Екатерина Постникова, заместитель главы сусуманского района
Как сказался общемировой глобальный кризис на социальной сфере колымской глубинки и чего ждать в ближайшем будущем, в чем состоят сложности новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, как пройдет лето для тех школьников, которые в этом году не едут на материк, - об этом и многом другом мы говорили с заместителем главы администрации Сусуманского района по социальным вопросам Е. Я. Постниковой.
- Основная задача нашей социальной политики - это обеспечение защищенности человека. К механизмам ее реализации в первую очередь относятся принятые целевые программы социальной направленности. На сегодняшний день у нас их 15, - рассказывает Екатерина Яковлевна. - На их реализацию в бюджете предусмотрено 11,08 млн. рублей. Хочу отметить, что все они выполняются и, что немаловажно, финансируются в полном объеме. То, как идет работа по каждой из них, мы отслеживаем ежеквартально, в том числе постоянно контролируем и бюджетное исполнение. Целевые программы направлены на развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, молодежной политики, социальной сферы.
В связи с проведением Года учителя увеличено финансирование на целевые программы в области образования до 3,6 млн. рублей, такая же сумма определена на развитие физической культуры и спорта, 110 тыс. рублей - на обеспечение жильем молодых семей, 200 тысяч - на предупреждение и борьбу с заболеваниями социального характера, еще 132 - это финансирование программы сохранности здоровья обучающихся и воспитанников и так далее.
В этом году будет потрачен 1 млн. 300 тыс. рублей на поддержку муниципального унитарного предприятия «Сусуманхлеб» для сдерживания цены на такой социально значимый продукт, как хлеб. Одна из самых важных социальных программ - это оказание адресной помощи населению, на ее реализацию в этом году запланирован 1 млн. 500 тысяч рублей, что на 200 тысяч больше, чем в предыдущем.
- А кто именно имеет право на получение адресной поддержки, о каких суммах и на какие цели идет речь?
- Это, в первую очередь, нетрудоспособные граждане, многодетные и малообеспеченные семьи, семьи, в которых есть инвалиды, ветераны и участники войны, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и просто люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Суммы самые разные, от 500 рублей до 100 тысяч. Для работающих это, может быть, и небольшие деньги, но для малообеспеченных семей - значимые, особенно с учетом тех нужд, на которые они идут.
Часто люди обращаются за материальной поддержкой для оплаты расходов на получение медицинских услуг за пределами района, на сопровождение больных, нуждающихся в лечении в крупных специализированных центрах. Есть и просьбы помочь оплатить какие-то крупные покупки, в том числе зимней одежды, бытовой техники. В прошлом году, например, на приобретение одежды, мягкого инвентаря, технических средств реабилитации только инвалидам была оказана помощь в размере 190 тыс. рублей.
Для улучшения демографической ситуации мы оказываем материальную поддержку при рождении ребенка, в этом случае единовременная выплата составляет 2 тыс. рублей.
Ряду граждан из числа малообеспеченных ежемесячно выплачиваем дотацию на приобретение продуктов питания в размере 350 рублей в месяц. Предусмотрены в бюджете и такие сезонные выплаты, как помощь при закупке овощей, они осуществляются из расчета 400 рублей на человека. Труженикам тыла компенсируем расходы по оплате услуг ЖКХ. Ряд жителей за счет средств муниципального бюджета бесплатно получают районную газету «Горняк Севера».
- Екатерина Яковлевна, а на какую помощь властей, помимо материальной, могут рассчитывать люди?
- Конечно, ситуации в жизни бывают разные, и поддержка должна заключаться не только в деньгах, сколь бы важна она ни была сама по себе. Оказание помощи - это всегда вопрос индивидуальный, и мы по возможности стараемся не отказывать никому из заявителей. Кроме материальной помощи администрация района оказывает содействие в решении различных жизненных и бытовых проблем: трудоустройство, отдых, лечение.
Но есть категории граждан, которые мы постоянно держим на контроле, поскольку того требуют те жизненные обстоятельства и ситуации, в которые они попали. Систематически и на плановой основе работаем, в частности, с семьями инвалидов, неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей. Мы знаем каждую из них, те проблемы, с которыми они сталкиваются, и стараемся по мере наших возможностей находить решение.
По этому направлению мы активно сотрудничаем с такими государственными учреждениями, как Центр занятости населения, Сусуманский социальный центр, Пенсионный фонд, Госюрбюро и другие. Определенное взаимодействие складывается и в работе с общественными организациями. Наиболее тесные связи установились с казачьим станичным обществом, с районным отделением областной женской организации «Содружество женщин Колымы», Молодежной общественной палатой при районном Собрании представителей, молодежными объединениями. Необходимую помощь и поддержку нуждающимся оказывает районное отделение областного благотворительного Фонда «Мама» и Совет отцов.
Может быть, благодаря такой вот консолидации всех сил нам и удалось достичь более или менее спокойной социальной обстановки в районе.
- Много ли в районе пенсионеров и каков их уровень жизни?
- Более четверти населения. Пенсии, конечно, и сегодня, после многократных и систематических повышений, оставляют желать лучшего, но и все-таки уровень жизни пусть ненамного, но повысился. Соответственно и обращений за материальной помощью стало меньше.
Тем не менее в соответствии с действующими муниципальными нормативными актами материальная помощь оказывается лицам, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого ежеквартально по Магаданской области.
- А на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в год 65-летия Победы выделялись какие-либо суммы?
- За счет средств федерального бюджета участнику войны Валентине Георгиевне Федоровой приобретена трехкомнатная квартира, на ремонт которой предварительно из районного бюджета было выделено 100 тыс. рублей. В настоящее время Валентина Георгиевна вместе с семьей проживает в центре г. Сусумана.
- А какие-то новые, дополнительные меры поддержки семей появятся в ближайшем будущем?
- Да, в частности, сейчас рассматривается вопрос о компенсации родительской платы младшим воспитателям за пребывание ребенка в детском саду. Это связано с тем, что у них крайне низкий заработок. Предполагается, компенсация будет введена с 1 сентября 2010 г. Кроме того, для привлечения молодых специалистов в школы района запланирована материальная поддержка в размере 100 тыс. рублей.
Новая система оплаты труда
- Екатерина Яковлевна, с момента введения новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы прошло уже достаточно много времени. Можно ли уже сейчас подвести какие-то итоги, сделать выводы о ее эффективности?
- По бюджетной сфере в целом они были бы преждевременны, поскольку работа эта поэтапная и началась не так давно. Большая часть учреждений бюджетной сферы в нашем районе по новой системе стала работать только с 1 января этого года. А вот общеобразовательные школы - с 1 сентября 2009 года, и на их примере ситуацию можно попытаться проанализировать.
- Рассказывают, что ряд учителей недовольны новой системой оплаты. Ходят разговоры о том, что реальные выплаты «на руки» порой становятся меньше.
- Нет, я категорически не согласна с тем, что реальные выплаты уменьшились. Проблема здесь в другом - люди рассчитывали на повышение, а этого в ряде случаев действительно не произошло. Но давайте разберемся в причинах. Новая система оплаты труда ориентирована на повышение качества предоставляемых услуг, о какой бы из бюджетных сфер ни шла речь. И работники, которые продолжают работать так же, как и раньше, не лучше и не хуже, получают те же деньги, что и прежде. И это справедливо.А, например, учителя, имеющие дополнительные баллы, в том числе за творческое отношение к труду, за участие в районных и областных конкурсах профессионального мастерства и так далее, соответственно получают и дополнительные средства, это легко проверить. И у них нет причин для недовольства. В этом отношении новая система, предусматривающая дифференцированные оценки труда, в том числе и в деньгах, безусловно, более прогрессивна и результативна, чем прежняя.
- То есть вы со своей стороны недостатков не видите?
- Речь опять же должна идти о причинах этих недостатков. Так вот одна из основных, с моей точки зрения, - это явно недостаточный фонд стимулирования труда. Он должен составлять не менее 30 процентов к базовому фонду оплаты труда, но реально по общеобразовательным учреждениям едва достигает 24-х, а по дошкольным по факту может составлять вообще около 10-ти.
В этом суть. Еще один негативный момент, вызывающий напряженность, состоит в том, что и для руководителей существует свой отдельный фонд стимулирования, но они вынуждены привлекать из него средства на доплаты основному составу педагогов, поскольку денег на дополнительные выплаты не хватает.
Реально школы потеряли только на удаленности. Все остальное - очень относительно. Например, работает человек на две учительские ставки, то есть 36 часов. Но доплаты, в соответствии с действующими нормативными актами, теперь идут только на ставку - на 18 часов. Конечно, это вызывает недовольство, и, возможно, по этому моменту будут какие-то корректировки. Потому что основная цель - стимулирование труда, никто не заинтересован в том, чтобы люди теряли деньги. Просто невозможно, наверное, предусмотреть все сразу, и это относится не только к новым положениям оплаты труда. Хотя, конечно, в этой сфере они наиболее болезненны.
Но есть и объективные причины, которые, с одной стороны, не могут не вызывать понятного неудовольствия, а с другой - абсолютно закономерны, как, например, уменьшение нагрузки конкретного учителя за счет оптимизации учебного процесса. И таких моментов много. А ведь это тоже снижение дохода конкретного человека.
И еще об образовании
- Ну а какие вы видите плюсы в новой системе оплаты труда учителей, в частности?
- Главный - это увеличение дохода от своей деятельности за счет получения лучших результатов, совершенствования методов работы, повышения квалификации. А рост доходов - это и рост престижа профессии, решение кадровой проблемы.
Есть и еще один очень значимый момент. Сейчас учителя с гораздо большим удовольствием участвуют, например, в областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный». В отличие от прошлых лет никого не надо настойчиво уговаривать, и одна из причин - материальная заинтересованность.
Такой активности педагогов способствовал и приоритетный национальный проект «Образование». За время его реализации четыре «Лучших учителя» получили фанты в размере по 100 тыс. рублей. А Ирина Владимировна Мартынова, учитель физики школы №1, приняла участие в торжественном открытии Года учителя в г. Санкт-Петербурге.
Большинство образовательных учреждений района - призеры областных конкурсов инновационных проектов.
Наш муниципальный лицей, который дает общее среднее образование, трижды участвовал в конкурсах учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получил президентский фант в размере 1 млн. рублей, губернаторский - в размере 400 тыс. рублей, муниципальный -100 тыс. рублей.
Без преувеличения, наш муниципальный лицей оснащен по самому последнему слову компьютерной и мультимедийной техники, в работе использует самые современные технологии обучения. Лицей, к слову, является областной экспериментальной площадкой по теме «Мультипрофильное обучение на основе индивидуальных учебных планов».
Кроме того, губернаторский грант в сумме 400 тыс. рублей получен начальной школой г. Сусумана, на эти средства приобретен лингафонный кабинет.
- А насколько образовательные учреждения района сейчас укомплектованы педагогическими кадрами?
- Обеспеченность составляет около 87 процентов, и это, конечно, создает определенные трудности. Педагогический коллектив района достаточно зрелый, у нас трудится много пенсионеров. И в этом есть свои плюсы - наши учителя компетентны, грамотны, с большим опытом. Поэтому и успехи значимы.
Но вызывает тревогу тот факт, что только 10-15 процентов выпускников педагогических факультетов ВУЗОВ приходят в школу, и, конечно же, кадровую проблему это не решит. Привлекательность учительской профессии можно вернуть только одним способом - установить достойную заработную плату, исходя из ставки педагогического труда.
Хотя не могу сказать, что у нас совсем нет молодых специалистов. В прошлом году вернулись в район два выпускника СВГУ, обучавшихся по целевому набору, приглашаем педагогов и из ЦРС.
С гордостью отмечу, что наши образовательные учреждения на сегодня оснащены всем необходимым для того, чтобы оказывать качественные образовательные услуги, чтобы ребята получали хорошую базу знаний, достаточную для продолжения обучения в любых самых престижных вузах страны. Школы имеют для этого все необходимое учебное, методическое оборудование, в последнее время значительно обновившееся.
Ведется и большой объем ремонтных работ, причем не косметических, а капитальных, в том числе за счет спонсорских средств градообразующего предприятия ОАО «Сусуманзолото» и других организаций. Уже на сегодня отремонтирован актовый зал школы №1, идут капитальные ремонтные работы в спортивном зале начальной школы г. Сусумана и основной общеобразовательной школы пес. Холодный, включая электропроводку, инженерные сети и коммуникации и т.д.
Будут отремонтированы пищеблоки в детском саду «Родничок» и школе пос. Холодный, кровли в 4 учреждениях бюджетной сферы, а это объемные и дорогостоящие работы. В целом ремонтных работ в учреждениях социальной сферы в этом году запланировано более чем на 50 млн. рублей.
Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА