Всеколымский педсовет


Два дня в Магадане проходило традиционное августовское совещание, в котором приняли участие более 300 педагогов области, представители муниципальных образований, общественных организаций, профсоюзов, родители.

Примечательно, что в Год учителя главная тема обсуждения - «О мерах по развитию творческого потенциала педагогических кадров». А то, что этот потенциал безграничен, было продемонстрировано еще до начала совещания - в фойе муниципального Молодежного центра развернули фотовыставку «Наши педагоги», а еще каждый район представил творческие работы учителей «За рамками уроков». А в заключение прошел фестиваль художественного творчества педагогов «Самородки Колымы».

О том, что образование всегда в центре внимания, говорил на совещании первый заместитель губернатора Н. Б. Карпенко, о чем свидетельствует ежегодный рост ассигнований из бюджетов, в этом году он составляет свыше 4 млрд. рублей. Значительные объемы средств направлены на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» - около 100 млн рублей из средств федерального и 211 млн. рублей областного и муниципальных бюджетов. В связи с этим в отрасли произошли заметные позитивные изменения. Растет число детей, охваченных дошкольным образованием, этот показатель в области выше среднероссийского. Продолжается работа по обновлению его содержания. В последнее время формируется взаимодействие профессионального образования, ежегодно для нужд экономики и социальной сферы выпускается около тысячи квалифицированных специалистов рабочих профессий, востребованных в регионе.

Совершенствуется структура общеобразовательных учреждений. На подготовку к новому учебному году только в этом году предусмотрено около 160 млн. рублей. В два раза увеличены расходы на организацию питания школьников. Ведется работа по укреплению материально-технической базы и модернизации школ, внедрению информационных технологий. Своеобразной точкой роста качества образования стала поддержка школ -лидеров инновационного развития. Рассматриваются меры поддержки молодых учителей, их нехватка - одна из острых проблем, как и введение механизмов новой оплаты труда, которые еще не стали стимулом к улучшению качества образования. Администрация области изыскивает возможности увеличения размера стимулирующих выплат педагогам с начала нового учебного года.

Новый учебный год становится новой ступенью в развитии школы. Стратегические направления государственной политики в области образования определены в президентской инициативе «Наша новая школа». О них рассказала на совещании педагогов заместитель начальника Департамента образования администрации Магаданской области Е. Н. Алексеева, подчеркнув, что основной ресурс их реализации - совершенствование учительского корпуса.

Сегодня в области около 3 тысяч педагогов, из них 89,8 % - женщины и лишь 14 % - молодые специалисты со стажем работы до пяти лет, а доля пенсионеров составляет 36,4 %. В то же время 80 % школ испытывают проблему кадров, которая решается за счет перераспределения и увеличения нагрузки на учителя.

Развитию творческих возможностей педагогов, повышению статуса учителя способствует поддержка государства в укреплении учебно-материальной базы образовательных учреждений.

В то же время лишь 41 % образовательных школ соответствует современным требованиям, поэтому улучшение инфраструктуры - одно из главных направлений.

Еще одно из них - внедрение новых финансово-экономических механизмов. Нормативно-подушевое финансирование позволило сделать прозрачным процесс распределения средств, установить обоснованный объем работы в соответствии с типом и видом образовательных учреждений. Средняя заработная плата педагогов увеличилась с внедрением новой оплаты труда на 5 - 6 %, составив по области 20692 рубля. Однако необходимы дополнительные ресурсы для стимулирования творчески работающих педагогов.

Департаментом образования планируется внести изменения в методику расчета нормативов подушевого финансирования с учетом объемов дополнительных расходов на обеспечение образовательного процесса и повышение квалификации и руководящих кадров.

Проблемным остается и здоровье педагогов. По данным мониторинга, только 12 % оценивают его как хорошее, а данные углубленных осмотров свидетельствуют, что лишь 4 % имеют первую группу здоровья. А 90 % педагогов не владеют технологиями самооздоровления.

Обсуждение вопроса о развитии творческого потенциала продолжила в своем докладе на пленарном заседании проректор по научной работе Северо-Восточного государственного университета О. А. Леонова. Тему она обозначила так: «Шанс на развитие творческого потенциала педагогических кадров» и пояснила:

- Выбор данной темы несколько парадоксален, так как в современной ситуации условия для развития творческого потенциала педагогов практически отсутствуют. Ряд нововведений не только не стимулирует этот процесс, но и сводит на нет имеющиеся достижения. Поэтому сегодня мы вынуждены говорить, что в погоне за «нано» и «инно» хорошо бы не утерять тот творческий потенциал, который создавался не один год, и подумать, как его приумножить, ведь под ним мы понимаем совокупность качеств, определяющих степень профессионального роста педагога, среди которых особое место занимает его готовность применять сложившийся опыт в новом формате уклада жизни образовательного учреждения. Потому стратегическим направлением становится создание условий для проявления активности педагогов.

Председатель обкома профсоюза работников образования и науки Т. В. Баранова остановилась на мерах социальной поддержки, стимулирования труда работников образования как важнейшего фактора развития инновационного и творческого потенциала педагогов. О системе работы с кадрами в процессе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорила директор магаданской гимназии № 24 Т. А. Ильяшенко. А о современных подходах к повышению квалификации педагогов рассказала
ректор Института повышения квалификации педагогических кадров Т. Д. Храмцова. Она подчеркнула, что в области повышение квалификации учителей направлено на обеспечение перспективных и актуальных образовательных запросов региональной системы образования, на усиление адресности подготовки специалистов, предоставление выбора педагогам своей образовательной траектории. Постепенно вводится накопительная система квалификации, получает развитие обучение без отрыва от производства, готовится введение дистанционных форм обучения.


Все это разнообразие проблем и волнует сегодня педагогов области. На традиционном августовском совещании в ходе работы трех секций они обсуждали проект федерального закона «Об образовании» и насущные проблемы повышения эффективности и качества педагогического труда, улучшения условий формирования творческой активности, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, повышения престижа профессии учителя, меры их поддержки, социальных гарантий, привлечения молодых специалистов, взаимодействия с родителями.

А интересующие педагогов вопросы они могли задать в ходе «Часа общения» с представителями органов исполнительной власти региона, и эта новая форма общения понравилась участникам совещания. Вопросы задавали самые разнообразные. А из ответов можно было узнать многое. Так, начальник Департамента здравоохранения администрации области С. А. Зайнутдинов призвал педагогов для оздоровления посещать санаторий «Талая». А председатель облспорткомитета А. В. Герасимчук пообещал оказывать всяческую помощь преподавателям физической культуры в обеспечении литературой по всем видам спорта. Ректор СВГУ А. И. Широков предложил создать видеотеку с записями лекций и занятий ведущих преподавателей университета, определив базовой площадкой под проект какую-то школу. А для распространения опыта работы с одаренными детьми он подтвердил готовность к сотрудничеству.

А на вопрос о том, появятся ли в области новые школы, отвечающие современным требованиям, Т. А. Исаева ответила, что последней была сдана в Магадане в 1988 году гимназия № 30, но в планах - строительство новой школы в областном центре, а в районах недавно ввели новое здание в поселке Армань, завершается строительство школы в Гижиге, вводят учебный корпус в поселке Омчак, идет глобальная реконструкция школы в поселке Дукат, вводят большой спортивный комплекс в Тахтоямске.

И самый, пожалуй, животрепещущий вопрос был о том, кто и за что определяет размер стимулирующих выплат и есть ли им предел. Т. А. Исаева подробно разъяснила право каждого участвовать в открытом распределении, что делается не везде и приводит к конфликтам. Другое дело, что фонд оплаты труда надо увеличивать и планы на этот счет уже есть. Сейчас в департаменте рассматривается возможность изменения норматива на одного ученика. Несколько увеличены средства на повышение квалификации педагогов.
Подводя итоги такой непринужденной беседы, Т. А. Исаева поблагодарила всех ее участников и предложила практику такого общения сделать постоянной. Ведь проблем и вопросов в образовании немало, и решать их лучше вместе.

Так необычно прошло в Магадане традиционное августовское совещание педагогов. Остается только надеяться, что новый учебный год позволит им не только проявить себя творчески, но и получить удовлетворение от своего труда.

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"









Колымские колонки