Вроде бы магаданский потребитель стал более продвинутым по части отстаивания своих прав, но и продавцы не дремлют и создают все более изощренные способы получения большей прибыли. На что нужно обращать внимание, предупреждает «Комсомольская правда».
За кассирами глаз да глаз
Когда у нас появились первые супермаркеты с системой штрих-кодов, все почему-то решили, что теперь-то обманывать покупателей никто не сможет. А вот фигушки! Самый простой пример: в чеке вместо половинки белого хлеба за 14 рублей, который вы и купили, отмечено «хлеб бородинский» по цене 28 рублей. Мельком взглянув на чек, ошибку заметить трудно. Все дело в том, что компьютер-то не ошибается. А вот программируют его «знающие» люди. Специалисты-компьютерщики рассказывали, как в некоторых супермаркетах «подправляются» установленные программы – например, таким образом, чтобы при покупке на определенную сумму, каждая последующая покупка уже другим покупателем увеличивалась на 1-1,5 % - это почти не заметно, а уличить в обмане вообще невозможно: «Ой, это у компьютера сбой какой-то».
Но чаще бывает так, что берете вы товар по одной цене (как на ценнике), а компьютер пробивает его по другой, более высокой. Кассир упирается: «Ничего не знаю, настоящая цена вбита в компьютер!». Нет, уважаемая, настоящая цена на ценнике. Как говорят специалисты отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора по Магаданской области, ценник и только ценник является основным документом, который регулирует отношения между продавцом и покупателем. Более того: вы даже можете потребовать продать товар по той цене, что указана на витрине. Главный совет, который дают специалисты в этом случае: не шуметь и не ругаться, а спокойно сделать фото кассового чека с одной ценой и фото ценника на этот же товар на витрине. С этими документами и заявлением вы можете обратиться в отдел по защите прав потребителей, чтобы доказать свою правоту.
На днях покупаю в магазине 2 бутылки газировки. Кассир берет с меня, округляя, почему-то на 20 копеек больше. Сумма, конечно, ерундовая. Но я прошу чек – и вижу: туда вбиты скидочные проценты, и реальная стоимость моей покупки на 6 рублей ниже! И на мой вопрос о скидках кассир, не меняя выражения лица, без слов и объяснений дает сдачу.
Все дело в том, что некоторые магазины в определенные дни (конкретный день недели, праздник и т.д.) делают скидки от 5 до 7 %, либо устанавливают небольшую скидку на товар, у которого через неделю истечет срок годности - мелочь, но покупателей привлекает. А хитрые продавцы умалчивают об этих скидках, а разницу кладут в свой карман.
- Да, к нам действительно чаще всего поступают жалобы как раз по поводу обсчета, - подтвердила «КП» ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Магаданской области Маргарита Пинчук. – В связи с этим хочу обратить внимание на следующее: во-первых, продавцы не имеют права брать с вас даже на 20 копеек больше – это является обсчетом. Во-вторых, вам всегда должны давать чек, и, в-третьих, лучше будет, если вы его проверите. А еще лучше, если вы в процессе покупок будете вносить сумму каждого наименования в калькулятор (скажем, в сотовом телефоне) – это актуально, если вы делаете много покупок сразу. Если вы решили обратиться с заявлением в суд или в наш отдел, лучше будет сначала сделать подтверждающие ваши слова фотографии.
Фарш «для животных» и икра «для рыбалки»
Многие, наверное, обратили внимание: в мае-июне купить красную икру было практически невозможно. На ту, что продавалась, было столько жалоб, что на некоторых продавцов даже были возбуждены уголовные дела. И тут совсем недавно, на одном из городских рынков выстроились в ряд контейнеры с красной рыбой по 150 рублей за 250 граммов, надпись на ценнике гласила: «икра для рыбалки». Подобным образом продают и совершенно непригодный в пищу мясной фарш – с уценкой и надписью «кормовой для животных». Или, скажем, гнилые помидоры с надписью «для аджики». Выходит, если стоит предупреждающая надпись, продавать можно все, что угодно?
- Это не совсем так. По санитарным нормам реализовывать испорченные продукты, продукты с истекшим сроком годности, гнилые фрукты-овощи или с нарушением целостности кожуры запрещено, - пояснила «КП» Маргарита Пинчук. – Если же предприниматель планирует использовать какие-либо пищевые продукты, скажем, с истекшим сроком годности и указать, что эти продукты годны только на корм животным, то ему необходимо взять соответствующее ветеринарное заключение. Без него продавать продукцию, даже со значительной уценкой запрещено.
Плесневелые помидоры, скрытые под пленкой
Судя по обращениям в Роспотребнадзор, с овощами-фруктами в нашем регионе прямо проблема. Как оказалось, даже заморозку качественную купить и то не получается: практически во всех аккуратных пакетиках с вишней-клубникой и овощными смесями прощупывается лед и снег – первый признак многократной разморозки и заморозки. По словам нашего консультанта Маргариты Пинчук, правила СанПин запрещают продавать «дефростированную и повторно замороженную продукцию», такой продукт теряет все полезные свойства и считается некачественным. Обнаружив такие пакеты в супермаркете или магазине, оставьте информацию об этом в Книге отзывов – не исключено, что владельцы торговой точки даже не в курсе, что продавцы в их магазине повторно выкладывают, например, размороженную по их вине заморозку.
Со свежими овощами-фруктами все еще сложнее.
- Взяла вчера в супермаркете три помидорки на подложке под пищевой пленкой, – возмущалась как-то наша коллега, - открыла дома и вижу, что с обратной стороны помидорных бочков – плесень. Самое интересное, что сначала я попросила дать мне пакет и дать самой выбрать овощи в коробке, но продавец мне долго объясняла, что она не сможет вытащить мне ящик, что нет грузчика, что вообще – «берите на подложке, все свежее и уже взвешенное». Это же как «грамотно» они все придумали!
И правда: точно так же упаковывают по одному в пищевую пленку огурцы, на подложку выкладывают сладкий перец и даже клубнику! Насколько разрешено правилами торговли упаковывать свежие продукты в пищевую пленку, которая грамотно камуфлирует испорченный продукт и где, по идее, «задыхаются» даже качественные овощи-фрукты?
- Что касается данной фасовки продуктов, то она не запрещена, - комментирует ситуацию Маргарита Пинчук. – Другое дело, что каждый пищевой продукт должен храниться в соответствии с нормативными документами (ГОСТом, СанПином и т.д.) при определенной влажности и температуре. И покупателю никто не должен препятствовать самому выбирать продукты. Ну а что касается продажи плесневелых продуктов, тут очевидно нарушение санитарных норм и правил торговли. Потребитель имеет право вернуть назад и потребовать деньги за некачественный продукт. Также стоит оставить информацию в Книге отзывов и предложений.
Анна САВИЦКАЯ.