Запасаемся на зиму.


Этот год в Магаданской области - рыбный! Конечно, все рыбаки устремляются на лицензионные участки, чтобы заготовить себе как можно больше лосося. В период путины они себя чувствуют настоящими кормильцами, поскольку как потопаешь (как половишь рыбу, имеется в виду), так и полопаешь в течение всего года.

В минувшие выходные на рыбалку отправился и мой муж. Какие у него были впечатления от рыбалки этого года, и какой получилась наша "рыбная арифметика" для семейного бюджета, я и хочу рассказать.

Вообще, подготовка к рыбалке - это особый ритуал. Надо собрать мужика, снабдив его съестным, дать запасные носки, брюки и прочую одежду, приготовить съестное - бутерброды, конечно же, бутылку водки, с которой сваренная на берегу моря уха считается вкуснее.

Растраты все же небольшие, но рублей триста-четыреста на "съестное"уходит.

Хотя, каждый раз именно на эти расходы стараешься обращать меньше внимания - ведь что дома, что где-нибудь на воздухе все равно нужно питаться.

Но одно дело - накормить себя, а другое - машину. На заправку "железного коня" надо "выбросить" примерно пятьсот рублей, чтобы благополучно, имея запас топлива, добраться до лицензионного участка и вернуться также благополучно обратно. Кроме того, муж смазывает гайки машины при поездке на море солидолом.

Иначе, если на гайки попадет соленая вода, они потом так "прикипят", то при ремонте их невозможно будет открутить. Словом, на то, на се уходит порядка тысячи рублей.

Обычно муж ездит на рыбалку на Нюклинскую косу. Во всяком случае, так было в прошлом году. Пару раз он пытался порыбачить в прошлом году в бухте Гертнера, где тоже есть лицензионный участок, и хоть туда дорога ближе, многие рыбаки рвутся именно на Нюклю (примерно 30 км от города), которая более богата на улов в "безрыбные" годы, а что уж говорить про рыбные.

Надо сказать, что муж заранее решил купить лицензию -за неделю, отправившись в Охотскрыбвод на улицу Гагарина, чтобы можно было "отловиться" в выходной день, а именно в субботу. И покупая лицензию (ее еще официально называют путевкой) в четверг, он забрал последнюю.

Мужчина, стоявший за ним в очереди, был страшно разозлен, говорил, что на выходные дни надо выписывать больше лицензий, потому что в будни из-за работы невозможно вырваться на рыбалку.

Выписывающая путевки девушка лишь пожала плечами и предложила очереднику приобрести разрешительную бумагу на любой из будничных дней. Мужчина лишь выматерился и ушел восвояси.

Надо сказать, что муж при покупке лицензии был удивлен - кроме этого документа надо было заплатить еще минимум за пять хвостов, а иначе, как ему пояснили, путевку не будут выписывать. Раньше как было: берешь лицензию и едешь на сам разрешительный участок для рыбаков-любителей. .

И там, уже на месте, платишь за выловленные хвосты - за пять, десять, двадцать, словом за столько, сколько Нептун подарит . У выписывающей путевые листы девушки муж поинтересовался: "Скажите, если я заплачу за сто хвостов, а поймаю только пятьдесят, вы мне обратно деньги вернете за непойманный лосось!".

Но девушка категорично покачала головой. Тогда муж решил заплатить только за пять хвостов, думая, что за остальные, если поймает больше, заплатит на самом лицензионном участке.

Рассуждал-то он правильно, потому что никто никому не хочет лишние деньги дарить, в том числе платить за не-выловленные хвосты, если не считать те пять, которые являются "обязаловкой" при выписке лицензии.

Но все же муж просчитался, если говорить о "рыбной арифметике". Чиновничья хитрость для рыбаков- любителей заключается вот в чем: если уже на самом лицензионном участке ты вылавливаешь больше тех хвостов, за которые заплатил вместе с лицензией, то надо покупать новую лицензию! Вторую, представляете!

Словом, получилось следующее: одна лицензия стоит сто рублей, за каждый рыбий хвост надо заплатить двенадцать рублей. То есть изначально муж заплатил за лицензию и "в связке" с ней за пять хвостов 160 рублей.

А поскольку рыба на Нкжле, как говорится, перла косяками и улов предполагал быть большим, пришлось уже у самих рыбинспекторов, работающих на участке, по их требованию покупать еще одну лицензию. То есть еще сто рублей пришлось выкинуть непонятно за что, а вернее, за то, чтобы можно было продолжить рыбалку.

Надо сказать, что муж ездил в компании своего брата, который является ветераном локальных боевых действий (он воевал в Чечне). Но ни в самом Охотскрыбводе, ни на лицензионном участке льготные лицензии для ветеранов локальных войн не выписывают.

Везде говорили, что субсидий на льготные лицензии в этом году никто не выделил, их получают только ветераны Великой Отечественной войны. Поэтому, брат мужа скромно положил "корочки" ветерана боевых действий обратно в карман.

Отмечу, что Нюклинскую косу муж знает как свои пять пальцев. Там, на бережке, недалеко от Памятника, из года в год стояли инспекторские домики. Но в этом году муж их там не обнаружил. Оказывается, надо было еще несколько километров проехать вперед, где и находился нужный участок.

Причем ехать пришлось наобум, потому что не было достаточно указательных знаков для тех рыбаков, кто впервые приезжает на лицензионный участок. А в пути до него идет много развилок - и не знаешь, на каком повороте свернуть (и пару раз сворачивали не туда).

Не был как следует обустроен и сам лицензионный участок, который спустя час рыбаки - муж и еще несколько водителей, тоже "потерявшие след", -нашли.

- Ищи-свищи этот участок! Неужели жаль картона, чтобы указатели поставить к участку? - со злостью, вспоминая этот эпизод, рассказывал мне муж. Он также сказал, что не разбиты по номерам и сами территории лицензионного участка для каждого рыбака.

- Ведь по правилам как должно быть: вбиваются пронумерованные столбики и под каждым номером рыбаки и становятся. - говорил муж. - А здесь сам обосновываешься, причем так, чтобы не мешать тем, кто по соседству от тебя рыбачит. А в выходные всегда многолюдно.

На мой взгляд, инспектор должен показывать, где "швартоваться" рыбаку, но такого не наблюдалось. Здесь все рыбаки, так сказать, сами с усами. Самоорганизованными все должны быть - не ругаться друг с другом, а спокойно размещаться.

Успокаивало то, что в любом случае места всем должно хватить, потому что сам участок большой и лицензий всегда выписывается определенное количество.

Приехали на место муж и его брат поздно вечером в пятницу, то есть за ночь до лицензионного лова. Так, накануне, обычно и выезжают рыбаки, чтобы изучить место, на котором предстоит ловить рыбу, надуть лодку, разбить палатку, словом, как следует подготовиться. И как можно раньше утром уже стартовать.

Что касается самого процесса рыбалки, то она была очень короткой - на удивление даже рыбакам с многолетним стажем. Если сами приготовительные мероприятия занимали чуть ли не сутки, учитывая домашние хлопоты, то ловля рыбы продолжалась от силы... два часа.

У некоторых рыбаков ловля занимала и того меньше - всего час, за который сразу они вылавливали подвести хвостов! Они тут же сворачивали сети и уезжали, говоря, что хоть и богат улов, но "кайфа" от самого процесса рыбалки не получили.

Муж тоже закинул сеть и потом на лодке ее проверял. Можно было с лодки видеть как рыба "прет!".

С одного конца сети застрявшую в ячейках рыбу вытаскиваешь, а пока до другого конца сети доплываешь (примерно десять - пятнадцать метров), уже на проверенной стороне снова нацеплялось рыбы - как груш на деревьях. Азарт, адреналин!

Но куда кучу рыбы девать? Много рыбин, попадавших в сеть сверх "лимита", приходилось снова отпускать в море.

В общей сложности муж и его брат Николай наловили 60 хвостов, вернее сказать, решили, что надо на этой отметке остановиться, потому что можно было и сто горбуш наловить, и двести. Но ведь за каждую рыбину надо платить по двенадцать рублей.

Муж взял себе из этого улова 25 штук, а остальные - брат, который рассчитывал часть улова раздать родне. Словом, рыбалка, не успев начаться, уже закончилась. Не помешали в этом процессе и нерпы, которые подплывали к сетям и пировали на глазах у рыбаков, наблюдавших за ними с суши.

Эти хитрые морские создания предпочитают из сетей рыбу доставать, а не самостоятельно ловить. Животные раскусили, что так легче охотиться. За это нерп с их красивыми усиками зовут усатыми браконьерами. Эти браконьеры в этом году жируют на славу. Для них еды-завались.

Интересно, что некоторые женщины ловили рыбу в заливчике Нкжпинской косы... сачками, а ряд мужиков то ли для прикола, то ли для выброса адреналина - и вовсе голыми руками. Увидеть горбушу легко: ее хребет в неглубокой протоке можно издалека увидеть.

Особенно красивы горбыли - они крупнее \л горбы у них с заметным серебристым отливом.

Итак, вернемся к "рыбной арифметике". Получается, за пять хвостов муж заплатил заранее. Поэтому ему надо было заплатить еще за двадцать В итоге в общей сложности он выложил сначала 160 рублей, затем 100 рублей (еще за одну лицензию) и 240 рублей. Итого: пятьсот рублей за оформление документов.

На оборотной стороне путевки (лицензии) ставится печать и количество вывозимой с участка рыбы. При выезде с лицензионного участка рыбу пересчитывают люди в камуфляже и с автоматами.

Но как рассказывал муж, все равно некоторые рыбаки правдами и неправдами стараются вывозить часть рыбы нелегально. Мешки с рыбой контролеры оценивают на глаз, а не считают каждую рыбку. Но это уже дело инспекторов.

Но все же водителя с рыбой могут тормознуть на посту ГАИ и проверить еще раз -сколько рыбы вывезено и за сколько заплачено согласно документам, которые надо иметь при себе до конца пути.

Наша семья, как правило, много горбуши не заготавливает- в основном, если мы и ловим, то жарим-парим ее, а на долгую зиму не засаливаем. На засолку лучше идет кета - у нее мясо пожирнее, повкуснее и хранится она лучше, хотя многие и горбушу рады заготавливать бочками.

И икру мы тоже предпочитаем кетовую, поэтому муж на рыбалке старался больше брать именно горбылей-самцов. Так что впереди у нас еще и "кетовая" рыбалка, которую мы с нетерпением ждем. Во сколько она обойдется, не знаю. Думаю, тоже недешево, но в то же время, наверное, она будет не дороже, чем на рынке.

Если не учитывать "едовые" и транспортные расходы с оплатой бензина, а только разрешительные документы на рыбалку, то каждая из выловленных мужем рыбин обошлась в 20 рублей. На рынке хвост горбуши стоит35-40рублей.

Аесли бы нашей семье не пришлось два раза приобретать путевку (лицензию), то оформление документов на выловленную партию горбуши в 25 штук обошлось бы не в 500, а 400 рублей.

Так что, когда вы покупаете путевку, отправляясь на лицензионный участок, то рассчитывайте сразу - сколько вам надо поймать хвостов, потому что в рыбный год все равно не прогадаете.

Два часа, а то и всего один час рыбалки могут весь год кормить - главное, засолите пойманную горбушу правильно.

Если же погонитесь за дешевизной и заранее заплатите, как получилось у нас, всего за пять хвостов, то просчитаетесь. Лучше те же сто рублей пусть пойдут на почти восемь хвостов, нежели на вторичное приобретение лицензии.

Раз нам поставлены такие чиновничьи сети, значит, надо уметь из них выпутываться с минимальными затратами. Так что удачной и главное - экономной рыбалки.

Конечно, многие рыбаки говорили, что в рыбный год, когда сама рыбалка занимает несколько часов и приносит богатый улов, стоило бы выдавать лицензии не на день (с 6 часов утра до 8 вечера, как гласят правила), а напять-десять часов.

И чтобы можно было и платить за такую путевку в два раза меньше. И уж, конечно, огромная просьба такая: вторично лицензия не должна выписываться - нужно только платить за сами выловленные хвосты. Только навряд ли кто-то прислушается к таким пожеланиям и просьбам

Анжела Ударцева
"Северная надбавка"









Колымские колонки