По всей стране прошли торжественные церемонии открытия Года учителя. Предполагается, что усилия государства будут направлены и на эту важную сферу. Изменится ли положение учительства в стране? О том, чем живут наш и педагоги сегодня, - в беседе с руководителем управления образования мэрии Магадана Светланой Колмогоровой
Есть ли стимул?
- Светлана Леонидовна, новая система оплаты труда реализуется в школах города с 1 сентября 2009 года. Какие плюсы и минусы она уже выявила?
- В течение 2007/2008, 2008/2009 учебных годов 7 школ города работали в экспериментальном режиме по апробации новых механизмов оплаты труда, то есть была проведена большая работа по подготовке к переходу на новые механизмы оплаты труда работников всех общеобразовательных учреждений.
Плюсы этой системы - при наличии достаточного стимулирующего фонда руководитель может стимулировать труд педагога как за счет фонда оплаты труда учреждения, так и за счет централизованного фонда стимулирования руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Создана комиссия при управлении образования, где по представлению руководителей рассматривается вопрос о начислении премий. В школах тоже есть специально созданные комиссии, куда входят представители трудового коллектива, профсоюзных организаций, государственно-общественных органов. Премии здесь начисляются по представлениям руководителей методических объединений, заместителей директора, которые курируют того или иного педагога.
Минус новой системы оплаты - незначительное повышение заработной платы учителей (всего на 4,7%), достойная зарплата - у административно-управленческого аппарата, у младшего обслуживающего персонала заработная плата выросла на 10%. Хотя руководители находят возможность и стимулируют деятельность педагогов, которые показали наиболее качественные результаты, по-прежнему осуществляются постоянные доплаты: за заведование кабинетами, классное руководство, проверку тетрадей.
В настоящий момент стимулирующий фонд в общеобразовательных учреждениях составляет в среднем не более 10% против ранее предусмотренных (до перехода на новую систему оплаты труда) 16% надтарифного фонда. Это приводит к потере заинтересованности во введении новых механизмов оплаты труда среди работников общеобразовательных учреждений. Согласно методическим рекомендациям, исходя из опыта других регионов, для эффективного выполнения основных задач новой системы оплаты труда стимулирующая часть должна составлять не менее 30% от фонда оплаты труда.
За инновации тоже платят
- У всех на слуху инновации в школе. Стимулируется ли эта деятельность?
- Конечно. Если педагог занимается инновационной деятельностью - есть возможность его премировать, повышать зарплату. Большинство общеобразовательных учреждений (примерно 70%) выбрали инновационный путь развития. С 2006 года школы Магадана участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование», всего за пять лет в конкурсных отборах участвовали 11 школ, 82 педагога. Победители получили Грант Президента РФ, участники - премии мэра.
В этом учебном году дошкольные образовательные учреждения и школы города активно участвуют в областном конкурсе «Образовательное учреждение - территория здоровья». В каждом учреждении образования эта работа поставлена по-разному. Какие-то школы работают десятилетиями в инновационном режиме, имеют большой опыт, который представляют ежегодно на августовских педагогических чтениях, семинарах, совещаниях, проводят мастер-классы.
В школах города реализуются экспериментальные площадки, внедряются здоровьесберегающие технологии, развивающее, модульное обучение, активно идет процесс информатизации образования. Учителей-экспериментаторов руководители школ материально стимулируют.
Кто придет в школу?
- Почему молодежь не спешит в школу? А если и приходит, то долго не задерживается?
- Средний возраст педагогов, которые работают в школе, - около 46 лет. Это хороший потенциал, когда есть и опыт, и силы идти вперед. В этом году молодых специалистов пришло лишь 10 человек, и с каждым годом их приходит все меньше. Здесь две стороны - во-первых, снижается контингент учащихся. За последние 12 лет он снизился в два раза, поэтому снижаются и потребности в кадрах. Есть специалисты, которые в достаточно преклонном возрасте продолжают заниматься педагогической деятельностью, то есть в школах вакансий практически нет.
Еще одна проблема - нет еще престижа нашей профессии. Объявленный Президентом РФ Год учителя, утвержденная национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлены на поддержку молодых учителей, повышение престижа учительского труда. Новая система оплаты труда, по сути, во многом должна способствовать этому. Будет у учителей достойная зарплата, я уверена, молодежь придет в школу.
- Бытует такое мнение, что молодых притесняют старые педагоги - не дают лишних часов учебной нагрузки и так далее, поэтому в школах никто долго не задерживается.
- Это не так. Все зависит от администрации учреждения, т. е. она определяет количество часов нагрузки, исходя из опыта педагога и его профессионализма. Если педагог работает недостаточно качественно, то более 18 часов нагрузки ему не дадут. А если у него есть проблемы в общении с детьми, родителями, то таким людям лучше покинуть школу и заняться другим делом.
Не зря же есть и годичные педагогические отпуска, которые предусмотрены для самообразования, для того, чтобы прийти в моральное и физическое равновесие. А для того, чтобы помочь молодому специалисту быстрее адаптироваться, набраться опыта, существует такое понятие, как наставничество, когда молодого специалиста прикрепляют к опытному педагогу.
Мы все прошли через это и благодарны своим учителям. Во всех школах работают методические объединения, где все педагоги щедро делятся своим опытом, обсуждают новые технологии, программы. Работают городские методобъединения, ежегодно проходят серии семинаров для молодых специалистов. Кроме того, молодого учителя обязательно курирует один из заместителей директора школы, который оказывает ему методическую помощь.
Наташка-первоклашка
- С 1 апреля начался прием документов для записи в первый класс. Ваши советы родителям?
- У меня большая просьба к родителям - все-таки обратить внимание на здоровье своего ребенка. И подумать: какую школу выбрать - повышенного уровня или общеобразовательную.
Если ребенок соматически ослаблен, длительно болеет, сразу можно прогнозировать, что в школе повышенного уровня его успеваемость будет ниже. Это, конечно, негативно скажется на его адаптации в школе и на самом отношении к учебе.
Когда мы проводили мониторинг в дошкольных учреждениях, то обратили внимание, что у нас достаточно много детей, которым необходимо коррекционное обучение. Программа обучения там такая же, как и в общеобразовательной школе. Лучше провести коррекционное обучение в младших школах с тем, чтобы в среднем звене данный ученик обучался успешно.
Каждый родитель должен чувствовать своего ребенка и принимать правильное и мудрое решение. Родители могут задать интересующие их вопросы на сайте upravlenobrazl@rambler.ru
Наталья АЛЕКСЕЕВА "АиФ-Магадан"