"Уважаемая редакция! Недавно я на ветровом стекле своего автомобиля нашел листовку, в которой ученики^ школы №4 призывали меня не ставить свою машину возле их детской площадки. Я прекрасно понимаю, что дети правы - там для парковки не место. Но, с другой стороны, куда мне днем машину-то ставить? Ни одной свободной парковки по соседству нет! И не только возле этой школы -практически все дворы специальных стоянок для машин не имеют, и куда машины девать - непонятно. У меня, например, есть даже гараж, но находится он на Марчеканском шоссе возле автоцентра "КАМАЗ". Если я вечером там машину оставлю, на чем оттуда доберусь до дома и как утром туда доеду?
Иван ТРОЯНОВСКИЙ".
В нашей семье первый личный автомобиль появился в 1975 году. Мы не стояли в очереди, не искали знакомства для его приобретения. Возможность приобрести автомобиль была предоставлена моей матери в качестве поощрения за хорошую работу.
Машины в личной собственности граждан (частной собственности не было!) тогда уже не были редкостью. Существовал рынок подержаных машин, кому-то, как нам, везло купить новую. Проблем хранения не было: деревянные или металлические гаражи спокойно размещали во дворах.
Сегодня индивидуальные гаражи из наших дворов изгнаны окончательно и бесповоротно, но изгнать оттуда сами машины не удается никакими запретительными правилами. Да и кто должен изгонять? Под моим окном, например, каждое утро заводит свой "Nissan" человек в милицейском мундире.. И я не собираюсь клеймить его за это - некуда больше ему свою машину поставить.
Прав наш читатель: вопрос парковки личного транспорта -один из самых острых. Можно ли его если не решить, то хотя бы значительно смягчить, наладив, по возможности, "мирное сосуществование" пешеходов, автомобилей, детских площадок, жилых домов? С этим вопросом я обратилась к Татьяне Аркадьевне Соболь - руководителю Департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии Магадана.
Чтобы наш разговор был более предметным, прежде чем прийти в САТЭК, я прошлась по нескольким платным автостоянкам. Владельцев не застала ни на одной, но от охранников узнала, что свободные места на их парковках бывают только днем: с вечера до утра все пространство плотно занято постоянными клиентами.
- Татьяна Аркадьевна, когда разрабатывается план благоустройства очередного двора, предусматривается ли в нем место для парковки и на сколько машин оно бывает рассчитано?
- Сегодня проблема парковки личного транспорта актуальна практически для любого города России. Благосостояние народа увеличилось настолько, что и две, и три машины на семью - совсем не редкость.
- Редкость - место для парковки...
- Увы, но при решении вопроса парковок главной помехой являются существующие на сегодняшний день нормы и правила. Мы просто не можем сформировать и законно выделить участки земли не то что под парковку, а под обычную временную стоянку. Тем более сложно отводить землю под стационарные гаражи.
- Почему?
- Мы жестко ограниченны в этом вопросе строительными нормами и правилами. Не имеем права, к примеру, отвести участок, если расстояние от жилых или админисративных зданий до границ участка будет, например, менее 15 метров...
- Знаете, если в нашем дворе от стен каждого стоящего по его периметру дома отсчитать по 15 метров, получится эдакая ломаная линия, на которую можно будет разве что велосипеды установить...
- И тем не менее, мы, как градостоительный Департамент, обязаны руководствоваться утвержденными на сегодняшний день нормами. Переступить через них мы не можем - на нас тут же начнут жаловаться во все инстанции... И будут правы: парковка под самыми окнами - небольшое удовольствие для жителей любого дома. И мы обязаны будем устранить нарушение.
- Именно поэтому законные временные парковки во дворах - большая редкость?
- Именно поэтому. Пренебречь нормами мы не имеем права. Но и рычагов для того, чтобы пресечь стихийные парковки возле жилых домов, у нас немного. Слишком большое количество машин "ночует" теперь в каждом дворе.
Сегодня мы работаем по второй городской целевой программе "Благоустройство". В 2005 году завершилась первая, начатая в 2001. В рамках нее мы тогда благоустроили немало дворовых территорий. И где могли, отводили место для временных стоянок (опять-таки, в рамках норм). Однако за последующие пять лет количество личных машин увеличилось на порядок, а дать им официальные места для стоянок мы не имеем возможности.
- Парадокс, согласитесь. По нормам и правилам машину в моем дворе мне ставить нельзя, а просто так втиснуться под окно соседу (или даже себе самой) - это пожалуйста!
- Так и происходит - это реалии сегодняшнего дня. Правда, ГИБДД пытается со своей стороны принимать меры - штрафует иногда тех, кто припарковался на газоне или на детской площадке. Но если машина стоит просто под окнами, привлечь владельца за неправильную парковку проблематично. Да и, объективно говоря, охватить повальным контролем все дворы вряд ли удастся... Теоретически, по тем же нормам, хозяева машин вообще не имеют права оставлять их на ночь во дворах, но добиться этого в реальности при нынешней транспортной ситуации невозможно.
В принципе, мы стараемся находить какие-то приемлемые решения везде, где имеем хотя бы малейшую возможность для этого. Если двор большой, то машины их владельцы обычно сами стараются так поставить, чтобы подъезд к любому дому оставался свободным. Но. к сожалению, Магадан застроен очень плотно и маленьких, абсолютно неудобных для машин дворов гораздо больше.
- Да еще шум по ночам от работающих двигателей постоянно слышен. То тут, то там хозяин, не вставая с кровати, с помощью пульта прогревает машину, чтобы утром завелась без проблем...
- Делать так, кстати, тоже запрещено правилами, но тут и ГИБДД вряд ли чем-то поможет - а вдруг человек именно среди ночи куда-то ехать собрался?
- Есть поговорка, что если какие-то действия нельзя прекратить, то их надо возглавить. Может быть, имеет смысл начать работу за изменение каких-то устаревших норм и правил?
- У нас для этого недостаточно полномочий. Раньше нормы и правила разрабатывал Госстрой, теперь сразу несколько министерств занимаются выработкой единых норм и правил. А рынок продолжает насыщаться автомобилями - и решить проблему парковок реально пока не удается.
- Но попытки вы делаете?
- Обязательно. Во вновь благоустраиваемых дворах мы стараемся выделить хоть какое-то пространство для машин. Даже на нарушения порой приходится осознано идти. Например, чтобы снизить проблему парковки для людей, посещающих областную больницу, мы заасфальтировали небольшой участок между домами за ее территорией. Обозначить это место, даже как неорганизованную парковку, мы не имеем права.
Но эта площадочка позволила разгрузить дворы перед областной больницей и сделать спокойнее жизнь обитателей окрестных жилых домов. А чтобы вредные выбросы автомобилей меньше вредили, мы вдоль ограждения областной больницы высадили деревья и кустарники. Саму площадку мы как стоянку и не обозначаем - не имеем права. Но посетители больницы имеют все-таки возможность там поставить на время свой автомобиль.
В некоторых дворах, которые мы благоустраивали в прошлом и позапрошлом годах, мы уже специально предусматривали и обозначали участки для парковок: на Набережной реки Магаданки, на Якутской, на 31-м квартале... Там дворы большие, их площадь позволяет официально внести парковку в проект.
- Есть еще одна серьезная проблема для владельцев автотранспорта и для пешеходов: отсутствие площадок для парковки возле "присутственных мест": городского Пенсионного фонда, Фонда социального страхования... Соцстрах, занявший довольно обширную территорию бывшего детского сада, машины посетителей туда не пускает. Они паркуются под его забором, заставляя машины буквально вплотную прижиматься к стене рядом стоящего жилого дома... Обязаны ли подобные "многопосещаемые" учреждения позаботиться о парковке для своих клиентов?
- У них по проекту должен был быть предусмотрен парковочный участок.
- Он и есть, но, видимо, только для сотрудников. Шлагбаум и ворота перед ним всегда закрыты...
- Если это так, то это нарушение. Они обязаны дать возможность посетителям ставить свои машины на их стоянке. Но, может быть, некоторые их клиенты просто сами не хотят заезжать в их двор - экономят таким образом время...
Рычагов для того, чтобы заставить посетителей разных учреждений парковаться только в отведенных для этого местах, на сегодняшний день закон не предусматривает. К каждой "не там" припаркованной машине инспектора ГИБДД не приставишь... Это общегородская практически проблема.
Некоторые предприятия и организации, занявшие территорию бывших ведомственных детских садов, точно так же огораживаются и окружают себя уютными сквериками, забывая позаботиться о месте парковки для своих посетителей. А в результате вокруг просторного огороженного пустого двора возникает очередная стихийная парковка...
- Недавно ученики школы №4 проводили акцию, направленную на то, чтобы освободить от автомобилей детскую площадку. А ведь не от хорошей жизни взрослые свои машины там ставят - некуда больше. Не пришло ли время строить в Магадане многоэтажные парковки?
- Пришло. Уже сформирован пакет документов для строительства трехэтажной стоянки в районе торгового комплекса "Идея". Теперь все будет зависеть от того, кто станет подрядчиком этого строительства и как быстро этот многоярусный гараж будет возведен. Владельцы транспорта смогут арендовать там место и парковать свои машины. В идеале, конечно, таких парковок должно быть в городе несколько.
Зоя ЛЕУХИНА "Северная надбавка"