Термин "вандализм", в широком смысле обозначающий бессмысленное уничтожение духовных и материальных культурных ценностей, в Уголовном кодексе Российской Федерации имеет несколько иное содержание.
Вандализм - это предусмотренное ст.214 УК РФ преступление, под которым понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества в общественном транспорте или иных общественных местах.
Осквернение и порча - вовсе не обязательно значит уничтожение и разрушение ценностей высокой культуры. Достаточно нанести непристойную надпись на фасад жилого дома, умышленно повредить скульптуру в парке или совершить иное деяние против общественного порядка и нравственности- и налицо будет вандализм. Обычно к нему склонны молодые люди в состоянии алкогольного опьянения, побуждаемые к тому бездельем, плохим настроением, чувством мести, под влиянием экстремистских националистических взглядов - мотивы могут быть самые разные. В нашем городе тоже есть свои доморощенные хулиганы, осужденные по ст.214 УК РФ.
"Вандализм относится к преступлениям небольшой и средней тяжести и влечет за собой серьезную уголовную ответственность. Часть 1 (вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) грозит штрафом в размере до 40 тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами от 120 до 180 часов, либо исправительными работами от шести месяцев до года, либо арестом до трех месяцев.
Часть 2 (осквернение зданий и порча имущества в общественных местах, совершенные группой лиц либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) чревата ограничением или лишением свободы сроком до трех лет", - комментирует статью 214 Уголовного кодекса РФ старший помощник прокурора г. Магадана И. П. Смирнова.
В публикации мы собрали несколько примеров, имеющих место быть в судебной практике нашего города, которые иллюстрируют, в каких деяниях может выражаться вандализм.
Каждому из нас приходилось наблюдать всякого рода похабные или просто экспрессивные надписи и рисунки - и не только на заборах. Такие надписи не только оскорбляют нравственное чувство своим содержанием, причиняя моральный ущерб, но и портят внешний облик сооружений, что влечет за собой ущерб материальный.
Лично мне навскидку припоминается растянутое на полдома словечко "казел", просто изуродовавшее жилую пятиэтажку на перекрестке улиц Карла Маркса и Наровчатова. Эту надпись вынуждены были ежедневно лицезреть сотни людей, тем более что напротив находится автобусная остановка.
Многие годы на здании большою каменного гаража по улице Транспортной (прилегает ктерритории СВКНИИ) не исчезал выведенный огромными буквами и потому невольно бросающийся в глаза панегирик "Слава Израилю!". Красоте здания он, во всяком случае, никак не способствовал.
Однажды утром жильцы дома по улице Пролетарской обнаружили на фасаде ряд очень некрасивых выражений, нанесенных крупным шрифтом красителем черного цвета. Рядом со словом "чечен" стояло слово нецензурное, чуть ниже -еще парочка самостоятельных матерных словосочетаний. Привлеченная в качестве эксперта сотрудник СВГУ заключила, что все эти слова относятся к ненормативной лексике и являются циничным оскорблением, выраженным в неприличной форме. Их использование оскорбляет окружающих, даже если слова к ним не относятся. Жильцам увиденное, действительно, не понравилось.
- Меня это глубоко возмутило, - показала проживающая в этом доме пенсионерка, - так как внешний вид дома был обезображен. Мне неприятно проживать в таком доме и каждый день видеть данные надписи. У меня есть внуки, с которыми я гуляю во дворе, и дети неоднократно задавали вопросы, что написано на доме, а старшая внучка просила объяснить смысл надписей. Считаю, что данные надписи противоречат общественной нравственности.
Аналогичное отношение высказали и другие жильцы. Жить в доме с такими надписями они не захотели и пожаловались в свою управляющую компанию с пожеланиями убрать надписи. Мастер этого 000 также подтвердил, что надписи обезобразили здание. Он пояснил органам следствия, что поскольку управляющая компания несет обязательства по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного дома, то необходимо проведение ремонтных работ по окраске части фасада здания (восстановление покрасочного слоя). На это, согласно смете за 2009 год, требуется более 23 тысяч рублей.
Оказалось, что сие творчество - дело рук троих парней, среди которых двое несовершеннолетних. Ночью они бесцельно бродили по городу, скучали. Случайно нашли несколько тюбиков с кремом для обуви, захотелось немного развлечься, стали исписывать стены дома. Один из парней ради шутки решил поддразнить
своего приятеля по кличке "Чечен", вот и написал, что он такой-то и такой-то.
Таким образом, хулиганы и осквернили здание, и испортили имущество. Всем троим было предъявлено обвинение по ч.2 ст. 214 (вандализм, то есть осквернение зданий и порча имущества, совершенные группой лиц), и они понесли заслуженное наказание. Какое именно, скажем чуть позже.
Другой случай, но продиктованный иными -экстремистскими мотивами, - произошел по улице Флотской. 19-летний молодой человек, одержимый националистическими взглядами, вздумал выразить их на стене близлежащего многоквартирного дома. Распив с приятелем шесть полуторалитровых бутылок пива и расхрабрившись, он исписал дом лозунгами, кои по этическим причинам приводить не будем. Жильцы, естественно, вознегодовали.
- Надпись легко читаема всеми людьми, проходящими мимо, - сказала одна из свидетелей, - я считаю, что лица, причастные к ее написанию, действительно осквернили жилой дом. Надпись по своей форме оскорбительна и цинична. К данному факту отношусь крайне негативно.
Согласно лингвистической экспертизе эмоциональный тон соответствует структуре и содержанию призыва. Надпись на доме, в отличие от частной переписки, всегда обращена к максимально широкому кругу лиц, потому, безусловно, носит публичный характер. Данные высказывания следует квалифицировать как действия, направленные на возбуждение национальной розни.
Суд квалифицировал действия молодого человека как вандализм, то есть осквернение зданий по мотивам политической и национальной ненависти и вражды - преступление, предусмотренное ч.2 ст. 214 УК РФ.
Совершив это преступление, молодой человек тем самым нарушил ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду. Парень, конечно, раскаялся и вину свою признал. Учитывая эти обстоятельства как смягчающие вкупе с положительными характеристиками и молодым возрастом, суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком 1 год и 6 месяцев условно.
Порча имущества в общественных местах тоже признается вандализмом. В ту ночь, когда трое парней расписывали жилой дом по Пролетарской, по соседству на территории одной из коммерческих фирм был совершен еще один акт вандализма. На сооружение фонтана, принадлежащего этой фирме, злоумышленники вылили изрядное количество краски, отчего фонтан и пострашнел, и перестал работать.
Представитель компании пояснила, что фонтан установлен для общественного пользования. Около фонтана расположены лавочки для отдыха, чтобы жители Магадана могли здесь любоваться видом, получать эстетическое наслаждение. И вот неизвестные лица налили в фонтан белую краску. Многие люди, не только сотрудники фирмы, возмущены этим деянием. Теперь его нужно чистить и ремонтировать, на что необходимо около 7 тысяч рублей.
Поскольку эта сумма не являлась для фирмы значительной, гражданский иск не заявлялся. Но виновным, а ими оказались те самые парни, было предъявлено обвинение все по той же статье - обвинение в вандализме. Зачем они сделали эту пакость, объяснить никто из них не смог. Нашли бидон с краской неподалеку, надо же было ее как-то использовать. Тут подвернулся фонтан... Молодчики были осуждены за совершение двух преступлений: один - на шесть, другой - на 8, третий - на 10 месяцев лишения свободы условно.
За вандализм в Магадане дважды привлекались два разных молодых человека, от действий которых в разное время пострадал шлагбаум, принадлежащий мэрии Магадана.
В один из сентябрьских дней парень 23 лет, нигде не работающий, сидел в сквере неподалеку и распивал с друзьями пиво. На мобильник ему позвонила девушка, слово за слово -
последовала ссора. Собутыльники парня свидетельствуют, что после разговора с девушкой их приятель стал злым и агрессивным. Чуть позже они направились к Аллее памяти.
Проходя мимо шлагбаума, молодой человек навалился на шлагбаум и погнул его. Дежурный тут же вызвал милицию, и приехавший наряд быстро вычислил парней на Аллее. Все они были доставлены в мэрию, где им показали видеозапись с зафиксированными хулиганскими действиями. Парень не отпирался. В свое оправдание он утверждал, что так сильно разозлился на свою девушку, что надо было как-то выплеснуть свои негативные эмоции. Случайно подвернулся шлагбаум.
Суд дал следующую оценку действиям злоумышленника: "...осознавая, что находится в общественном месте, выражая явное неуважение к обществу, нарушая нормы общественной нравственности и желая наступления общественно опасных последствий своих преступных действий в виде причинения ущерба собственнику, из хулиганских побуждений, умышленно, путем сгибания переломил, то есть уничтожил стрелу шлагбаума, расположенную при въезде на территорию мэрии Магадана... Своими действиями он причинил существенный вред нормальному функционированию социально значимого объекта, а именно органу местного самоуправления".
Ремонт шлагбаума обошелся более чем в 23 тысячи рублей. Раскошеливаться, впрочем, пришлось матери хулигана - сам он, как безработный, не имел на то достаточных средств.
Спустя несколько месяцев несчастный шлагбаум стал объектом нападок со стороны несовершеннолетнего подростка, также разругавшегося со своей подругой. Злясь на нее, он не нашел ничего лучшего как выместить свои чувства на муниципальном имуществе. Семье подростка также пришлось возмещать ущерб почти в 20 тысяч рублей.
В обоих случаях уголовное преследование было прекращено за примирением сторон.
Данные факты вандализма, увы, не единичны. В настоящее время УВД по г. Магадану проводит проверки по аналогичным преступлениям. ***
Делая пакость, хулиганы, вероятно, и не помышляют, что совершают преступление, уподобляющее их древнегерманскому племени вандалов. Но знай об уголовной ответственности, они, быть может, поостереглись бы. Жить, не имея судимостей, все-таки предпочтительнее.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ