Доклад представил и председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.
Спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко отметила, что России нужен бюджет развития, чтобы обеспечить движение страны вперед. Она сказала, что, для решения поставленных Президентом России задач, документом предусмотрен рост социальных расходов, в том числе в образовании и здравоохранении. Проект бюджета отличается новым подходом к вопросам инвестиций. Речь идёт о Фонде развития, национальных проектах, Плане развития магистральной инфраструктуры. При этом еще важнее стимулировать экономический рост, используя государственные инвестиции».
Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов выступил на слушаниях с докладом, в котором изложил предложения по стимулированию развития регионов с ресурсно-сырьевой основой экономики.
«Магаданская область – регион, стратегия социально-экономического развитие которого базируется на освоении минерально-сырьевых и биологических ресурсов. Это основные градообразующие и бюджетоформирующие отрасли экономики. Открывая заседание, вы отметили, что бюджет 2019 года должен быть бюджетом развития. Это возможно, когда субъекты РФ будут сильными и самодостаточными. Эту идею поддерживают все регионы, и, при объединении усилий федерального и областных центров все реально и достижимо, - отметил он. - Проблема – в достаточности финансовых ресурсов и установлении справедливых правил игры в межбюджетных отношениях, главное, чтобы в ходе игры правила не менялись. Так, в рыбной отрасли отмена исторического принципа распределения квот неизбежно приведет к изменениям в региональных экономиках с высокой долей рыбохозяйственного комплекса. Если эта система будет введена в жизни, для Магаданской области потери составят более 100 млн рублей.
Перераспределение доходов между бюджетами совершенствуется, но оптимальный вариант должен предусматривать стимулы для региональных бюджетов. Пока же действует правило: чем больше собственных доходов, тем меньше финансовой помощи региону. Требует пересмотра ряд норм в распределении платежей за пользование недрами. Сегодня средства от проведения аукционов по добыче полезных ископаемых и разовые платежи за пользование участками недр в полном объеме поступает в федеральный бюджет. Согласитесь, это не отвечает интересам субъектов, на территории которых расположены месторождения, а доминантой промышленного производства является горное производство. Регионам нужны стимулы и ресурсы для развития инженерной и социальной инфраструктуры, нагрузка на которые при отработке месторождений увеличивается. Мы предлагаем паритетное распределение неналоговых доходов этого направления.
Почти двадцать лет в Магаданской области действует режим Особой экономической зоны и накоплен богатый опыт сотрудничества органов власти и предприятиями – резидентами ОЭЗ, что положительно сказывается на социально-экономических преобразованиях в регионе.
Колымчане благодарны федеральному центру за инициативу продления зоны до 2025 года. Но также мы считаем необходимым стопроцентное зачисление налога на добычу полезных ископаемых в региональные бюджеты, сейчас участники Особой экономзоны платят его по ставке 0,6%. Норма полного зачисления в областной бюджет действовала в 2016-2017 годах, сейчас 40% идет в федеральный бюджет, 60% - в региональный. Это негативно отражается на доходах бюджета Колымы, только за 8 месяцев текущего года региональная казна потеряла 890 млн рублей, а за весь год, по расчетам, некомпенсируемые расходы превысят миллиард рублей.
Кроме того, нужно разработать механизм компенсации выпадающих доходов, которые теряют регионы из-за принятия на федеральном уровня решении не только о налоге на движимое имущество, но и региональные инвестиционные проекты. Без согласия органов власти регионов по отдельным хозяйствующим субъектам принимаются решения о введении их в состав РИПов, и бюджеты субъектов недополучают денежные средства. Только у Магаданской области такие потери в 2019 году от деятельности некоторых предприятий составят около 1 млрд 150 млн рублей. Поэтому сейчас как никогда важно продумать объёмы нецелевой финансовой помощи субъектам РФ.
Методика распределения федерального Фонда финансовой поддержки субъектам претерпевает изменения. Проект 2019 года учитывает отдельные замечания по болевым вопросам и проблемным показателям, но не урегулированы ряд основополагающих моментов.
Убеждены, что при расчете минимальных бюджетов регионов Дальнего Востока и районов Крайнего Севера должны быть учтены расходы на субсидирование межтарифной разницы по коммунальным услугам, районные коэффициенты и северные надбавки, которые сейчас не учитываются, компенсация оплаты проезда в отпуск, финансирование дорожной инфраструктуры по нормативам содержания дорог регионального и местного значения, содержание малокомплектных школ согласно фактических расходов, дополнительное финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования. Один штрих: на обеспечение граждан медицинской помощью в рамках ФОМС, по данным Министерства финансов РФ, в пяти субъектах индекс бюджетных расходов при расчете субвенций намного превышает максимально допустимый показатель, который равен трем. В Республике Саха (Якутия) он составляет 4,5, на Камчатке – 5,4, в Ненецком округе - 4,5, на Чукотке – 12,9, в Магаданской области – 4,7. Суммарно только по ним недофинансирование системы здравоохранения и оказания медпомощи достигает более 13 млрд рублей в год. Безусловно, это негативно отражается на качестве и доступности медпомощи. Обновленная методика вновь устанавливает ограничения коэффициента дифференциации, и дефицит сохранится.
Уверен, что предлагаемые нами изменения будут способствовать устойчивому развитию Дальнего Востока и других регионов с ресурсно-сырьевой основой экономики».