы, которые решить будет труднее всего, поскольку проходят они по ведомству «разрухи в головах».
Л. Г. Коробова:
- Есть пустые квартиры, захламленные мусором. Нам звонят, жалуются по этому поводу. Я задаюсь вопросом: а кто пришел и накидал, разве работники ЖКХ? Нет, это сделали сами жильцы. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Да, есть проблема с машиной, которая вывозит мусор – не работает она при морозах ниже 40. Но почему пакеты с мусором летят из окон? Много вопросов ко всем. ЖКХ – кто такие, они с Марса к нам прилетели? А слесари как ходят, как работают? Вчера рассказали случай: слесарь прибежал в 40-градусный мороз на аварию: был порыв, залило квартиру. Мало того, что он пришел один, пешком. В результате его облило, он вымок. Сделал работу и пошел опять на мороз, в мокрой одежде. Кто так согласится работать, в таких условиях? Что за отношение к людям? Никто не пойдет работать в ЖКХ.
По законодательству, жилищно-коммунальное предприятие можно признать виновным в правонарушении и предприятие несет ответственность в том случае, если у них была возможность, а они не сделали.
А возможности, выходит, у них не было, если каждый раз мы читаем объявление: «жилищно-коммунальное предприятие приглашает на работу» – и длинный список недостающих сотрудников. Выходит, кадров нет – нет возможности оказывать качественные услуги, низкая собираемость квартплаты… Просто какой-то порочный круг.
Надеемся, что разговор будет продолжен. Руководители жилищно-коммунальных предприятий обратятся к жителям с предложениями по улучшению собираемости оплаты за ЖКУ. Жители домов расскажут о том, что их волнует…
А пока заострю внимание уважаемых читателей на одной общей проблеме, которая касается всех нас, без исключения: и тех, кто сделал хороший ремонт в квартире, и тех, кто устал от коммунальных аварий в доме. По словам Л. Г. Коробовой, самое больное место в Сусумане – это канализация. Под каждый дом течет – и, самой собой, бесконечно так продолжаться не может.
Н. ИВАНОВА.
Сайт www.c-cpp.ru рассказывает о языке программирования Си и С++, а также об их библиотеках. На сайте приводится множество примеров программ, демонстрирующих элементы, образующие язык.