Год назад газета «Колымский тракт» уже поднимала проблему безопасности пассажирских перевозок легковым автотранспортом на пригородных и междугородных маршрутах. В материале сообщалось о двух ДТП по вине водителей микроавтобусов, следовавших из Сусумана в Магадан, в результате которых по* гибли они сами, а также трое пассажиров.
Журналистка выяснила, что телефоны, по которым пассажиры делали заявки, принадлежали несуществующей фирме - по данным на конец 2008 года, в Управлении государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не было зарегистрировано ни одного частного предприятия, работающего на междугородных линиях. А раз не зарегистрированы, Управление не вправе их контролировать. Так же как и не прошедших регистрацию индивидуальных предпринимателей, гоняющих по трассе микроавтобусы с пассажирами не слабее лихих «джипарей».
Но кто-то ведь должен контролировать междугородные перевозки} Кто-то из ответственных лиц задается вопросом: разве можно возить ЛЮДЕЙ на столь огромные расстояния, имея СДЕЛЬНУЮ зарплату? Или мы будем хоронить людей именно из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением?
На мои вопросы ответил в интервью руководитель Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Владимир Голояд.
- Владимир Иванович, прежде всего хотелось бы узнать подробности крупной аварии, которая произошла 1 августа нынешнего года на 293 километре федеральной автодороги «Колыма». По-моему, содрогнулась не только Магаданская область - информацию об этом дорожно-транспортном происшествии передали все центральные телеканалы России.
- Да, это ДТП с особо тяжкими последствиями - погибли семь человек и восемь были ранены. Позже в больнице скончался еще один пассажир.
3 августа ГИБДД УВД по Магаданской области направило в адрес нашего Управления официальную информацию о ДТП. Из этой информации следовало, что индивидуальный предприниматель Александр Михайлович Зарецкий, управляя принадлежащим ему автомобилем «Тойота-Хайс», двигался из Сусумана в Магадан. Но, не убедившись в том, что полоса движения, куда он намеревался выехать, свободна, совершил столкновение с таким же микроавтобусом, которым управлял Сергей Юрьевич Полуэктов .ч вез пассажиров из Магадана в Омсукчан. По информации ГИБДД, он работал в такси ООО «Барс».
С целью проверки деятельности обоих предпринимателей мы направили запросы в подразделения налоговой службы, директору 000 «Барс», в ГИБДД.
Оказалось, что Зарецкий действительно зарегистрирован в Магадане как индивидуальный предприниматель. А вот Полуэктов, как сообщил нам директор частного предприятия, в 000 «Барс» никогда не работал, и оно не осуществляло и не осуществляет пассажирские перевозки по маршруту Омсукчан - Магадан - Омсукчан. В налоговой службе Полуэктов был зарегистрирован как физическое лицо, имеющее объекты налогообложения, индивидуальным предпринимателем не являлся, а 28 ноября 2006 года снят с учета в связи с изменением адреса места жительства на город Ангарск Иркутской области.
Удивили нас, мягко говоря, и ответы из ГИБДД: оба автомобиля прошли техосмотр как транспортные средства физических лиц. И страховые полисы им такие же были выданы - без особых отметок об использовании автомобилей в качестве такси.
Вот, к примеру, какой ответ пришел нам от начальника ГИБДД ОВД по Омсукчанскому району В.В. Дрозда: «Сообщаем, что талон технического осмотра на автомобиль «Тойота Хайс» был выдан СЮ. Полуэктову 27 апреля 2010 года как физическому лицу. Данных о сроке действия талона ТО в ГИБДД нет. Страховой полис СК «Росгосстрах», представленный на техосмотр, действителен до 10 июня 2010 года, без записей в особых отметках об использовании автомобиля в качестве такси». И что, в таком небольшом поселке, как Омсукчан, гаишники не знали, что Полуэктов занимается пассажирскими перевозками?
Все выявленные нами факты говорят о том, что оба водителя осуществляли эту деятельность незаконно. Вот и случилось то, что случилось. Они не были зарегистрированы и в нашем Управлении, а Федеральным законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в том числе и пассажирских перевозок таксомоторами) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с 1 июля 2009 года.
- Ну а главы муниципальных образований районов могут как-то упорядочить работу таких перевозчиков и повлиять на ситуацию? Один из показателей их успешной работы - цифры снижения смертей и увечий на дорогах.
- В ходе проверки этого ДТП мы обратились к главам районных администраций с просьбой предоставить нам в кратчайшие сроки перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщениях, легковыми таксомоторами. И получили ответы практически от всех, что у них нет таких перевозчиков. Ни в одном районе! Мол, перевозку пассажиров в основном осуществляет только специализированное автобусное предприятие ОАО «МПАП», которое находится в Магадане. Ну, в Сусумане и Ягодном есть небольшие муниципальные предприятия, а ООО «АТП Омсукчанское» возит пассажиров по маршруту Магадан - Матросова. В то же время таксисты-трассовики нигде официально не зарегистрированы и свою деятельность осуществляют незаконно.
Однако в связи с либерализацией законодательства по контролю за предпринимательской деятельностью нас лишили полномочий осуществлять контроль на линии, а также проводить внеплановые проверки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно федеральному закону №-294 мы работаем строго по плану, который составляем на год и согласовываем с областной прокуратурой.
Внеплановые проверки мы можем проводить только в случаях, если те или иные действия перевозчиков несут угрозу жизни и здоровью граждан. Но, как правило, невозможно соединить то, что они работают на линии незаконно, с угрозой для жизни и здоровья людей до тех пор, пока не случится ДТП.
- И что, нет никаких рычагов воздействия на этих перевозчиков? Ведь действительно никому из пассажиров не известно, в каком состоянии они садятся за руль - может, как смертники, гоняют по трассе полусонные, усталые. Заснет водитель микроавтобуса за рулем - какая тут безопасность!
- Есть законодательство, которое никто не хочет исполнять. Но никакой ответственности за это установлено не было. И только совсем недавно в Кодекс РФ об административных правонарушениях в статью 19.7 внесено дополнение «Нарушение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности». В случае, если такое уведомление является обязательным, предусмотрен административный штраф: для должностных лиц от 3 000 до 5 000 рублей и для юридических - от 10 000 до 20 000 рублей.
А если представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности содержит недостоверные сведения (в случае, если является обязательным), это также влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических - от 20 000 до 30 000 рублей.
-Ну хоть что-то...
- Это «что-то» для нас конкретные меры, с помощью которых можно повлиять на ситуацию с незаконными пассажирскими перевозками, ведь эта проблема давняя. После отмены в 2005 году лицензирования перевозочной деятельности легковыми таксомоторами вместимостью до 8 человек и начался весь этот хаос.
Вот буквально на днях в рекламной газете, которая выходит в Магадане, читаю объявление о пассажирских перевозках, где написано: комфортабельный микроавтобус «Тойота-Хайс», опытные водители, бронирование мест- Сусуман, Ягодное, Усть-Нера. И указаны телефоны диспетчерских служб в Магадане и Сусумане.
Звоню магаданскому диспетчеру - отвечает Тамара. Говорю, что мне надо 10 сотрудников отправить в Сусуман. «Поможем, у насесть автобус на 10 человек» - «А лицензия на этот автобус есть? Я ведь отвечаю за безопасность своих людей». -«Да должна быть». - «Как, должна быть? Транспортное средство, в котором 10 посадочных мест, лицензируется». - «А вы кто будете?» -«Начальник Управления Го-савтодорнадзора». - «Вы бы так сразу и сказали. Я вам сейчас перезвоню». Через некоторое время звонит: «Мы ваших сотрудников двумя микроавтобусами - до 8 посадочных мест - перевезем». - «Но ведь у нас нет зарегистрированных перевозчиков на трассу, они же в нашем Управлении должны регистрацию пройти. Почему вы даете объявление и привлекаете водителей к незаконным перевозкам?» - «Они -предприниматели». - «Ну и что? Они же не зарегистрировали свою деятельность». - «Зарегистрируют в самое ближайшее время».
Думал, что на следующий же день в очередь в коридоре Управления будут стоять. Ни один не пришел... Позвонил я и в рекламную газету: «А вы знаете о том, что рекламируете незаконные перевозки и за это предусмотрена ответственность?» -«Ой, да вы что? Ведь лицензия не требуется» - «Но нужна регистрация в надзорном органе». - «Мы не знали». А ведь обязаны знать, если работают на медиарынке рекламных услуг.
- Владимир Иванович, а в Магадане все в порядке с пассажирскими перевозками на легковом автотранспорте?
- Муниципальное образование «Город Магадан» -одно из немногих на территории области, где для этой категории водителей создано правовое поле. После отмены лицензирования мы совместно с Комитетом по работе с хозяйствующими субъектами мэрии города разработали Правила перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом. Они утверждены решением мэра Магадана Владимира Петровича Печеного 26 августа 2005 года.
В городе зарегистрировано более 30 предприятий, которые занимаются такими перевозками. Мы выходим туда на плановые проверки -в основном действующие Правила соблюдаются. Но вот незадача: в некоторых частных предприятиях числится по 10-12 автомобилей, а работает намного больше. Мы знаем об этом, но доказать эти факты не имеем возможности, потому что, как я уже говорил, у нас нет полномочий контроля на линии.
Собственно, если мэрия осуществляет организацию транспортного обслуживания населения и регистрирует перевозчиков, она должна и контролировать их работу.
-А кто должен контролировать междугородные перевозки?
- Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации области, так как в межмуниципальном сообщении обязанность по созданию условий и организация транспортного обслуживания населения возложена на областные структуры.
Но вот почему-то те, кто должен организовывать эту работу, почему-то говорят совершенно о другом: у нас, мол, с пассажирскими перевозками все замечательно! Прочитал я в одной из региональных газет письмо старателя, которое было опубликовано в апреле этого года. Читатель пишет, что с каждым годом становится все труднее добираться из аэропорта Магадан в поселки на трассе. Например, до Ягодного после прилета московского рейса автобуса в аэропорту нет, а таксисты предлагают за проезд 5 тысяч рублей с человека. Читатель спрашивает: почему на самом денежном маршруте области автобусному парку невыгодно зарабатывать? Не играют ли здесь свою роль таксисты, обосновавшиеся в аэропорту? Примерно через месяц читаю на страницах этой же газеты ответ начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации области Сергея Борисовича Волобуева на поставленные в письме вопросы. Он пишет (цитирую): «В пригородном и междугородном сообщении, особенно в связи с отменой 17 июля 2005 года лицензирования перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом вместимостью до 8 человек, на рынке пассажирских перевозок появилось большое количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки в режиме легкового такси. Все это в совокупности с хорошей организацией диспетчерского сопровождения в населенных пунктах с использованием телефонной и сотовой связи удовлетворяет спрос на транспортные услуги наиболее платежеспособных слоев населения. Развитие таксомоторных перевозок вместе с продолжающимся ростом автомобилизации и уменьшением численности населения области приводит к постоянному сокращению спроса на регулярные пассажирские автобусные перевозки при одновременном росте издержек перевозчиков». Выходит, те, кто незаконно работают (а управленцы об этом знают), - им зеленый свет и высокие заработки. Автобусы же, которые стали ходить 2-3 раза в неделю, нужно дотировать из средств областного бюджета. Причем ежегодно сумма этих дотаций увеличивается. Если в прошлом году на эти цели было предусмотрено 5,9 млн рублей, то в 2010-м - 9,3 млн рублей. Это что же за экономика такая? - Разработаны ли у нас региональные нормативные правовые акты, регулирующие организацию транспортного обслуживания населения, которые устанавливали бы механизм допуска перевозчиков на регулярные пассажирские маршруты, а также критерии прекращения этой деятельности при наличии серьезных нарушений?
- На заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения 12 апреля нынешнего года проанализировать существующие нормативные акты поручили нашему Управлению. И внести предложения по их дополнению в целях ужесточения требований перевозок пассажиров.
Но, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, разработка и контроль региональных нормативных правовых актов в компетенцию Управления не входит.
К слову, в муниципальных образованиях «Город Магадан», «Сусуманский район», «Ягоднинский район», «Среднеканский район» и «Омсукчанский район» уже приняты нормативные акты по организации транспортного обслуживания населения, проводятся соответствующие конкурсы на право осуществления перевозок пассажиров по регулярным автобусным маршрутам. Но в эти нормативные акты тоже необходимо вносить изменения. А о работе такси на междугородных перевозках у нас вообще нет законодательства, регулирующего их деятельность.
- Владимир Иванович, а на федеральном уровне есть ли единые требования к организации транспортного обслуживания населения на территории нашей страны?
- Позвольте привести еще одну цитату. Буквально перед нашей встречей я получил свежий номер отраслевого научно-производственного журнала «Автотранспортное предприятие». И прочел весьма интересную публикацию первого заместителя редактора журнала, академика Мак Т В.Г Родионова под заголовком «Зеленый свет автобусам», в которой как раз говорится о том, что незаконные междугородные пассажирские перевозки, как показывает статистика, дают наибольший процент ДТП. «По этому поводу, - пишет автор, - уже давно бьют тревогу сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДЦ. Первые осторожничают из-за отсутствия или ограниченности у них прав, вторые - по другим причинам. Но, несмотря на принимаемые меры, число теневых перевозчиков не сокращается, а постоянно растет. И это не только в Москве, но и во многих регионах России.
Междугородные автоперевозчики являются хорошо организованными структурами: при минимальном количестве чиновничьего аппарата и без бюрократии они решают возникающие у них проблемы. А где встречается препятствие для достижения поставленной цели, в бой вступает финансовая поддержка, порой даже от тех структур, которые должны бороться с теневой экономикой».
И в заключение: «Отсутствие до настоящего времени законодательства, устанавливающего единые требования к организации транспортного обслуживания населения на территории России, «переводит стрелки» на руководителей регионов. Выходит, это кому-то выгодно».
Интервью взяла Елена ШАРОВА