В основном поднимались вопросы форм и темпов проведения изменений, финансового обоснования увеличения пенсионных выплат, регулирования рынка труда в части гарантий трудоустройства граждан предпенсионного возраста посредством экономического стимулирования работодателей и другие.
- Главным вопросом повестки стало обсуждение не столько концепции пенсионной реформы, которая уже принята в первом чтении, сколько отдельных положении и норм этого закона, - рассказал Сергей Абрамов. - По большей части участники слушаний согласились, что сегодня объективно нельзя оставлять действующую пенсионную систему без изменений, поскольку она ведет к дальнейшему снижению размеров пенсий и ухудшению материального положения пенсионеров по разным причинам, в том числе и демографической.
Но больше говорили о росте пенсий в реальном выражении, речь шла о многих показателях, в том числе финансовом обосновании дальнейшего увеличения пенсионного обеспечения.
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин пояснил, что в параметрах бюджета России 2019 года и Пенсионного Фонда РФ уже предусмотрены изменения, которые касаются повышения размеров пенсий, в следующем году оно составит по 1000 рублей в месяц, то есть на 12 тысяч в течение года, такие предложения уже внесены.
- Сейчас людям после 35 лет уже затруднительно устроиться на работу, что же будет с теми, кто перешагнул традиционный пенсионный возраст?
- Детально обсуждался вопрос рынка труда, чтобы люди предпенсионного возраста имели гарантии дальнейшего трудоустройства. Говорили о мерах стимулировании работодателей к сохранению данной категории людей не мерами административной ответственности, а экономически, чтобы этих специалистов было выгодно приглашать для работы. Поднимались и вопросы сохранения определённых гарантий и льгот, которые имеют люди, достигшие 55-60 лет.
- Для нас более важен раздел, касающийся жителей районов Крайнего Севера и коренных малочисленных народов. Удалось ли достигнуть конкретики в этом вопросе?
- Эти вопросы ставились председателями заксобраний Дальневосточного федерального округа, поскольку наша позиция едина. Мы считаем, что для указанных категорий граждан возраст выхода на пенсию должен остаться неизменным – 50 лет для женщин и 55 для мужчин. Кроме того, в рамках взятого правительством курса на ускоренное развитие Дальнего Востока, было предложено распространить эти гарантии на всю территорию ДФО. Но пока нет ясности, пройдут ли эти предложения во втором и окончательном чтении.
- Предлагались ли иные варианты проведения пенсионной реформы?
Ни одного конкретного предложения не прозвучало. Некоторые выступающие предлагали оставить нынешний порядок. Но в целом основной нитью слушаний стала общая позиция, что без изменений существующую систему оставлять нельзя. Пенсии должны достигнуть хотя бы международных стандартов - не менее 40 процентов от утерянной зарплаты. Председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин вообще обозначил цель в 60-70 процентов от реально утраченной зарплаты по окончании пенсионной реформы.
Эти изменения нужно было сделать лет пять-семь назад, чтобы темпы поэтапного проведения пенсионной реформы не были такими жесткими, как сейчас, и чтобы люди, которые находятся в предпенсионном возрасте, свои жизненные планы формировали на более дальнюю перспективу.
Все участники слушаний согласились с тем, что вопрос является системным, и речь не только о повышении пенсионного возраста, но и бюджетной обеспеченности, и рынка труда, и некоторых социальных гарантий людей пенсионного возраста, включая переобучение, медицинское обслуживание, и ряд других направлений.
Рабочая группа при Государственной Думы детально прорабатывает поступающие предложения, многие нормы, я уверен, включат в проект закона и предложат пакетные изменения в ряд других законодательных актов, которые будут влиять на обеспечение пенсионных преобразований. Члены Советы Федерации также намерены провести собственные слушания о детализации норм и статей пенсионного законодательства.
Тема еще не закрыта, обсуждение проведения реформы продолжается.
Комментарии