Дети. Учитель. Семья. Будущее


Два дня в Магадане проходило традиционное областное педагогическое совещание. На нем педагоги и родители, представители заинтересованных ведомств, органов исполнительной власти, общественности включились в обсуждение важного вопроса «О задачах органов управления образованием, образовательных учреждений Магаданской области по защите законных прав и интересов несовершеннолетних». И после обсуждения мне показалось, что слова, которые вынесены в заголовок, должны стоять именно в таком порядке, ибо главные здесь - дети и о них как о будущем общества надо заботиться в первую очередь. А без них и взрослые не назывались бы родителями и не нужен был бы учитель…

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Дети и открыли совещание, их необычное приветствие оживило начало - на сцену поднялись нарядные школьники, и каждый от мала до велика высказал слова поздравлений с новым учебным годом. Потом с теплыми словами в адрес педагогов обратился заместитель губернатора Магаданской области А. В. Положиев. Он вручил дипломы победителям конкурса лучших учителей, среди которых - преподаватель физики магаданской гимназии № 24 Н. В. Савченко, английского языка из поселка Ола Н. Н. Храмцова; учителя начальных классов: Н. П. Ивина из магаданской школы № 15, М. Ю. Майор из Сусумана, Е. Г. Волошина из Усть-Омчуга; педагоги дошкольных учреждений: воспитатели магаданского детского сада № 38 И. П. Машкова и детского сада № 6 поселка Ола Н. И. Кондратьева, учитель-логопед детского сада № 1 г. Магадана М. А. Гуринович.

Это лучшие из лучших. Как и в прошлые годы, нынче определены 11 победителей областного конкурса на получение денежного поощрения среди учителей, а в список лучших педагогов дошкольного образования внесены 6 победителей.

«У СТРАНЫ НЕТ БУДУЩЕГО, ЕСЛИ МЫ НЕ ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ»

Сегодня в Магаданской области 11 тысяч малышей и 20300 детей от 7 до 18 лет. В новый учебный год нынче входят в 63 школах 15577 ребят, из них 1700 первоклассников. Как реализуется их право на доступное и качественное обучение? Анализ проблем соблюдения прав детей представила начальник Департамента образования администрации Магаданской области Т. А. Исаева. Она отметила, что существует разрыв между декларируемыми и реализуемым программами.

В области расширяются образовательные возможности в связи с введением новых форм и технологий обучения, здесь и углубленное изучение отдельных предметов, и введение интегрированных программ. Идет поиск новых форм обучения: так, в Магадане созданы школа для одаренных детей, лингводидактический и центр дистанционного обучения, действует целевая программа «Доступная среда». Но во многих районах нет условий для профильного обучения детей. А дистанционно обучались только 17 детей в Магадане, Сусуманском, Ягоднинском и Ольском районах.
Происходит укрепление материально-технической базы образовательных учреждений области, значительные средства выделяются на ремонт, обеспечение учебно-наглядными пособиями. Но еще многое предстоит сделать для создания безопасных и комфортных условий, сохранения здоровья школьников.

Серьезной проблемой остается профилактика социального сиротства, сегодня без попечения родителей остаются 1415 детей.
В области только 76 % детей охвачено дошкольным образованием. Тут решение проблемы видится в сокращении очередности за счет реконструкции и капремонтов зданий детсадов, развития новых форм дошкольного образования.

К обсуждению мер по защите прав детей пригласили не только педагогов и родителей, в разговор включились специалисты департаментов образования, здравоохранения, социальной поддержки населения. Говорили о социальной поддержке семей с детьми, защите прав несовершеннолетних средствами прокурорского надзора, об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности в образовательных учреждениях, профилактике правонарушений. Начальник управления организации охраны общественного порядка УМВД по Магаданской области полковник полиции А. М. Розет привел такие цифры: подростковая преступность в области из года в год колеблется в пределах 250 - 300 правонарушений. За 7 месяцев этого года она снизилась на 22 %, школьники совершили 46 преступлений, в основном кражи. В то же время наблюдается рост правонарушений в общественных местах и в состоянии алкогольного опьянения. К административной ответственности привлечены 300 родителей и 150 подростков.

В ходе работы развернулось несколько дискуссионных площадок по различным проблемам. Вопросы ставили неоднозначные: «Как помочь ребенку в кризисной ситуации?», «Открытость образовательного учреждения - это необходимость или потребность?». Одна из тем обозначена так: «Как учить и чему учиться?», она сегодня из наиболее актуальных. С вводом новых государственных образовательных стандартов многих интересует, какие же изменения произойдут. Об этом рассказали и экспонаты выставки «Модернизация региональной системы образования», где на стендах были представлены все образовательные учреждения области. Там же я прочитала цитату, отражающую суть обсуждения: «Каждый ребенок - это гражданин, который нуждается в эффективной защите государства, - утверждает уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Павел Астахов, - и у нашей страны нет будущего, если мы не защитим наших детей».

КОГДА МИРОМ ДЕТСТВА ПРАВЯТ ВЗРОСЛЫЕ

Необычно и закончился первый день педагогического совещания - большим родительским собранием. За «круглым столом» все желающие не поместились, пришлось потесниться, и Татьяна Александровна Исаева весело заметила: «Когда еще мы так тесно посидим с родителями!». Она рассказала, что региональный мониторинг в области показал высокую степень удовлетворенности родителей качеством образования. В то же время они не очень высоко оценивают преподавание отдельных предметов - химии, физики, английского языка. Медицинское сопровождение детей оставляет желать лучшего. И охват школьным питанием надо повышать. Но тут проблема общая, кадровая - не хватает учителей, медиков, школьных поваров, воспитателей, дефектологов и логопедов. Хотя есть примеры, когда приглашают педагогов из других регионов, и в этом году они уже прибыли в Сусуманский, Ягоднинский, Тенькинский районы. Обо всем этом говорили родители, поднимая разные проблемы. Например, о том, что в области нет диагностических центров для детей, которые рождаются с отклонениями. А психологическая помощь нужна не только детям, но и родителям.
Финансирование - еще одна наболевшая тема. Как заметила М. Н. Виноградова из магаданского детсада № 46, чем младше дети, тем больше хочется родителям обустроить им комфортную жизнь, создать все условия, обеспечить развивающими играми, канцтоварами. Как при этом избежать поборов? Идти только законным путем, а если кто-то и захочет сдать деньги, то только добровольно и без всякого нажима.

Разобрали и такую распространенную ситуацию, как тестирование или конкурсный отбор при приеме в школу. Понятно, что это недопустимо. Но многие родители, стремясь в престижные лицеи и гимназии, стараются подчеркнуть таким образом свою статусность. Сложившееся стереотипное мнение тяжело перебить, но, как заметила начальник Управления образования мэрии города Магадана С. Л. Колмогорова, выбирать надо не только школу, но и учителя.

- Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? - задала вопрос член управляющего совета школы № 1 г. Сусумана Т. А. Кондратьева и сама же на него ответила:

- Очевидно, не всегда и не во всем. Тогда как же мы - мамы, папы, бабушки и дедушки - можем повлиять на жизнь наших детей в школе? Только через органы общественного управления. Все вместе - учителя, ученики и родители - призваны решать такие важные вопросы, как привлечение и расходование средств, в каком направлении развивать школу, чтобы сделать ее успешной.

Ее поддержала член совета родителей муниципального образования «Город Магадан» О. В. Зюзина: «В образовании общество представлено семьей, и многие родители хотели бы участвовать в этом процессе. Но не знают, как это сделать. Наши предложения: обеспечить общественную поддержку образования, организовать работу по месту жительства и пропаганду опыта семейного воспитания через конференции, «круглые столы» для родительской общественности».

А представитель совета школы из Сеймчана О. А. Кленина предложила создать для родителей общественную приемную и свой сайт с обратной связью.
- Но надо двигаться дальше, - заметила заместитель начальника департамента образования Е. Н. Алексеева и предложила ознакомиться с проектом положения об областном совете родителей учащихся, воспитанников образовательных учреждений Магаданской области. До конца года пройдут районные и городские конференции, на которых изберут делегатов в областной совет родителей, и этот коллегиальный орган в составе 15 человек станет общественным помощником в совершенствовании условий образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, защиты прав и интересов обучающихся.

НА ПОРОГЕ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

Во второй день на пленарном заседании большого педагогического совещания презентовали комплекс мер по модернизации общего образования в Магаданской области. В ее основе - приоритетный национальный проект «Образование» и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». И как отметила начальник департамента Т. А. Исаева, реализуемые с 2006 года меры привели к определенным результатам. Разработана оптимальная методика расчета субвенций с учетом особенностей и возможностей региона, что позволило повысить норматив подушевого финансирования муниципальных образовательных учреждений на 67 % по сравнению с 2006 годом, сегодня он составляет 75,3 тысячи рублей на одного ученика в год.
Введенная с 1 сентября 2009 года новая система оплаты труда педагогических и руководящих работников позволила увеличить заработную плату на 10 %. Сейчас зарплата учителей в среднем составляет 21,5 тысячи рублей. А с 1 сентября этого года предусмотрено ее повышение, средства на эти цели уже утверждены в областном бюджете. Теперь стоит задача приблизить размер заработной платы учителя к средней в экономике региона, но это будет возможно к концу 2013 года.

В рамках модернизации укрепляется материально-техническая база школ. В этом году на эти цели израсходовано 30 млн. рублей из областного и федерального бюджетов, столько же планируется на будущий год. Удельный вес школ, имеющих современное учебное оборудование, увеличился с 10 до 70 %, а доля обучающихся с его помощью школьников возросла с 13 до 62 %. Но электронный документооборот используют только 15 % образовательных учреждений. И только 20 % школ имеют свои сайты.

В то же время по стандартам нового поколения в течение 2011 - 2012 годов необходимо создать условия для использования электронных учебников, дневников.

В рамках областных, федеральных, муниципальных программ планируется реконструкция школьных зданий в поселках Омчак и Тополовка, капитальный ремонт школы-интерната № 12 в Магадане, строительство спортивного зала в школе поселка Гижига.

Закончилось областное педагогическое совещание обсуждением новой редакции проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в ходе которого поступили дополнения и предложения наших педагогов. Несмотря на разные высказывания, общим мнением стало то, что новый закон необходим. С ним связаны надежды на серьезные изменения, на построение образования, позволяющего с уверенностью смотреть в будущее.
Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"









Колымские колонки