Эффективность работы по выполнению прав ребенка в детском саду и семье во многом зависит от правильной организации этой работы в дошкольном учреждении.
Первостепенными являются вопросы понимания проблемы, отношения к ней как членов педагогического коллектива, так и родителей.
Работа в этом направлении в детском саду № 3 началась с тестирования воспитателей. Педагогам были предложены разные стартовые диагностические методики. Понятно, что формирование правового сознания у детей, реализация нормативно-правовых норм только силами детского сада невозможны, поэтому интересно было увидеть, какую цель перед собой ставит каждый член педагогического коллектива в отношении участия родителей в этой работе.
В детском саду проведен опрос, в результате которого выявлены следующие результаты: из 20 воспитателей у 17 выявлена положительная позиция, то есть установка на содружество, у 3 - отрицательная («хочу, чтобы родители делали то, что просят педагоги, прислушивались к советам и просьбам»). У педагогов отмечаются слабо развитые качества и навыки: уме-ние убеждать указали 6 человек, стрессоустойчивость и выдержку - 9, саморегуляцию своего состояния, поведения, умение верно оценить общение с родителями, наметить пути преодоления трудностей и непонимания - 5.
Далее педагогам было предложено изучить Конституцию РФ, Конвенцию о правах ребенка, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об образовании» и другие нормативно-правовые акты. После ознакомления с ними воспитателям вновь была предложена анкета. Ее результаты таковы: 75 % педагогов ответили однозначное «да» на вопрос о том, необходимо ли знать содержание правовых документов, однако остальные не определились. Порадовало то, что у 80 % ответ на вопрос, зачем нужны подобные знания, носил конструктивный характер («для реализации их в работе с детьми и родителями»), остальные же ответили общими фразами, хотя в них тоже выражалась положительная позиция.
Основная задача следующего этапа работы - информирование родителей о правах ребенка. Проводились такие мероприятия, как диспуты, общее родительское собрание «Учимся, играя вместе», широко использовалась стенная печать, папки-передвижки, наглядная агитация, листовки. Большое значение имела совместная деятельность мам и пап с детьми. Так, были оформлены выставки детского рисунка «Вот как я играю дома» и «Моя семья», плакатов на тему «Защитим наших детей от…», проведены совместные праздники «Мы - мужчины», «Мамин день».
Что касается работы с детьми, то здесь педагоги столкнулись с рядом проблем. Например, какие именно статьи и права могут быть реализованы в дошкольном учреждении, как понятно изложить детям их содержание и смысл каждого права и через какие формы работы донести до дошкольников эти знания.
В процессе коллективного обсуждения была выбрана модель интеграции правового материала через различные виды деятельности с детьми - традиции, занятия, игры, праздники, развлечения, театр, художественно-продуктивный труд.
Стоит подчеркнуть, что соблюдение прав ребенка проходит через все моменты пребывания ребенка в ДОУ. Детский сад дает возможность, к примеру, в достаточной мере обеспечить соблюдение права ребенка на сохранение и укрепление здоровья. Результаты анкетирования, проведенного в средней группе, показали, что на вопрос о том, какого человека можно назвать здоровым, 70 % детей ответили: «Кто не болеет». Заботу о здоровье они видели в приеме таблеток, употреблении в пищу лука и чеснока. Анализ четко выявил, что дети не осознают важности заботы о своем здоровье и не знают, как конкретно это делать.
Выявленная проблема потребовала углубленной работы с детьми. Подача информационного материала осуществлялась через познавательные занятия и мероприятия. Последующее диагностирование детей показало, что у них появился достаточный запас информации о здоровье и здоровом образе жизни.
В заключение хочется отметить, что работа педагогов по реализации мероприятий, направленных на защиту прав и достоинства семьи, способствует выполнению законодательства в учреждении, координации усилий семьи и детского сада, соблюдению прав ребенка, защите его от всех форм жестокого обращения.
Светлана БОРЗУНОВА,
заведующая МДОУ № 3.