Перевернувшийся в черте города наливняк мог стать причиной экологической катастрофы
Больше тонны солярки пролилось на дорогу возле перекрестка Речной и Транспортной. Угроза серьезного пожара, страшного ДТП, возможная экологическая катастрофа – и все в одном несчастном случае.
От огня да в полымя
Произошел неприятный случай вечером во вторник, 21 июня, когда многие магаданцы уже возвращались домой после рабочего дня. На автостоянке, что на повороте в сторону Пионерного, переливали топливо из наливняка в цистерну. При переливе бак опрокинулся и солярка из горловины фонтаном полилась во двор.
По ручейкам соляры лихо пролетали автомобили, по словам очевидцев, на масляной поверхности выписывал пируэты КамАЗ, пошедший на обгон. К счастью, большегруз только развернуло на полотне, столкновения с другими авто не произошло.
Топливо еще выливалось из многотонного бака, когда на место происшествия прибыли сотрудники МЧС, чуть позже подоспели специалисты Росприроднадзора. Следом за ними - городские службы.
По градации эмчеэсников, приключившееся попадает под разряд происшествий, на большее не тянет. Хотя сложись обстоятельства немного иначе, впору было бы говорить о ЧП. Ведь на автостоянке были припаркованы тяжелые автомобили, те же наливняки, лежат покрышки… Одним словом, пыхнуло бы знатно, да и дымовой эффект был бы обеспечен.
Чтобы избежать подобного сценария развития событий, сотрудники МЧС решили перестраховаться. Пригнав два пожарных расчета, пожарные не стали дожидаться возможного возгорания и начали смывать топливо с дороги.
Чуть позже к спасателям присоединились специалисты ГЭЛУДа и КЗХ. Они начали сбор загрязненной почвы и оставшейся солярки. Так как в городе нет специальных абсорбентов для связывания нефтепродуктов, то в ход пошел песок. Им городские службы засыпали дорожное полотно, а затем вывозили его на свалку. Порядка 30 кубов пропитанного соляркой грунта теперь захоронено на магаданском полигоне.
Ликвидация последствий разлива продолжалась до полуночи.
Хоть к устранению последствий и приступили довольно оперативно, сначала размывали по дороге, а потом собирали солярку всем миром, ее попадания в реку избежать не удалось. А вот это уже куда хуже.
А была ли экологическая угроза?
По наблюдениям ответственного дежурного магаданского Росприроднадзора Николая Алексеевича Ижовкина, присутствовавшего на месте ЧП, разлившееся дизельное топливо с начало попало в придорожный ручей, а затем в р. Магаданку и следовало вниз по течению реки.
Уже тем же вечером солярка из Магаданки плавно перетекла в воды бухты Гертнера
Только в Магаданку стала заходить на нерест рыба, что немало радовало горожан, как тут такое. Рыбаки поговаривают, что о горбуше, кете и мальме в водах городской речки можно будет забыть на ближайшую пару лет.
Для того, чтобы реально оценить последствия, надо знать, сколько же дизтоплива вылилось на самом деле. А в этом вопросе ясности при устранении аварии не было. Владелец наливняка говорит, что около тонны, очевидцы происходящего уверены, что намного больше. Специалисты задействованных в сборе соляры ведомств в один голос утверждают, что вылилось из цистерны порядка пяти тонн дизтоплива, хотя есть предположение, что и поболе – где-то около 8 тонн. Впрочем, сколько же все-таки топлива успели залить в цистерну и сколько из нее вылилось, – теперь предстоит выяснить следствию.
Старший госинспектор Росприроднадзора по Магаданской области Владимир Осинцев пояснил, вред от произошедшего – минимальный, лосось произошедшего даже не заметит.
Во-первых, рыба в реку еще не зашла, а к тому моменту, как начнется нерестовый подход, от дизтоплива в реке останется только воспоминание.
Во-вторых, хорошо, что разлилось дизтопливо, а не нефть. Даже небольшое попадание сырой нефти было бы губительным для большинства обитателей морского дна, рыбы, морских млекопитающих.
В подтверждение того, что солярка в таких объемах большого вреда экологии не причинит, специалисты Росприроднадзора привели такой случай из своей практики. Три года назад на 223 километре трассы произошло ДТП, тогда разлилось 15 кубов дизтоплива. Сейчас никаких внешних следов произошедшего не найти, лунным пейзажем даже не пахнет. Трава, деревья на месте разлива ничем не отличаются от растущих по соседству.
Тем не менее, более точный вывод о последствиях для экологии дадут лабораторные исследования проб воды из Магаданки. К слову, первые замеры были взяты еще в среду утром, спустя полсуток после приключившегося. Повторные пробы отбирались спустя неделю.
Первые замеры показали, что предельно допустимая концентрация нефтепродуктов была превышены в 9 раз. На следующий день содержание солярки значительно сократилось. Впрочем, как показывают исследования, содержание нефтепродуктов в Магаданке и без «вклада» автостоянки - выше нормы.
Надежда на авось?
Но как вообще такое могло произойти? На этот вопрос ответил сам предприниматель, которому принадлежит злополучный бак. Его фамилию озвучивать не буду по этическим соображениям. В беседе по телефону пояснил, что на стоянке был припаркован полуприцеп с аварийной бочкой.
«Стали переливать топливо из восьмикубового заправщика (аварийного) в пустую бочку (цистерну от прицепа – прим. ред.) – сказал мой собеседник. - При переливе подломилась опорная лапа. Бочку быстро подняли. Вылилось не больше одного куба дизтоплива. Рассчитывали собрать пролившееся своими силами, а тут подъехали пожарные».
Как поясняют очевидцы, причина кульбита вполне предсказуема. Бак, в который перекачивали солярку, опирался на одно колесо, остальные три ему заменяли пустые металлические бочки и колонны из покрышек. Крайне ненадежная конструкция и привела к перевороту цистерны и разливу.
К такому развитию событий никто из участников перекачки топлива готов не был.
Поиск виновных
«При первом беглом осмотре стало ясно, что на стоянке не было условий для содержания топливозаправщиков, нет ни песка, ни других средств для тушения пожаров, - пояснил начальник отдела ГО и ЧС мэрии Магадана Олег Аверьянов. – Верен этот вывод или нет, покажет последовавшая проверка. Тем не менее, на заправках должны быть сорбенты для сбора топлива, хотя бы песок, средства для тушения пожаров».
И это при условии, что число наливняков, перевозящих горючее, расположившихся на этой стоянке, перевалило за десяток. Наверное, именно осознавая возникший при разливе солярки риск, в ее сборе уже после приезда пожарных расчетов и городской спецтехники непосредственное участие принимали и сами сотрудники автостоянки. Собственно говоря, наверное, по этой же причиной спасатели и пожарные пренебрегли угрозой экологического загрязнения и стали смывать топливо водой.
Теперь хозяину автоцистерны грозит немалый штраф, по предварительным данным, в размере порядка 40 тысяч рублей, а также оплата услуг семи единиц техники ГЭЛУДа и КЗХ, которые собирали солярку до полуночи. Свой вердикт еще вынесут экологи. Сейчас предприниматель завяз в проверках, комиссионных сборах проб воды из Магаданки, документах. Одним словом, головной боли ему хватает и еще не известно, в какую копеечку ему влетит эксперимент с топливом в городской черте.
Пока оценить действия спасателей и пожарных как благо или зло для себя лично он не может. Предприниматель полагает, что не вмешайся сотрудники МЧС, попадания в воду можно было бы избежать.
Одним словом, ЧП плавно вышло на следующий уровень – поиск виновных и поощрение непричастных.
Но пока неизвестны результаты проб воды из Магаданки и ведется расследование ситуации, говорить, чьи действия привели к загрязнению реки нефтепродуктами не приходится.
Стоянки – на проверку
Официально, подобные происшествия происходят с завидным постоянством, примерно, раз в два-три года. Так, например, в 2007 году на 49 километре основной трассы перевернулся наливняк, топливо попало в реку. До этого аналогичная ситуация произошла на Марчекане, где пополам сложился заполненный под завязку заправщик, топливо потекло в воды бухты. Как поясняют сотрудники Магаданского Росприроднадзора, аналогичные случаи происходят по всей трассе – техника-то бегает по дорогам старая, на грани фантастики.
Интересно, если это – официальная статистика, то неофициальная какая? Сколько всего вылито-залито-закопано по трассе и в бухтах?
В приключившемся есть только один положительный момент. Неприятное событие на перекресте Транспортной и Речной послужит для городского отдела ГО и ЧС основанием для обращения в федеральное ведомство и в прокуратуру с инициацией рейдов по магаданским автостоянкам.
«Может, хоть территорию вокруг реки приведут в порядок, – выразил свое пожелание Владимир Осинцев. - Автобазы, личные гаражи, складские площади – они могут причинить куда более существенный вред как реке, так и бухте, чем произошедший разлив солярки».
Лидия ДЛИННЫХ