Известному магаданскому фотографу Валерию Острикову исполнилось 65 лет. В канун юбилея фотохудожник рассказал о себе и своем взгляде на фотографию
Творческий путь
– Фотографией начал заниматься, как и многие мои сверстники, в школьные годы в фотокружке Дома пионеров. Иногда спрашивают, как я стал фотографом. Я не выбирал профессию фотокорреспондента – она сама меня увлекла волшебством создавать изображение на чистом листе фотобумаги какое сам увидел и зафиксировал щелчком фотоаппарата. Начало было положено в областной типографии. Увидев мои снимки, журналисты предложили опубликовать в газетах – сначала в «Магаданском комсомольце» (отмечу, что у этой молодежной газеты юбилей – 60 лет!), а затем и в «Магаданской правде». Первые публикации были о городе, природе и репортажи с места событий – тематика мне близкая и знакомая. А потом совершенно неожиданно позвонили из Комитета по телевидению и радиовещанию (сейчас это ГТРК) и предложили работать фотокорреспондентом, это и послужило фундаментом моей трудовой биографии. Там я и встретил свою будущую супругу – режиссера телевидения Викторию Тихненко. Вот так вместе и на работе, и дома. И родилась у нас доченька Полиночка – скоро у нее юбилей – 30лет! Она сама молодая мама наших внучек Майечки и Яночки.
Потом был период работы в «Магаданской правде» и снова телевидение, но уже в качестве видеооператора – снимающего и павильонного. Хочу отметить, что в плане освоения новой профессии мне очень повезло, потому что учителем операторского мастерства был профессионал высокого класса и друг Анатолий Васильевич Крысин!
В 80-е годы в городе была народная фотостудия «Магадан», где мы под руководством нашего учителя и замечательного человека Василия Николаевича Шумкова занимались творческой фотографией. У нас были контакты со многими фотоклубами страны. Это были очень интересные молодые годы познания, и мы с азартом жали на кнопку фотоаппарата. Участвовали во всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. Побывали с выставками в разных городах России: Владивостоке, Тольятти, Курске, Москве и Анкоридже (США). В настоящее время работаю в пресс-службе мэрии нашего родного Магадана. И вот уже четыре десятка лет как я не расстаюсь с фотоаппаратом, постоянно в процессе интересной и любимой профессии.
– Что нравится и что не нравится снимать?
– Больше всего мне нравится репортаж, жанровая съемка – фотоохота на птиц и зверюшек, а также неповторимые кадры состояния природы. Когда находишься в гуще событий, там есть что снимать – только надо реагировать моментально, выявляя самое интересное и знаменательное для данного события. Вот такая динамичная работа. А во многом она и удачной бывает, если создается атмосфера отличного творческого настроения с настоящими друзьями и коллегами. Магадан славится фотомастерами, такими как Н.?А.?Дереженец, П.?Жданов, И.?Кислов, С.?Маймистов, Р.?Месягутов, А.?Мухаметов, А.?Мягков, Р.?Мещеряков, А.?Осипов, А.?Шафранов.
Хочу подчеркнуть, что у магаданских фотохудожников свой индивидуальный почерк. Наверное, потому, что территория, где мы живем, уникальна во всей своей северной красе!
– Как вы относитесь к постановке в репортажной фотографии?
– Иногда она необходима для того чтобы расставить акцент, сделать кадр более иллюстративным, а довольно часто и историческим.
– Что нравится больше: фотографировать или снимать видео?
– Фотокарточка мне ближе. В ней присутствуют элементы загадочности и волшебства.
– Пленка или цифра?
– Это абсолютно разнополярные вещи. Конечно, люди моего поколения начинали с пленки, другого не было. Ни о каком видео и тем более цифровой фотографии в те далекие годы прошлого столетия никто и понятия не имел. Конечно, черно-белая пленка и цветная – слайд. Для обработки пленки и фотобумаги химические растворы сам составляешь: в бачках пленку проявляешь, печатаешь при помощи фотоувеличителя, т. е. весь цикл от съемки до готового снимка, – все делаешь своими руками. Сегодня эра современных цифровых технологий и позволяет сделать более оригинальные снимки. Но основа остается – фотограф должен прежде всего увидеть кадр, глазами зацепить, среагировать мозговым компьютером и желательно нажать кнопку вовремя, дабы за доли секунды остановить то самое мгновение, которое, как известно, не повторится никогда.
– Какие планы на будущее?
– Снимать, снимать и снимать.
– Как вы относитесь к мобилографии?
– Приветствую съемку на телефон, потому что для широкой массы людей это очень доступный и полезный момент фиксации происходящего в современной действительности. Я это называю «записной фотокнижкой». Сфоткал друзей, родственников, природу или интересную картинку жизни и мгновенно поделился с большой аудиторией людей. Это по-современному.
– Что важнее – талант, или навыки?
– Навык нарабатывается со временем, и в какой-то степени это можно назвать талантом. Фотохудожники всегда в поиске. В творчестве невозможно поставить точку как в законченном предложении. Не бывает по той простой причине, что фотография всеобъемлюща во всех сферах жизни, тем более сегодня. Столько технического разнообразия можно внести! Здесь огромный диапазон творческих возможностей, всевозможных программ, позволяющих сделать более содержательный снимок в плане цветопередачи, кадрирования. Главное – цветом не заглушить смысловое содержание кадра – периодически возвращаюсь к черно-белому варианту снимка, потому что он более выразительный и глубокий по смыслу. Сколько бы человек ни занимался фотографией, у него ест возможность осваивать современную цифровую фотографию, которая требует многих знаний: умения работать с компьютером, умения обращаться с совершенной электронной техникой. Чтобы со всем этим работать, надо овладевать новыми знаниями, а иначе никак. Раньше было намного проще. А сейчас прогресс в современных технологиях, поэтому надо постоянно совершенствоваться. А талант в моем понимании: сделай так, как умеешь, но все-таки постарайся немного лучше. Я – «фотостаратель», потому что всегда стараюсь и стремлюсь выполнить свое творчество качественно – выразительно и содержательно. Порой собираешься на фотосьемку как на очередной экзамен и не знаешь, какой билет вытянешь сегодня у фортуны и удастся ли тебе на него ответить удачными кадрами, из которых потом мозаикой сложится обьемная фотокартина Времени, в котором мы живем.
Беседу провела Виктория Драчкова "Вечерний Магадан".