Из очередного рейса в магаданский рыбный порт вернулся экипаж СТРМ «Вилига» (компания «Маг-Си Интернэшнл»), который занимался ловом синего краба и стригуна опилио в прибрежной и экономической зонах.
44 тонны переработанной и упакованной продукции были доставлены на берег. Примечательный факт: это количество краба при месячном задании 65 тонн промысловики выловили всего за 10 дней. Та же ситуация по трубачу, которым экипаж занимался в июле - августе этого года. Вместо четырех месяцев квота была освоена всего за два. Выходит, биоресурсов в необъятном Охотском море более чем достаточно. Но, как выяснилось, так считают далеко не все...
ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА
Прежде чем разобраться в этом непростом вопросе, я отправился на причал. Внешне СТРМ «Вилига» кажется небольшим судном. Но такое впечатление обманчиво. Это большой технологический плавающий комплекс, где добытые биоресурсы проходят глубокий цикл переработки. Возглавляет экипаж судна молодой, но уже имеющий большой опыт промысла капитан Андрей Скляров. Сам родом из Владивостока, где окончил морской колледж. В свое время начинал как раз с «Вилиги» третьим помощником капитана, потом четыре года работал старпомом на «Вестерн Энтер- прайс», которое тоже принадлежит компании «Маг-Си Интернэшнл».
- Средний возраст экипажа 35 лет, - рассказал капитан, - но есть специалисты и более зрелого возраста, имеющие огромный опыт работы в море. Обычно каждый рейс к нам устраиваются несколько человек, которые ни разу в море не были. В условиях штормовой погоды проходят курс молодого бойца. Задача моя и всей команды научить их нашему нелегкому делу - мор- скому промыслу.
Самое приятное на промысле в море - это обед. Продрогшие на холодном ветру уставшие матросы спускаются в столовую, куда из камбуза повар Николай Слюсаренко подает горячий наваристый борщ... На второе гречка с гуляшом, салат из капусты и компот на десерт. Все, как всегда, приготовлено от души - вкусно и сытно. Некоторые молодые ребята просят добавки и неизменно получают ее.
Сердце «Вилиги» - дизельный двигатель мощностью 1100 лошадиных сил. Его работу обеспечивают старший механик Сергей Гоголев и второй механик Юрий Кладов.
- Очередной рейс двигатель отработал на отлично, - сказал Сергей, - компания постоянно вкладывает деньги в ремонт, и это сказывается на стабильной работе судна.
В моторном отделении мне бросилась в глаза необычная для такого места чистота. Нет стойкого запаха солярки и масляных пятен на полу и оборудовании. Узлы сухие, не текут - верный признак хорошего ухода и качественного ремонта. Его обычно проводят в зимний период.
- Наш экипаж способен качественно и в срок выполнить поставленные задачи по промыслу и переработке краба и трубача, - сказал мне капитан. - И все бы хорошо, если бы не одно но. В следующем году ученые «МагаданНИРО» намерены снизить ОДУ (общий допустимый улов) краба на 25 %, а трубача на 15 %. Это значит, что четверть драгоценного времени «Вилига» будет простаивать в порту, соответственно, компания потеряет часть прибыли, а экипаж заработки. По моему глубокому убеждению, биологические ресурсы Охотского моря позволяют работать без снижения ОДУ и урезания квот. И последний рейс - яркое тому подтверждение. Львиную долю месячной квоты выполнили за 10 дней. А насчет прогнозов… Я не припомню, когда последний раз видел ученых на рыболовецких судах. Каким образом делаются эти выводы, мне лично непонятно.
О ЧЕМ ПОВЕДАЛ РАПОРТ КАПИТАНА
Как выяснилось, такого мнения придерживается не только Андрей Скляров.
- Лично у меня снижение ОДУ ничего, кроме удивления, не вызывает, - поделился руководитель управления рыбного хозяйства аппарата администрации Магаданской области С. В. Путивкин. - Не надо забывать, что, помимо «Магадан- НИРО», из года в год обзоры по промыслу крабов дает ТИНРО-центр. Согласно его данным, нелегальная добыча и вывоз краба за пределы страны ежегодно составляют от 47 до 70 тысяч тонн. Например, по данным Федеральной таможенной службы, в 2010 году из России было вывезено в 2,5 раза больше море- продуктов, чем заявлено в официальных декларациях. Браконьерский промысел очень серьезно сбивает цену на крабов в Корее и для легально работающих промысловиков просто разорителен. Снижение возможного ОДУ выгодно браконьерам, для которых последние 12 - 15 лет большая часть запаса практически сохраняется. Если бы этот объем дали выловить законопослушным рыбакам, которые платят налоги, то в море промыслом занималось бы в 2 раза больше судов. И тогда вольно или невольно промысел стал бы легальным. То же касается и организации промысла трубача. Так что магаданские, сахалинские рыбаки, которые поднимают на всех уровнях эту проблему, совершенно правы.
Ситуация вокруг урезания ОДУ настолько накалилась, что, собрав воедино все рапорты капитанов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М. Н. Котов 20 сентября 2011 года обратился с письмом к первому заместителю Председателя Правительства РФ В. А. Зубкову. В нем он сообщает, что в 2012 году Федеральное агентство по рыболовству планирует существенно снизить общие допустимые уловы краба-стригуна опилио и трубача в Северо-Охотоморской промысловой зоне. Специализированной научной организаций Росрыболовства с конца прошлого года подготовлено обоснование данного решение, согласно которому запасы этих видов сокращаются, а промысловый пресс существенно усиливается.
«По имеющейся в нашем распоряжении промысловой информации, поступающей с добывающих судов из районов лова, указанные аргументы не подтверждены объективными материалами в достаточной мере и не соответствуют действительности, - сообщает он в своем письме. - Прогнозы ОДУ сделаны не на действительном состоянии запасов, а на основании исследований, которые охватывают 10 - 20 % районов обитания крабов и трубача. Сложилась парадоксальная ситуация - дальнейшее промышленное освоение наиболее ценных водных объектов ставится в зависимость от результатов существенного снижения объемов и качества научных исследований, а также от возможности либо желания института проводить соответствующие изучения».
ИССЛЕДУЕМ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ КАБИНЕТА?
По поводу желания и возможностей наших ученых. В своем повторном обращении к руководителю Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнему от 23.09.2011 года председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М. Н. Котов указывает на то, что «в последние годы, как и в 2011 году, научные исследования в данном районе (Северо-Охотоморской подзоне) не проводились и не могли осуществляться в связи с тем, что собственным флотом ФГУП «МагаданНИРО» не располагал, а на промысловые суда рыбодобывающих предприятий научные сотрудники не направлялись. То есть фактические научно-исследовательские работы в Северо-Охотоморской подзоне не выполнялись. Специалисты в области изучения крабов в «МагаданНИРО» отсутствуют, существенно сократилось финансирование института, снизились объемы соответствующих работ, прогнозы делались на основании исследований 10 - 20 % районов обитания крабов и трубача. Утверждение об организации научных экспедиций на основе научно-исследовательских материалов является недостоверным».
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Ищи того, кому это выгодно, гласит один из постулатов юриспруденции при раскрытии того или иного преступления. Основываясь на этой догме, сам собой возникает вопрос: кому выгодно снижение ОДУ?
- Снижение общедопустимого улова только стимулирует браконьерские структуры, - считает М. Н. Котов, - они смогут превысить свою «норму» в 50 - 60 тысяч тонн одного только краба стригуна за счет ограничения легального вылова для добросовестных организаций. Кроме того, увеличится и спрос на незаконно выловленный деликатес, вырастет его цена. Проблему нелегального промысла нельзя решать за счет законопослушных предприятий, для которых уменьшение вылова равносильно катастрофе. Недавно на одном из центральных каналов прошла телепередача о браконьерах Охотского моря, в которой принял участие руководитель Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайний. Когда слушаешь его выступление, невольно создается впечатление, что браконьерство было, есть и будет и что единственный метод борьбы с ним - это снижение вылова. Но почему-то никто не хочет при этом говорить, что происходить это будет за счет легальных промысловиков. Уменьшая квоту, мы накажем не браконьеров, а наших рыбаков, не давая им ловить рыбу. А ведь у них дети, семьи. Кто их кормить будет?
ВЗЯЛ И ЛЕГАЛИЗОВАЛ
В той же телевизионной передаче о браконьерах журналисты показали, как ежедневно в южнокорейский порт Пусан приходят шхуны, трюмы которых забиты живым охотоморским крабом. 10 лет назад в рамках борьбы с браконьерством наше правительство запретило вывоз живого краба. Это позволяло в рамках международных отношений контролировать поток нелегальных биоресурсов за границу. Запрет обосновывался и с экономической точки зрения - нецелесообразно вывозить сырьевые ресурсы без переработки. Но это было вчера, сегодня по решению руководства ФАР поставка живого краба, по которому прежде можно было легко выявить браконьеров, реализующих свою продукцию в Японии и Корее, узаконена. Теперь их выявить практически невозможно.
- Сегодня 90 % живого краба, которые вывозятся за рубеж, сосредоточены в руках одного приморского рыбопромышленника, который незаконно выиграл все конкурсы, - считает М. Н. Котов. - Благоприятную почву для этого создало Федеральное агентство по рыболовству. В результате, существенно снижая общие допустимые уловы на краба и трубача в Северо-Охотоморской подзоне, их размер параллельно увеличивается в Примор- ском крае, где краба никогда не было в таком количестве и откуда до Кореи и Японии судну с незаконным уловом идти намного меньше, чем от Охотского моря.
НАСТУПАЕМ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?
Урезание ОДУ приведет не только к уменьшению прибыли магаданских рыбодобывающих компаний и заработков простых моряков - возникнет реальная угроза сокращения количества судов, часть которых предприятия будут вынуждены продать или сдать в аренду. Уйдут лучшие специалисты, отработавшие в этой отрасли десятки лет. Такое мы в 90-е проходили, неужели опять наступим на те же грабли? Потом понадобятся многие годы, чтобы восстановить рыбопромысловый комплекс нашего региона.
- Сегодня законопослушные рыбаки, за которыми закреплена доля на 10 лет, больше, чем кто-либо другой, заинтересованы в том, чтобы сохранить биологические ресурсы, - считает Михаил Николаевич. - У нас рыбаки, капитаны сами занимаются исследованиями, результатами которых они готовы делиться с наукой. Но науке, которая выполняет непонятные распоряжения Федерального агентства по рыболовству, это не нужно. Все это приводит к тому, что запасы определяются исходя не из истинного состояния дел, а от потолка. В адрес ФАР мы отправили около 30 писем о сложившейся ситуации в рыболовстве Охотоморья, но внятных, конструктивных ответов так и не получили. И не мудрено. Таких коррупционных скандалов, которые разгораются в Росрыболовстве в последние годы, больше нигде нет. Глядя на все это, нам, рыбакам, очень обидно, ведь при подобных подходах в решении общенациональных вопросов, затрагивающих интересы одной из самых значимых наших отраслей, в итоге происходят непоправимые ошибки, от которых страдают обычные рыбаки и потребители.
Виталий ХОЛОИМОВ.
Передо мной рапорт капитана р/ш «Талан» Н. В. Замула в адрес зам. гендиректора ООО «Маг-Си Интернэшнл» С. Б. Гусева. Цитирую: «Анализируя промысловую обстановку по промыслу краба-стригуна опилио в районе 6105.1 (подзона СОМ) за последние 5 лет, могу сказать следующее: районы скопления и глубины промысла остались прежними. Каких-либо ощутимых изменений по объему вылова не наблюдается. На мой взгляд, за последние 2 - 3 года даже наблюдается небольшая тенденция увеличения сырца».
Капитан СРТМ-К «А. Шалин» Ю. А. Пархатский: «В 2011 году судно вело промысел трубача в так называемом традиционном районе с конца апреля до конца июня. Неблагоприятная ледовая обстановка в мае и короткий период нахождения на промысле трубача не позволили в полном объеме обследовать район, тем не менее я был приятно удивлен хорошей промысловой обстановкой. Вновь появилось много трубачевых кладок, а размерный ряд трубача поразил хорошей стабильностью и мог поспорить с продуктивными 2002 и 2005 годами».
Капитан КП «Вестерн Энтер- прайс» Д. Л. Губарев: «Нет никакого основания для снижения в ближайшее время ОДУ краба-стригуна опилио в Северо-Охотоморской подзоне. Обстановка по данному виду краба стабильная с небольшим всплеском улучшения в 2009 - 2010 годах».